Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 ноября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии: |
М.С. Ратникова Ю.В. Моргунова, |
по итогам проведения внеплановой проверки открытого конкурса N 0158300060115000070, размещенного Заказчиком - Муниципальным казенным учреждением Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Новочеркасска по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Турбина Р.И.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России из ЦА ФАС России в интересах Геллера А. поступило обращение по признакам нарушения Закона Заказчиком. Нарушения законодательства имеют место при проведении открытого конкурса N 0158300060115000070 "Капитальный ремонт покрытия автомобильной дороги и тротуаров по пр. Баклановскому (от пересечения с ул. Ветеринарной до пл. Троицкая)" (далее - конкурс). Довод Заявителя сводится к следующему: работы по предмету контракта начали выполняться до выявления победителя торгов.
Заказчик представил письменные пояснения по существу дела: Заявитель не владеет информацией о территориальных границах муниципального образования "Город Новочеркасск", ввиду чего принял работы, осуществляемые иным муниципальным образованием - Аксайским районом, за работы по данному конкурсу. Торги проведены в соответствии с требованиями Закона, контракт заключен 13.10.2015 г.
Комиссией Ростовского УФАС установлено следующее:
1) 22.08.20015 г. на сайте закупок размещено извещение о проведении конкурса. Согласно извещению в редакции от 01.09.2015 г. начальная цена контракта равна 139 396 450.00 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов от 16.09.2015 г. на участие в торгах поступило 2 заявки: ООО "Трансстроймеханизация", ОАО "ДРСУ".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 18.09.2015 г. заявка ОАО "ДРСУ" отклонена от участия в конкурсе.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона, ввиду признания конкурса несостоявшимся, данная закупка направлена для согласования в орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
На основании решения от 24.09.2015 г. Управления финансового контроля Администрации гор. Новочеркасска контракт заключен 13.10.2015 г. с единственным подрядчиком ООО "Трансстроймехнизация".
2) Заказчиком на основании заключенного контракта от 08.05.2015 г. (закупка N 0158300060115000013) в период с 18.08.2015 г. по 25.10.2015 г. выполнены работы на пр. Баклановский по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонного покрытия на отдельных участках дороги длиной до 100 м. Факт выполнения данных работ подтвержден актом выполненных работ.
Граница муниципального образования "Город Новочеркасск" согласно публичной кадастровой карты Росреестра заканчивается на пересечении пр. Баклановского с ул. Ветеринарной. Автомобильная дорога в сторону магистрали М4 "Дон" от пересечения пр. Баклановского с ул. Ветеринарной по ул. Ростовское шоссе до стелы "Новочеркасск" и далее относится к ведению Аксайского района. По ул. Ростовское шоссе в сентябре 2015 г. проводились ремонтные работы дорожного покрытия автомобильной дороги. Данный ремонт осуществлен в пределах компетенции Аксайского района.
На основании изложенного, довод Заявителя о выполнении работ по конкурсу N 0158300060115000070 ранее определения победителя торгов опровергается фактическими обстоятельствами дела.
Кроме того, Комиссия Ростовского УФАС России отмечает следующее:
Согласно пункту 9 части 8 статьи 105 Закона к жалобе (заявлению) прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. В нарушение данной нормы Заявителем не представлено каких-либо документальных доказательств заявленного довода.
Контроль в отношении соответствия выполненной работы (ее результата) условиям контракта; своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета выполненной работы (ее результата); соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) целям осуществления закупки осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
3) В положениях ч. 1 ст. 31 Закона предусмотрен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона информация об установленных Заказчиком единых и дополнительных требованиях в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 31 Закона указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Требования Заказчика к участникам закупки установлены в п. 13 информационной карты документации.
Требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона (за исключением п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 1.1 ст. 31, п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона) извещение не содержит.
Заказчиком нарушена ч. 5 ст. 31 Закона.
4) В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 частью 2 статьи 51 Закона. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
На заседании Комиссии Ростовского УФАС России установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 18.09.2015 не содержит в полном объеме предусмотренных Законом приложений с информацией о предложениях участников конкурса в отношении объекта закупки. Так, согласно требованиям документации описание объекта закупки приведено Заказчиком во всей проектной сметной документации.
Действия Заказчика, не разместившего на официальном сайте закупок приложение к протоколу рассмотрения и оценки заявок, содержащее информацию о предложениях участников конкурса в отношении объекта закупки в полном объеме, нарушают часть 12 статьи 53 Закона.
5) Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 29 Правил установлено, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
В качестве нестоимостного критерия, установлен, в том числе, следующий показатель: "наличие у участника открытого конкурса финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности.
Расчет баллов (Шкала оценки).
Комиссия оценивает участников по условию "наличие у участника открытого конкурса финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности" (наличие у участника конкурса возможностей выполнить работы без авансовых платежей, с условием оплаты выполненных работ по факту приемки) - баланс оборотных активов (код строки 1600 на отчетную дату отчетного периода).
Подтверждается документами: копия бухгалтерского баланса за 2014 год (c подтверждением налогового органа о получении).
отсутствие оборотных активов: 0 баллов
баланс оборотных активов в размере до 250 000 тыс. руб. (включительно): 30 баллов;
баланс оборотных активов в размере от 250 000 тыс. руб. до 500000 тыс. руб. (включительно): 60 баллов;
баланс оборотных активов в размере от 500 000 тыс. руб. до 1 000 000 тыс. руб. (включительно): 90 баллов;
баланс оборотных активов в размере от 1 000 000 тыс. руб. и более: 100 баллов;
Максимальное количество баллов - 100".
Как видно в качестве документов, подтверждающих наличие у участника торгов данных ресурсов, необходимо представление копий бухгалтерского баланса за 2014 год (c подтверждением налогового органа о получении).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом, если иное не установлено Федеральным законом.
Бухгалтерский учет могут не вести индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 НК РФ в обязанность налогоплательщикам вменяется ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Так, статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ.
Налогоплательщик единого налога на вмененный доход должен вести учет физических показателей, в том числе и их изменений в течение налогового периода.
Следовательно, индивидуальные предприниматели - налогоплательщики единого налога на вмененный доход подпадают под действие подпункта 1 части 2 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Законом.
При этом для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход, а также применяющих упрощенную систему налогообложения, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность ведения учета доходов в целях, не связанных с налогообложением.
При таких обстоятельствах, не каждый участник торгов - налогоплательщик имеет возможность представить копию бухгалтерского баланса.
Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно статье 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Законом предусмотрено формирование на территории Российской Федерации единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на территории Российской Федерации.
Заказчиком нарушена ч. 9 ст. 32, ч. 1 ст. 50 Закона в части неустановления надлежащего порядка оценки заявок.
Кроме того, представление указанного документа "за 2014 год" Ростовское УФАС России считает также противоречащим требованиям законодательства.
Правила определяют порядок оценки заявок, участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.
"Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта.
Как видно порядок оценки заявок, установленные критерии оценки и показатели неразрывно связаны с предметом контракта (каждого конкретного контракта).
При таких обстоятельствах, связь между содержанием бухгалтерской отчетности на 2014 г. и выполнением работ в 4 квартале 2015 г. отсутствует. Финансовое состояние участника торгов может не иметь ничего схожего с его состоянием в октябре 2015 г. (к моменту подачи заявки на участие в конкурсе).
Установленное Заказчиком условие не позволяет выявить лучшие условия исполнения данного контракта.
Действия Заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают ч. 9 ст. 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 31, ч. 9 ст. 32, ч. 1 ст. 50, ч. 12 ст. 53 Закона.
2. Предписание Заказчику не выдавать ввиду заключения контракта.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок К.А. Коренченко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.С. Ратникова
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2015