Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 ноября 2015 г. N 04-02/10098
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Одинцова Н.М. (далее - индивидуальный предприниматель, заявитель) исх. от 03.11.2015 N 1218/2015 (вх. от 03.11.2015 N 6356) на действия аукционной комиссии государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Вымского района" (далее - ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по установке противопожарных дверей в здании ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района", извещение N 0307200028315000008 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. Индивидуальный предприниматель, ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ", оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
ЗАО "Сбербанк - АСТ" исх. от 06.11.2015 (вх. от 06.11.2015 N 2841эл) заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ЗАО "Сбербанк - АСТ".
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Индивидуальным предпринимателем обжалуются действия аукционной комиссии ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района" в части принятия решения о признании заявки заявителя на участие в электронном аукционе несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района" в отзыве на жалобу исх. от 10.11.2015 N 542 (вх. от 10.11.2015 N 2879эл, от 11.11.2015 N 6484) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалов жалобы, заслушав заявителя, представителей ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района", пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки явилось ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района".
Наименование объекта закупки - "Выполнение работ по установке противопожарных дверей в здании ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 224825.40 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет субсидий, поступивших из республиканского бюджета Республики Коми на иные цели.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307200028315000008, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 16.10.2015.
Приказом ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района" от 21.09.2015 N 60-ОД создана аукционная комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района" (далее - ауционная комиссия).
3.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, наряду с прочим, вид деятельности: деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.
По пункту 2 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" (далее - постановление Правительства РФ от 25.10.2006 N 625), под лицензируемым производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений") (далее - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 определен перечень работ и услуг, относящихся к лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень).
Пункт 8 Перечня содержит вид работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
Наименование объекта закупки - "Выполнение работ по установке противопожарных дверей в здании ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района".
Извещением о проведении электронного аукциона к участникам электронного аукциона в числе единых требований установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: наличие действующей лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на основании Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 года N 625. Лицензия должна содержать следующие разрешенные виды деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
или наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на основании Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1225. Лицензия должна содержать следующие разрешенные виды деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах".
Аналогичное извещению о проведении электронного аукциона требование к участникам закупки определено пунктом 19 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта).
3.3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
По пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона
В соответствии с пунктом 28 Информационной карты вторая часть заявки должна содержать, наряду с прочим, "копию действующей лицензии:
- на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на основании Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 года N 625. Лицензия должна содержать следующие разрешенные виды деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах,
или
- на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на основании Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1225. Лицензия должна содержать следующие разрешенные виды деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах".
4. Согласно частям 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аукционной комиссией 02.11.2015 в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе рассмотрены вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
По результатам рассмотрения второй части заявки индивидуального предпринимателя аукционной комиссией принято решение о несоответствии заявки заявителя на участие в электронном аукционе требованиям документации об электронном аукционе с обоснованием принятого решения: "Аукционной комиссией заявка на участие в электронном аукционе признана не соответствующей требованиям установленным документацией об электронном аукционе в соответствии с пп. 2) п.6 статьи 69 Закона о контрактной системе, в части несоответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным пп.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе".
Данное решение оформлено протоколом N 0307200028315000008-3 подведения итогов электронного аукциона от 02.11.2015, размещенном на официальном сайте, электронной площадке 02.11.2015.
Комиссией Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено, не оспорено индивидуальным предпринимателем, представителями ГБУ РК "СРЦН Усть-Вымского района", что в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе индивидуальным предпринимателем в качестве документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, представлены письменная информация о привлечении заявителем общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Н" (далее - ООО "Гранд-Н") к выполнению работ, являющихся объектом закупки, и лицензия N 1-Б/00681 от 14.02.2013, выданная ООО "Гранд-Н" на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе на вид работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Подпунктом 4.3.2 пункта 4.3 проекта договора, являющимся разделом V документации об электронном аукционе определено: "Подрядчик вправе привлекать третьих лиц по исполнению своих обязательств по настоящему договору при наличии у третьих лиц лицензии на соответствующие виды деятельности для оказания соответствующих услуг, с уведомлением Заказчика.
Таким образом, проект договора запрет на привлечение субподрядчика для исполнения обязательств по договору не содержит.
Вместе с тем, частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования именно к участникам закупки, а не к субподрядчикам.
Возможность привлечения субподрядчика определяется на стадии исполнения договора.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно - правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, исходя из положений Закона о контрактной системе, извещения о проведении электронного аукциона, пункта 19 Информационной карты требование о наличии действующей лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, содержащей разрешенный вид деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах, относится к участнику закупки, следовательно, вышеуказанная лицензия должна быть выдана непосредственно участнику закупки.
В составе второй части заявки индивидуального предпринимателя на участие в электронном аукционе копия действующей лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, содержащей разрешенный вид деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах, выданная непосредственно заявителю, отсутствовала.
Следовательно, у аукционной комиссии отсутствовали основания полагать, что индивидуальный предприниматель как участник закупки соответствует требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, извещению о проведении электронного аукциона, пункту 19 Информационной карты.
Действия аукционной комиссии в части признания второй части заявки индивидуального предпринимателя не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в части несоответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не противоречат пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
5. По протоколу N 0307200028315000008-3 подведения итогов электронного аукциона от 02.11.2015 "заявка на участие в электронном аукционе признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в соответствии с пп. 2) п.6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям заказчика исх. от 09.11.2015 N 541 (вх. от 11.11.2015 N 6484), устным пояснениям представителей заказчика, данным в ходе рассмотрения жалобы, при указании в протоколе ссылки на Закон о контрактной системе была допущена техническая ошибка в части указания "пп. 2) п. 6 статьи 69" вместо "пункт 2 части 6 статьи 69".
6. Частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Комиссией Коми УФАС России установлено, что протокол подведения итогов электронного аукциона N 0307200028315000008-3 от 02.11.2015 не содержит положений документации об электронном аукционе, которым не соответствуют заявки под номерами 1 и 2 на участие в нем, положений указанных заявок на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Таким образом, аукционной комиссией нарушены требования части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе в части неуказания в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0307200028315000008-3 от 02.11.2015 положений документации о таком аукционе, которым не соответствуют заявки под номерами 1 и 2 на участие в нем, положений указанных заявок на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Несоблюдение требований к содержанию протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе является существенным нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ввело в заблуждение участника закупки относительно результатов рассмотрения вторых частей заявок, о чем свидетельствует жалоба индивидуального предпринимателя, и противоречит принципам гласности и прозрачности закупок, предусмотренным частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки осуществления закупки признать бездействие аукционной комиссии в части неуказания в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0307200028315000008-3 от 02.11.2015 положений документации об электронном аукционе, которым не соответствуют заявки под номерами 1 и 2 на участие в нем, положений указанных заявок на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, противоречащим части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. С целью устранения допущенного нарушения части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе выдать аукционной комиссии предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении членов аукционной комиссии заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 ноября 2015 г. N 04-02/10098
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2015