Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 октября 2015 г. N 204-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращения Индивидуального предпринимателя Ощепкова Владимира Михайловича (вх. N 15685 от 19.10.2015) (далее - Заявитель, Участник закупки, ИП Ощепков В.М.) провела внеплановую проверку действий МОУ Средней общеобразовательной школы N 2 с. Варны (далее - Заказчик), Управления образования администрации Варненского муниципального района (далее - Уполномоченный орган), аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу внутреннего и наружного видеонаблюдения (извещение N 0169300047915000088) (далее - Аукцион), в присутствии:
Индивидуального предпринимателя Ощепкова Владимира Михайловича (паспорт);
представителя Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада I категории N 10 "Аленушка" с. Варны, Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 1 с. Варны, Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 11 "Сказка" с. Варны, Муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия имени Карла Орфа с. Варны", действующего на основании доверенностей от 23.10.2015 N 1,2,3,5;
представителя Муниципального общеобразовательного учреждений средней общеобразовательной школы N 2 с. Варны, действующего на основании приказа N 127 от 24.12.2010, должностной инструкции;
представителя Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 11 "Сказка" с. Варны, действующего на основании приказа N 46 от 13.12.2011, должностной инструкции,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 19.10.2015 поступило обращение ИП Ощепкова В.М. на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого Аукциона.
Согласно материалам дела, Заказчиком объявлено о проведении Аукциона 01.10.2015 (с изменениями от 07.10.20) путем размещения извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 192 079,67 рублей.
Согласно доводам обращения, Заявитель считает неправомерными действия аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в Аукционе по причине непредставления сведений о стране происхождения предлагаемых в заявке товаров.
По мнению ИП Ощепкова В.М. на стадии подачи заявки на участие в Аукционе указать сведения о стране происхождения товара невозможно, поскольку товар подбирается непосредственно в ходе исполнения контракта, выбор зависит от наличия товара у поставщиков указанного оборудования и его стоимости.
Кроме того, на заседании Комиссии Челябинского УФАС России Заявитель также указал на невозможность исполнения условий контракта по причине ненадлежащей подготовки Заказчиком технического задания документации об Аукционе (по параметру питание регистратора от 12 В), отсутствия в разъяснениях документации об Аукционе ответов на поставленные участником закупки вопросов.
Представители Заказчика, члены аукционной комиссии с доводами Заявителя не согласились, пояснили, что определение исполнителя услуг осуществлено в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, ИП Ощепкову В.М. отказано в допуске к участию в Аукционе по причине не указания в заявке сведений о стране происхождения предлагаемого к поставке товара, разъяснение положений документации об Аукционе дано в полном объеме и своевременно.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Часть 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной систем, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Подпунктом 3.1.3 раздела 3 части I документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки должна содержать "согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией электронного аукциона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе в Приложение N 1 к Техническому Заданию, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товару, подлежащему использованию при оказании услуг, являющихся объектом закупки.
Решением аукционной комиссии, отраженным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.10.2015 N0169300047915000088-1, ИП Ощепкову В.М. (защищенный номер заявки 3) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующей причине: "Признать участника электронного аукциона, подавшего заявку на участие в электронном аукционе с присвоенным номером 3, Не соответствующим требованиям Закона и документации об электронном аукционе. Не предоставлена информация по части 3 статьи 66 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не указано наименование страны происхождения товара".
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев первую часть заявки Заявителя, требования документации об Аукционе к содержанию первой части заявки на участие в закупке, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.10.2015 N0169300047915000088-1, приходит к выводу о соответствии действий аукционной комиссии требованиям частей 1,3,4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку ИП Ощепковым В.М. в заявке не указаны сведения о стране происхождения предлагаемого товара.
Доводы Заявителя о невозможности указания страны происхождения предлагаемых товаров на момент подачи заявки на участие в Аукционе не принимаются антимонопольным органом во внимание, поскольку требования законодательства о контрактной системе едины для всех субъектов правоотношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поставщики (подрядчики, исполнители) при подаче заявок на участие в закупках должны учитывать все свои коммерческие риски и предлагать к использованию товар, соответствующий потребности Заказчика, изложенной в документации об Аукционе, с указанием страны происхождения такого товара.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика и Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
2. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона Уполномоченным органом не установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, подпунктами 1.6.2.2-1.6.2.8 части I документации об Аукционе, а также предусмотрено требование по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, которое к рассматриваемой закупке не применимо в силу объекта закупки (не требуется наличие у участников закупки лицензий, свидетельств и иных разрешающих документов).
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объект закупки, заявленный Заказчиком в документации об Аукционе, комплексный и включает в себя поставку товара, указанного в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, и оказание услуг по монтажу указанного оборудования в помещениях Заказчика.
По позиции N 1 Заказчику требуется автономное записывающее устройство -IP видеорегистратор с операционной системой Linux.
LinuxR является зарегистрированным товарным знаком Linus Torvalds (США).
Таким образом, Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки включено требование относительно товарного знака операционной системы, что может привести к ограничению возможности участников закупки предложить товар с иными операционными системами, отвечающими потребности Заказчика (например, Windows).
4. В силу части 1 статьи 34, частей 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт по результатам Аукциона заключается на условиях извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе, заявки участника закупки, по цене, предложенной таким участником, путем включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе содержит минимальные и (или) максимальные значения показателей, а также показатели, которые не могут изменяться.
Техническое задание к проекту контракта не содержит возможности включения в указанное приложение к проекту контракта сведений о стране происхождения товара, предложенного участником закупки, не включает в себя наименование показателей, установленных в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, а также показатели, которые не могут изменяться, что может привести к нарушению Заказчиком процедуры заключения контракта, предусмотренной частью 1 статьи 34, частями 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
5. Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются (часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Уполномоченный орган 07.10.2015 17:17 (МСК+2), 09.10.2015 16:43 (МСК+2) разместил в единой информационной системе разъяснения положений документации об Аукционе, подготовленное Заказчиком, не содержащие в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предметов запросов участника закупки.
Уполномоченным органом и Заказчиком 01.10.2015 в единой информационной системе размещена документация об Аукционе, содержащая Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе по позициям 1,2,3,4,5 следующего содержания (приведены выдержки по тем показателям, которые впоследствии были изменены при внесении изменений в документацию об Аукционе):
N позиции |
Наименование |
Минимальные требования |
1 |
Автономное записывающее устройство - IP видеорегистратор |
Поддержка протокола ONVIF Version 2.4 |
2 |
LED монитор |
Количество выходных USB-портов не менее 2 Количество встроенных динамиков не менее 2 Мощность динамиков (на канал) не менее 2 Вт Вес не более 5.5 кг Стереоколонки |
3 |
Уличная IP-камера 2 Мп (3.6) |
Масса не более 0,4 кг Поддержка протокола ONVIF Version 2.4 |
4 |
Уличная IP-камера 1,3 Мп (3.6) |
Масса не более 0,4 кг Поддержка протокола ONVIF Version 2.4 |
5 |
Внутренняя IP-камера 1,3 Мп |
Масса не более 0,4 кг Поддержка протокола ONVIF Version 2.4 |
На основании приказа заведующего учреждения от 06.10.2015 N 55/10 в документацию об Аукционе 07.10.2015 внесены следующие изменения: по позициям 1,3,4,5 исключен параметр версии протокола, по позиции 2 - количество выходных USB-портов не менее 2, стереоколонки, количество встроенных динамиков не менее 2, мощность динамиков (на канал) не менее 2 Вт, вес, по позициям 3,4,5 - исключен параметр масса.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе при внесении изменений в документацию об Аукционе изменен объект закупки.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика части 6 статьи 65, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 65, пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 октября 2015 г. N 204-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015