Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 16 ноября 2015 г. N 02-06/158-15
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист первого разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
в присутствии представителей:
заказчика - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл:
_____ (доверенность N 7853 от 05.10.2015),
_____ (доверенность N 8401 от 23.10.2015),
в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - ООО "СТРОЙТЕХГРУПП"), надлежащим образом уведомленного о времени, месте и дате рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на положения аукционной документации электронного аукциона на реконструкцию незавершенного строительством объекта "Шахматный клуб" для размещения женской консультации(номер извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0108200002015000078 от 26.10.2015),
установила:
Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл проводился электронный аукцион на реконструкцию незавершенного строительством объекта "Шахматный клуб" для размещения женской консультации(номер извещения на официальном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru0108200002015000078 от 26.10.2015).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на положения аукционной документации проводимого аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на реконструкцию незавершенного строительством объекта "Шахматный клуб" для размещения женской консультации размещены на официальном сайте 26.10.2015.
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 166 565 210,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 11.11.2015 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 16.11.2015.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 19.11.2015.
1. Согласно пункту 4.1 проекта контракта размер обеспечения исполнения контракта составляет 10 процентов начальной (максимальной) цены государственного контракта, что составляет 16 656 521, 00 рублей.
По мнению подателя жалобы, при установлении размера обеспечения контракта заказчиком не было учтено возможное снижение начальной (максимальной) цены контракта в ходе проведения электронного акциона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 названного закона.
Между тем, антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе, установлены в пункте 6.1.3, а также разделе 7.4 аукционной документации.
Кроме того, Закон о контрактной системе не содержит требований об указании в проекте контракта обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 указанного Федерального закона.
Следовательно, установление заказчиком фиксированного размера обеспечения исполнения контракта в проекте контракта не нарушает положений законодательства о контрактной системе.
2. В соответствии с локальными сметами реконструкция незавершенного строительством объекта "Шахматный клуб" для размещения женской консультации предусматривает выполнение работ, связанных с монтажом системы пожарной сигнализации (локальная смета N 02-01-13).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Однако аукционная документация проводимого заказчиком электронного аукциона не содержит требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление указанной деятельности, что по мнению подателя жалобы является неправомерным.
Между тем, аукционной документацией проводимого электронного аукциона, в частности подпунктом 10 пункта 1.6.2 информационной карты, пунктами 5.17, 5.18 проекта государственного контракта предусмотрена обязанность привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15 % от цены контракта.
Таким образом, работы, связанные с монтажом системы пожарной сигнализации, могут быть выполнены субподрядчиком.
Поскольку у заказчика в соответствии с положениями Закона о контрактной системе имеется обязанность по установлению требований к участникам закупки, а не к соисполнителям, следовательно, отсутствие в аукционной документации требования о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений, не нарушает положений законодательства о контрактной системе.
3. В соответствии с частями 1, 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию: описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участнику закупки в первой части заявки необходимо указать конкретные показатели используемого товара, соответствующего значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Между тем, заказчиком не установлены характеристики по ряду материалов, например, опора декоративная, скамья, наконечники кабельные, что по мнению подателя жалобы является неправомерным.
Однако, установленное в части 1 статьи 33, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требование указывать при проведении электронного аукциона информацию о товаре, который используется при выполнении работ не означает, что заказчик обязан устанавливать значения показателей в отношении всех используемых при выполнении работ материалов. Такие показатели могут быть установлены только в отношении тех материалов, которые заказчик сочтет необходимым при проведении данной закупки и которые имеют для него существенное значение.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что отсутствие конкретных характеристик по ряду материалов не нарушает требований Закона о контрактной системе.
4. В разделе 02-01-08 таблицы "Материалы используемые в строительстве" заказчиком установлены требования к кирпичу керамическому одинарному, в частности, размер указанного кирпича 250х120х65 мм.
По мнению подателя жалобы, указание конкретных размеров кирпича является неправомерным, поскольку кирпичи могут иметь различные размеры с учетом диапазона допустимых отклонений.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Заказчик при указании конкретных показателей материалов, используемых для выполнения работ, руководствуется прежде всего проектно-сметной документацией.
Проектно-сметная документация для проводимого заказчиком аукциона разработана специализированной организацией - ОАО "Марийскгражданпроект - БТПИ" и содержит в том числе локальные сметы. Конкретные показатели материалов, установленные заказчиком в аукционной документации, взяты из локальных смет, размещенных на официальном сайте.
Таким образом, указание заказчиком конкретного размера кирпича керамического соответствует параметрам, установленным в проектно-сметной документации и не нарушает требований законодательства о контракной системе.
5. К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (часть 6 статьи 34 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункта 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила)пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Между тем, в пункте 11.1 проекта контракта указано, что за неисполнение (несвоевременное исполнение) подрядчиком своих обязательств он уплачивает государственному заказчику пени из расчета 1/300 действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком и определяется по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок подрядчиком обязательства по контракту, определяемая на основании справок формы КС-2 и КС-3; С - размер ставки).
Таким образом, заказчиком в проекте контракта документации об аукционе установлен не соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают требования части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХГРУПП" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл нарушение части 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела N 02-06/152-15 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 16 ноября 2015 г. N 02-06/158-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2015