Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 11 ноября 2015 г.
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
- Кирьякова С. Е. |
|
- руководитель инспекции, начальник отдела контроля закупок, |
- Игошина В. В. |
|
- участник инспекции, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Киселева Л. О. |
|
- участник инспекции, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
|
в присутствии:
- Багировой Д. Б.
- Королева А. В.
|
|
- представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 18 главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (по доверенности N 53/ТО/46/2/-3871 от 10.11.2015),
- представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 18 главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (по доверенности N 53/ТО/46/2/-3871 от 10.11.2015), |
осуществив внеплановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 18 главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее также - ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Нижегородской области, заказчик) и его котировочной комиссией требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при проведении запроса котировок для обеспечения государственных нужд,
установила:
1. Инспекцией Нижегородского УФАС России в соответствии с приказом руководителя Нижегородского УФАС России N403 от 09.11.2015 проводится внеплановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при проведении запроса котировок на право заключения контракта на поставку бензина марки АИ-92-5, номер извещения 0332100015015000010.
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение общества с ограниченной ответственностью "НТС" N 160 от 30.10.2015 (вх. N 7069 от 30.10.2015), содержащее информацию о нарушениях положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Согласно части 2 статьи 72 требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок) заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.
22.10.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения контракта на поставку бензина марки АИ-92-5, номер извещения 0332100015015000010.
Заказчиком данной закупки выступает ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Предметом закупки является поставка бензина марки АИ-92-5 с начальной (максимальной) ценой контракта 153380.00 рублей.
Согласно части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, помимо прочего, информация о форме заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа, информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта.
Между тем в извещении о проведении названного запроса котировок срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок должен подписать контракт и условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта не установлены, что является нарушением заказчиком части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 названного Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 названного Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
Согласно части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 названной статьи информации и документов, не допускается.
Между тем в форме котировочной заявки заказчиком указано требование о предоставлении количества поставляемого товара, которое не входит в перечень допустимых к истребованию свойств, что является неправомерным.
Таким образом, заказчик нарушил части 1, 3 и 4 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. 29.10.2015 состоялась процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок, поданных для участия в рассматриваемом запросе котировок. Результаты зафиксированы в протоколе NП1 от 29.10.2015.
В соответствии с названным протоколом на участие в запросе котировок поданы две котировочные заявки с номерами 4684 (общество с ограниченной ответственностью "Диар-Транс" с ценой контракта 153380.00) и 4685 (общество с ограниченной ответственностью "СНК" с ценой контракта 153000.00), которые соответствуют требованиям извещения о запросе котировок.
Частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Частью 3 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
При этом частью 4 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с названным Федеральным законом.
Вместе с этим частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 названного Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Согласно части 3 статьи 4 и части 2 статьи 114 Закона о контрактной системе в сфере закупок положения, регламентирующие функционирование единой информационной системы, вступают в силу с 01.01.2016. При этом Законом о контрактной системе в сфере закупок не предоставляется возможность подачи заявок посредством электронной почты.
Таким образом, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы подача котировочных заявок в форме электронного документа, в том числе по электронной почте, недопустима.
Извещением о проведении запроса котировок установлено, что заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, что не противоречит требованиям действующего законодательства, при этом из извещения явно не следует, что допускается подача заявок по электронной почте в электронном виде.
Заявка ООО "НТС" направлена на указанный в извещении адрес электронной почты (ik-18@52.fsin.su) заказчика в форме электронного документа, подписанного ЭЦП.
Однако данный способ подачи котировочной заявки извещением о проведении запроса котировок не предусмотрен.
Таким образом, котировочная заявка ООО "НТС" подана с нарушением требований извещения и действующего законодательства.
Учитывая, что факт подачи котировочной заявки ООО "НТС" в рассматриваемом случае нельзя считать установленным, заказчик, не зарегистрировав котировочную заявку ООО "НТС" положений Закона о контрактной системе в сфере закупок не нарушил.
Котировочная комиссия заказчика, не рассмотрев котировочную заявку ООО "НТС", также положений Закона о контрактной системе в сфере закупок не нарушила.
4. В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 названного Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Требования к поставляемому товару установлены в техническом задании извещения о запросе котировок. Согласно извещению о проведении запроса котировок заказчиком установлены показатели товара, значение которого не может изменяться, например:
1. Октановое число, не менее: |
по моторному методу 83 |
Из анализа заявок общества с ограниченной ответственностью "Диар-Транс" и общества с ограниченной ответственностью "СНК" следует, что данными участниками предложен к поставке товар с неконкретными характеристиками, например:
1. Октановое число, не менее: |
по моторному методу 83 |
по исследовательскому методу 92 |
Вместе с тем, отсутствие указания конкретных характеристик предлагаемого товара является основанием для отклонения названных заявок, поскольку это не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок и Закону о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, признав заявки с номерами 4684 и 4685 соответствующими извещению о запросе котировок, котировочная комиссия нарушила часть 7 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5. В соответствии с частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором, в том числе, содержится информация о существенных условиях контракта.
Между тем в названном протоколе отсутствует информация о существенных условиях контракта, что является нарушением части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
6. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку допущенные заказчиком нарушения требований частей 1, 3 и 4 статьи 73 Закона о контрактной системе и котировочной комиссией заказчика частей 7 и 8 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок являются существенными, Инспекция Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что в данном конкретном случае такие нарушения могут быть устранены путём внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок на право заключить контракт на поставку бензина марки АИ-92-5, номер извещения 0332100015015000010, упраздняющие допущенные нарушения, с учетом выводов, изложенных в решении Комиссии N605-ВИ, и отмены протокола NП1 от 29.10.2015, составленного при проведении запроса котировок, соответственно.
Изложенное свидетельствует о необходимости выдачи заказчику и его котировочной комиссии предписания об устранении допущенных нарушений.
С учётом изложенного, руководствуясь частями 15 и 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказом руководителя Нижегородского УФАС России N403 от 09.11.2015, инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
решила:
1. Признать заказчика - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 18 главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" - нарушившим требования частей 1, 3 и 4 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать котировочную комиссию Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 18 главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" нарушившей требования частей 7 и 8 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и его котировочной комиссии Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 18 главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Нижегородского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 4.2, 6 и 7 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии с действующим законодательством настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции С. Е. Кирьякова
Участники инспекции В. В. Игошина
Л. О. Киселева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 11 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2015