Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 24 ноября 2015 г. N ГЗ-759/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх.16508) 17.11.2015 от ООО "Стройтехгрупп" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, в лице Управление капитального строительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Заказчика) при определении поставщика путем проведения открытого конкурса N 0301300200715000219 Выполнение генеральной подрядной организацией строительно-монтажных работ с поставкой монтируемого оборудования и пусконаладочных работ по строительству объекта: "Здание школы в микрорайоне "Дема-8" в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - Открытый конкурс).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. Заказчик, не установил конкретный объем привлечения субъектов малого предпринимательства;
2. Заказчик установил требование к обеспечению исполнения контракта не предусмотренное Законом;
3. Заказчик не установил требования к допускам СРО по конкретным видам работ;
4. Заказчик не установил требование о наличие лицензии по монтажу, техобслуживанию и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
5. Заказчик указал в техническом задании товарный знак без сопровождения слов "или эквивалент";
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по Открытому конкурсу.
Комиссия Башкортостанского УФАС России изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
26.10.2015 г Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru опубликован Открытый конкурс начальная (максимальная) цена контракта 779 507 940,00 рублей.
1. В соответствии с ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе, Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе, установлено что, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с п.6.1 Проекта Контракта, являющейся неотъемлемой частью документации о закупке, указано что:
Генеральный подрядчик обязан обеспечить привлечение к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объём такого привлечения должен составлять не менее 15% от цены контракта.
Таким образом, заказчиком установлен объем привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Тем самым, довод заявителя в указанной части не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, установлено что, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с п.12.3 Проекта контракта, заказчиком установлено что, в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Генеральным подрядчиком своих обязательств по Контракту, Генеральный подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней предоставить Муниципальному Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, установлено что, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Законом о контрактной системе не предусмотрен запрет на вышеуказанное требование в проекте контракта.
В силу ч.1,2 ст.421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Таким образом, п.12.3 Проекта контракта не нарушает Закона о контрактной системе и действующее законодательство.
Тем самым, довод заявителя в указанной части не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, установлено что, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно контракта предметом закупки установлено: "Выполнение генеральной подрядной организацией строительно-монтажных работ с поставкой монтируемого оборудования и пусконаладочных работ по строительству объекта: "Здание школы литер 17 в микрорайоне "Колгуевский" в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Данной нормой также предусмотрена возможность выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно лицом, осуществляющим строительство, и (или) с привлечением других лиц.
В соответствии с ч.3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации , в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) включены в перечень видов работ на которые необходимо свидетельство.
В соответствии с п.11 Конкурсной документации, установлены требования к участникам,
- наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (в ред. от 14.11.2011) с указанием перечня видов работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство;
Согласно пункту 6.19 проекта муниципального контракта, указано в случае привлечения к выполнению Работ субподрядных организаций / соисполнителей, обеспечить наличие у субподрядных организаций / соисполнителей установленных законодательством свидетельств о допуске к работам, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Генеральный подрядчик несет ответственность перед Муниципальным Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядных организаций / соисполнителей и обязан возместить Муниципальному Заказчику убытки, причиненные субподрядными организациями / соисполнителями при исполнении настоящего Контракта.
Таким образом, согласно документации об аукционе допускается привлечение генподрядчиком к исполнению муниципального контракта субподрядчиков. Кроме того, необходимо учесть, что предметом контракта является выполнение строительно-монтажных работ как основного вида работ, определенного муниципальными нуждами.
Учитывая изложенное, установление заказчиком требование о наличие у участника копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства только на выполнение работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также отсутствие требований о наличии у участников, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" копии лицензии, соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Тем самым, 3 и 4 доводы жалобы заявителя, в указанной части не нашли своего подтверждения.
4. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, установлено что, документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно Приложению N1 к Техническому заданию конкурсной документации, установлены товарные знаки Baumit без указания слов "или эквивалент".
Однако согласно Раздела 3 Технического задания, заказчиком указано: "Все указания в проектной документации на товарные знаки, марки, а также на наименования производителей и торговых организаций, конкретных материалов и оборудования носят примерный (сравнительный) характер и указаны в целях возможности выполнения проектно-изыскательских работ в соответствии с требованиями, установленными нормативными и техническими документами в области строительства при проектировании. На основании изложенного, ссылки на товарные знаки, марки, наименования производителей и торговых организаций, конкретных материалов и оборудования считать ничтожными".
Таким образом, заказчиком установлены требования в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Тем самым, довод заявителя в указанной части не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия Заказчика, необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 24 ноября 2015 г. N ГЗ-759/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2015