Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 октября 2015 г. N А415-10/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Строймеханизация" на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Заказчика (электронный аукцион N0310100001415000039) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
06 октября 2015года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Строймеханизация" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО-Алания (далее - Роспотребнадзор по РСО-Алания) при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заявитель указал, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
По мнению Заявителя, в нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в Разделе III. Техническое задание (в отдельно прикрепленном файле). Обоснование цены, согласно локально-сметного расчета. Локально- сметный расчет в отдельно прикрепленном файле. Локальный сметный расчет N02-01 (который является неотъемлемой частью Аукционной документации и является частью документации описания объекта закупки), установлены указания в отношении товарных знаков:
- п. 7 "покрытие напольное ламинированное марки "Tarkett";
- п.9 и п. 10 "сплошное выравнивание штукатурки внутри здания (однослойная штукатурка) сухой растворной смесью (типа "Бетонит");
- п. 50 "муфта "Фузиотерм", диаметром 50 мм.
Управление Роспотребнадзора по РСО-Алания в объяснении по существу жалобу указало, что с доводами жалобы не согласно, что 23.09.2015года на официальном сайте разметило извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания (электронный аукцион N0310100001415000039) с использованием строительных материалов и Документацию для проведения указанного Аукциона.
Раздел III. Техническое задание Аукционной документации (в отдельно прикрепленном файле) содержит обоснование цены, согласно локально-сметного расчета. Локальный сметный расчет N02-01 является неотъемлемой частью Аукционной документации, но не является частью описания объекта закупки.
Т.е. указания в отношении товарных знаков:
- п. 7 "покрытие напольное ламинированное марки "Tarkett";
- п.9 и п. 10 Сплошное выравнивание штукатурки внутри здания (однослойная штукатурка) сухой растворной смесью (типа "Бетонит");
- п. 50 Муфта "Фузиотерм", диаметром 50 мм,
являются частью определения начальной цены контракта.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора по РСО-Алания считает жалобу Заявителя не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 25 сентября 2015 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов Управлением Роспотребнадзора по РСО-Алания было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания (электронный аукцион N0310100001415000039) с использованием строительных материалов (далее - Аукциона) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания 23.09.2015 г. (далее - Аукционная документация).
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
30.09.2015 года и 05.10.2015 года Управление Роспотребнадзора по РСО-Алания разместило на официальном сайте разъяснения положений Аукционной документации, однако, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, указанные разъяснения размещены без указания предмета запроса.
Кроме того, разъяснение положений Аукционной документации, размещенное Управлением Роспотребнадзора по РСО-Алания на официальном сайте 05.10.2015 года, в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, содержит указание на участника закупки, от которого поступил запрос - ООО "Электросантехмонтаж".
Действия должностного лица Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания, выразившиеся в нарушении порядка разъяснений Аукционной документации, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4. ст.7.30. КоАП РФ.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе.
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит такой инструкции.
Действия должностного лица Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30. КоАП РФ.
3. В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Техническое задание, приложенное к Аукционной документации, содержит такие нестандартные показатели, характеризующие качество товаров, которые будут использоваться в ходе исполнения контракта, как:
* термоустойчивость (к тлению упавшей на пол сигареты и т.д.) - требование к ламинированному напольному покрытию (п.1);
* грунтовка глубокого проникновения должна давать уверенность в том, что штукатурка или обои не отпадут на голову (п.6 Технического задания).
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Действия должностного лица Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30. КоАП РФ.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 4 Технического задания Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать смесь сухую растворную, расслаиваемость свежеприготовленной смеси которой не более 20 % и не менее 10%, при этом, смесь должна соответствовать ГОСТ 28013-98. Однако, согласно ГОСТу 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %.
То есть, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация содержит два противоречивых значения для такого показателя, как расслаиваемость свежеприготовленной смеси сухой растворной, что приводит к невозможности определить соответствие закупаемой смеси сухой растворной требованиям, установленным заказчиком.
Действия должностного лица Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не отвечает требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30. КоАП РФ.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1.3.2 Аукционной документации, участник аукциона, с которым заключается контракт, должен будет поставить товар, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся объектом закупки на условиях, указанных в Информационной карте аукциона и в проекте контракта.
Пунктом 2.1 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации установлено, что подрядчик осуществляет все работы в соответствии с технической документацией (утвержденных локально-сметных расчетов), определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования.
При этом, к Аукционной документации приложен утвержденный заказчиком локально-сметный расчет N02-01 на капитальный ремонт помещений, который содержит указания на товарные знаки, в том числе:
- п. 7 "покрытие напольное ламинированное марки "Tarkett";
- п.9 и п. 10 "сплошное выравнивание штукатурки внутри здания (однослойная штукатурка) сухой растворной смесью (типа "Бетонит");
- п. 50 Муфта "Фузиотерм", диаметром 50 мм.
Однако, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указанные товарные знаки не сопровождаются словами "или эквивалент".
Таким образом, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания, выразившиеся в установлении требований к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30. КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Строймеханизация" на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания (электронный аукцион N0310100001415000039).
2. Признать в действиях Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310100001415000039 нарушение пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Северо-Осетинским УФАС России по делу NА426-10/15 от 13.10.2015 года Управлению Роспотребнадзора по РСО-Алания было выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0310100001415000039, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Строймеханизация" Управлению Роспотребнадзора по РСО-Алания не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. По ранее рассмотренному делу NА426-10/15 материалы переданы в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания к административной ответственности по итогам проведения электронного аукциона N0310100001415000039.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 октября 2015 г. N А415-10/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2015