Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 29 сентября 2015 г. N ГЗ-533/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Уралстройпроект" (вх.N13579 от 23.09.2015 г.) (далее - Заявитель) на действия заказчика в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0101200009615000021 Выполнение комплекса инженерных изысканий по объекту: "Строительство очистных сооружений канализации в г.Белорецк" Белорецкий район Республики Башкортостан.
Согласно жалобе заявителя, заказчиком в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель в своей жалобе указывает, что конкурсная документация не соответствует требованиям и нормам Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Жалоба подана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация по открытому конкурсу N 0101200009615000021.
Комиссия Башкортостанского УФАС России изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее:
Заказчиком в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0101200009615000021 Выполнение комплекса инженерных изысканий по объекту: "Строительство очистных сооружений канализации в г.Белорецк" Белорецкий район Республики Башкортостан.
Согласно п.21 конкурсной документации: Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлены следующие критерии:
- стоимостные критерии оценки: цена контракта
- нестоимостные критерии оценки: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг - 50 баллов,
опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема - 50 баллов.
Предельное число баллов по стоимостным и нестоимостным критериям оценки установлено 100 баллов.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Таким образом, заказчиком нарушено положение ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, так как неправильно указанно количество баллов по стоимостным и нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Заказчиком в конкурсной документации установлено требование, что участник закупки подтверждает опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема путем представления копий государственных, муниципальных контрактов, актов о приемке выполнения работ по предмету конкурса в период с 2010 по 2014 годы включительно, по которым не предъявлялись штрафные санкции к исполнителю.
Заказчиком по данному конкурсу выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, которым для подтверждения опыта участника закупки установлены вышеуказанные требования, так как он является государственным заказчиком и заинтересован в выборе участника закупки который предложит более лучшие условия исполнения контракта.
На основании вышеизложенного Комиссия Башкортостанского УФАС России считает данные доводы жалобы необоснованными.
Однако в п.п. 2.1.2 п. 21 Конкурсной документации установлено, что предметом оценки являются сведения об опыте работы в области инженерных изысканий объектов коммунального назначения.
Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что объектом закупки является выполнение комплекса инженерных изысканий.
Инженерные изыскания это - работы, проводимые для комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения и получения необходимых и достаточных материалов для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений при проектировании и строительстве объектов с учётом рационального использования и охраны окружающей среды, а также получения данных для составления прогноза изменений окружающей среды под воздействием строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом данное требование установленное заказчиком является необоснованным и нарушает положение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как установив в конкурсной документации опыт работы для в области инженерных изысканий объектов коммунального назначения, заказчик ограничил количества участников закупки.
Кроме того в Разделе N2 Техническое задание конкурсной документации установлены требования к выполнению подрядчиком кадастровых работ.
Кадастровые работы - это работы по сбору сведений о земельном участке, необходимых для дальнейшего кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости.
Данные работы технологически и функционально не связаны с предметом закупки (инженерные изыскания). Объединение в один лот этих два вида работ приводит к ограничению количества участников закупки, что нарушает положение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В п. 3.1 проекта государственного контракта установлено следующее: Цена контракта составляет ______(______) рублей, в том числе НДС ___% ______(____) рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Представителем заказчика было сделано пояснение, что если участник закупки применяет упрощенную систему налогообложения, то цена контракта устанавливается без учета НДС.
Таким образом, доводы заявителя в данной части являются необоснованными.
Согласно п. 5.6 проекта государственного контракта в обязанности Генерального проектировщика входят следующие обязанности: Проводить консультации и разъяснения по проектной документации по просьбе Заказчика-застройщика или Государственного Заказчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Предметом данной закупки является выполнение комплекса инженерных изысканий и консультации и разъяснения по проектной документации не связаны с предметом данной закупки, что нарушает положение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Данные обстоятельства содержат признаки административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99 требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Уралстройпроект" на действия заказчика в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан нарушение ч. 9 ст. 32,
п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Федерального закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Заказчику, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятии мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 29 сентября 2015 г. N ГЗ-533/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2015