Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 октября 2015 г. N 1286К-2015
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Мамеднебиева А.М. - Вр.и.о. зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г.- Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Ибрагимова Гамзата Сайпудиновича (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии заказчика - Администрации муниципального района "Буйнакский район"" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса N 0303300125615000011 на выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексного проекта развития территории муниципального образования Буйнакский район Республики Дагестан, в том числе Генеральных планов и Правил землепользования и застройки 13 муниципальных образований (сельских поселений) муниципального образования Буйнакский район (далее - Конкурс) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в отсутствии представителей Заявителя и Заказчика (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
20.10.2015 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого Конкурса.
В жалобе указывается на неправомерность решения конкурсной комиссии Заказчика по отклонению заявки Заявителя по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Исследовав имеющиеся в деле по рассмотрению жалобы материалы, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), выслушав представителя Заказчика и представителя Уполномоченного органа, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
25.09.2015 Заказчиком на Официальном сайте было размещены извещение (с изменениями) и конкурсная документация по проведению Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 635 000,00 руб.
1. Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 16.10.2015 NПРО1 (далее - Протокол) заявка Заявителя на участие в Конкурсе отклонена со следующим обоснованием отклонения: "Отсутствует информация о добросовестности участника закупки необходимая к представлению в составе заявки (п.4 ст. 37 ФЗ-44), т.к. участником закупки предложена цена контракта, которая более чем на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта.".
Согласно ч. 1 ст. 37 Закон о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Учитывая то, что начальная (максимальная) цена контракта при проведении Конкурса превышает пятнадцать миллионов рублей, при снижении цены контракта на двадцать пять и более процентов от начальной (максимальной) цены контракта, участник закупки не обязан представлять в составе заявки информацию, подтверждающей добросовестность такого участника.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Таким образом, конкурсной комиссией Заказчика неправомерно признана заявка Заявителя не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы и нарушении конкурсной комиссией Заказчика ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе.
2. В результате проведенной в ходе рассматриваемой жалобы внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2.1. Согласно пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В пункте 3.1 приложения N1 информационной карты Конкурса одним из показателей нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" установлен показатель "Опыт участника по выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема": "предметом оценки является наличие у участника закупки опыта выполнения работ в Республике Дагестан в области территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, НИР в области градостроительства по государственным или муниципальным контрактам, заключенным и/или выполненным в период с 2007 по 2015 гг. Сведения о наличии у участника закупки соответствующего опыта должны быть представлены в составе заявки по форме N3 "Сведения о наличии опыта выполнения работ" по каждому контракту (договору) части III "Образцы форм и документов для заполнения участниками Конкурса". Сведения о наличии у участника закупки соответствующего опыта подтверждаются копиями контрактов (договоров) с приложением к ним копий актов выполнения работ по соответствующим контрактам (договорам). Показатели оценки участников закупки: а) от 1 до 3 проектов - 10 баллов; б)от 3 - 5 проектов - 20 баллов; в) от 5 и выше - 70 баллов; Коэффициент значимости показателя - 0,7. Максимальное количество баллов по данному показателю - 70 баллов".
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
По мнению Комиссии, установление правил оценки, в соответствии с которым оценивается опыт работы в отдельном регионе, не соответствует Правилам, в соответствии с которыми оценивается опыт работы, связанный с предметом контракта, а не местом его выполнения. Такой порядок оценки ограничивает участников закупки, имеющих опыт работы связанной с предметом контракта в других регионах.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
Критерии и показатели оценки, предусмотренные Правилами оценки заявок, фактически являются установленной действующим законодательством системой преимуществ, позволяющих признать победителем торгов того участника, который в наибольшей степени соответствует условиям предоставления указанных преимуществ.
Установлением порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по опыту выполнения работ в зависимости от наличия у участника закупки опыта выполнения работ на территории Республики Дагестан Заказчиком создаются преимущественные условия, не предусмотренные законом, тем участникам торгов, которые уже работали в Дагестане.
Таким образом установление в конкурсной документации показателей оценки, в соответствии с которым оценивается опыт работы в отдельном регионе не соответствует Правилам, поскольку не определяют лучшие условия исполнения контракта, и нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2.2. В соответствии с п. 3.1 муниципального контракта сроки выполнения работ предусмотрены календарным планом (Приложение N2 к муниципальному контракту), который также устанавливает этапы выполнения работ.
При этом срок выполнения работ предусмотрен календарным планом только для I этапа - 2 недели для сбора исходных данных, а для разработки генерального плана и правил землепользования и застройки срок выполнения работ не предусмотрен.
В соответствии с ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса РФ в договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работ.
Заказчиком в ответ на запрос N1082-ФЭ от 07.10.2015 г. о разъяснении положений конкурсной документации по срокам выполнения работ было указано следующее:
1-й этап не более 14 календарных дней с даты подписания МК;
2-й этап не более 30 календарных жней с даты окончания выполнения 1-го этапа;
2-й этап не более 30-ти календарных дней с даты окончания выполнения второго этапа.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Таким образом, предоставив разъяснения по срокам выполнения работ, Заказчик, по сути, установил новые сроки выполнения работ и тем самым нарушил часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика - нарушения п. 9 ч. 1 и ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с выдачей Заказчику предписания 1271К-2015 от 22.10.2015 г. об аннулировании Конкурса предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии А.М. Мамеднебиев
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 октября 2015 г. N 1286К-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2015