Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 16 октября 2015 г. N 02-06/148-15
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - _________ - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
_________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
_________ - специалист первого разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
в присутствии представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РИД" (далее - ООО "РИД"):
_________ (решение учредителя ООО "РИД" от 16.12.2009),
в отсутствие представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" (далее - ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ"), надлежащим образом уведомленного о времени, месте и дате рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО "РИД" на положения аукционной документации электронного аукциона на поставку медицинских перевязочных материалов (номер извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0308300007815000161 от 03.10.2015),
установила:
ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ" проводился электронный аукцион на поставку медицинских перевязочных материалов (номер извещения на официальном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru0308300007815000161 от 03.10.2015).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "РИД" на положения аукционной документации проводимого аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
1. Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на поставку медицинских перевязочных материалов размещены на официальном сайте 03.10.2015 (код закупки 0308300007815000161).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 600 969,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 11.10.2015 12:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 12.10.2015.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 15.10.2015.
В соответстии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских перевязочных материалов размещено в единой информационной системе за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Закон о контрактной системе не возлагает на заказчика обязанность изменять сроки подачи заявок, установленные, в частности в статье 63 названного закона, в зависимости от категории дня.
В рассматриваемом случае для подачи заявок на участие в названном электронном аукционе у потенциальных участников закупки было три нерабочих дня (4, 10, 11 октября) и пять рабочих дней (с 5 по 9 октября включительно).
Кроме того, функционал сайта оператора электронной площадки обеспечивает возможность подачи заявки на участие в электронном аукционе как в рабочие, так и в выходные дни.
Также необходимо отметить, что представителем заявителя не было представлено документальных доказательств отсутствия возможности подачи заявки на участие в проводимом электронном аукционе в установленный в извещении срок.
Следовательно, мнение подателя жалобы о необходимости установления итогового дня для подачи заявок в рабочий день, со ссылкой на статью 193 Гражданского кодекса, является ошибочным.
2. В извещении о проведении электронного аукциона, а также в аукционной документации проводимой закупки установлено ограничение, в соответствии с которым участниками аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 указаной статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Согласно пункту 3.1 проекта контракта поставщик осуществляет поставку товара с момента заключения контракта по 31.01.2016.
В соответствии с пунктом 6.2 проекта контракта оплата производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по мере финансирования заказчика и наличия у него денежных средств в течение 30 календарных дней с момента поставки товара.
Довод подателя жалобы о том, что установленные заказчиком условия оплаты товара являются неопределенными, противоречащими нормам Закона о контрактной системе, Комиссия Марийского УФАС считает необоснованным.
Кроме того, довод заявителя о том, что оплата по контракту должна быть осуществлена в декабре 2015 года, является субъективным мнением подателя жалобы.
3. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
Заявитель в тексте жалобы указывает, что документация об электронном аукционе не содержит сведений о контрактном управляющем или руководителе контрактной службы.
Между тем, в пункте 29.1 информационной карты (часть II документации об электронном аукционе) содержится информация о контрактной службе, ответственной за заключение контракта, согласно которой руководителем контрактной службы заказчика является _______.
На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Податель жалобы указывает на факт содержания в документации проводимого электронного аукциона на поставку товара противоречивых требований заказчика к поставщику предоставить "акт выполненных работ" (пункт 6.2 проекта контракта), "акт оказанных услуг" (пункт 11.5 проекта контракта), "акт приемки-передачи товара" (пункт 4.4 проекта контракта).
Между тем, Комиссия Марийского УФАС приходит к выводу о том, что названные противоречия не являются существенными, могут быть урегулированы сторонами в процессе подписания контракта посредством протоколов разногласий.
5. В соответствии с пунктом 15.3 информационной карты ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара, указанного в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки.
Необходимо отметить, что указанные сведения не являются требованием к составу первых частей заявок на участие в электронном аукционе, носят информационный характер, подразумевают, что участник закупки несет ответственность за достоверность предоставляемой информации в соответствии с законодательством.
Таким образом, данный довод подателя жалобы также необоснован.
6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 закона.
Между тем, в информационной карте отсутсвует требование о предоставлении указанной декларации в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Марийского УФАС России установила, что требование о предоставлении декларации соответствия участника проводимого электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе содержится в пункте 15.4.2 общей части документации.
Таким образом, в аукционной документации проводимого заказчиком электронного аукциона имеются противоречия между общей частью и информационной картой. Вместе с тем, выявленные противоречия не вводят участников закупки в заблуждение, что подтверждается поданными заявками.
7. Согласну пункту 15.4 информационной карты (часть II документации об электронном аукционе) участнику закупки в составе вторых частей заявок необходимо представить копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно копии декларации о соответствии, регистрационных удостоверений по каждой позиции товара, указанного в спецификации технического задания.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
При этом данной нормой установлено, что не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила государственной регистрации медицинских изделий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416.
В соответствии с пунктом 6 указанных правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Таким образом, регистрационное удостоверение подтверждает принадлежность требуемого к поставке товара к изделиям медицинского назначения.
Следовательно, требование заказчика о наличии во второй части заявки на участие в электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинское изделие правомерно.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларация о соответствии товара представляет собой документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям принятых технических регламентов.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (далее - единый перечень).
Объектом закупки являются, в том числе, бинт марлевый медицинский, бинт гипсовый, марля медицинская. Данные материалы входят в единый перечень, следовательно должны иметь декларацию о соответствии.
Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Кроме того, по смыслу статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сведения о декларации о соответствии указываются в сопроводительной документации к продукции, товару. Следовательно, потенциальный участник аукциона, не имея необходимый к поставке товар на момент формирования заявки на участие в электронном аукционе, не может предоставить достоверную информацию о декларации о соответствии. Указанная декларация может быть представлена только при поставке товара вместе с товаром.
Таким образом, требование о представлении декларации о соответствии в составе второй части аукционной заявки нарушает запрет, установленный пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Также необходимо отметить, что использованная в пункте 15.4 информационной карты (часть II документации об электронном аукционе) формулировка является неясной, не обеспечивает возможность однозначного восприятия данного положения потенциальными участниками аукциона и не позволяет определить, какая именно декларация и о соответствии чему требуется в составе вторых частей заявок на участие в аукционе.
Таким образом, в действиях заказчика имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в аукционной документации декларации о соответствии, жалоба заявителя в данной части обоснована.
Кроме того, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым отметить, что в техническом задании (часть V аукционной документации) заказчик определил, что остаточный срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 80 % от общего срока годности, указанного на упаковке.
Между тем, требования заказчиков об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей лекарственных препаратов, ограничение конкуренции и количества участников закупок. В связи с этим, остаточный срок годности лекарственных препаратов, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован, а также определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого лекарственные препараты сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой лекарственные препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИД" частично обоснованной.
2. Признать в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 02-06/148-15 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 16 октября 2015 г. N 02-06/148-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2015