Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 октября 2015 г. N А425-10/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП"на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (далее - Министерство строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания, Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству обьекта: "Реконструкция водовода по Московскому шоссе г.Владикавказ", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001317) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
08 октября 2015года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в проекте контракта отсутствует форму на расчеты неустойки согласно Постановлению Правительства РФ N1063, пункт 9.7 содержит только ссылку на указанное постановление.
Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта. Пункт 12.1 проекта контракта гласит что срок действия настоящего Контракта устанавливается с даты его подписания до выполнения сторонами принятых на себя обязательств в полном объеме.
Исходя из такого условия невозможно планировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта так как должен превышать его по меньшей мере на один месяц.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик обязан в документации о закупке прописать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке. В Аукционной документации информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует.
Документация о закупке устанавливает противоречивые требования к участникам. Пункт 5.1 Общих положений Аукционной документации гласит что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако пункт 22 Информационной карты Аукционной документации содержит требование о наличии у участника действующего свидетельства, выданного частнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно п.2 ст.47, п.4 ст.48, п.2 ст.52 Гражданского кодекса Российской Федерации виды работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом недопустима излишняя детализация параметров, не влияющих на реализацию потребности в целом, приводящая к ограничению количества потенциальных участников торгов.
Несмотря на это, в составе Аукционной документации установлены требования к химическому составу стали в позиции "Затворы дисковые поворотные из нержавеющей статьи с ручным приводом" Технического задания.
В объяснении по существу жалобы Министерство строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания указало, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации. Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Стороны определяя срок действия контракта, исходят из принципов добросовестности контрагентов и надлежащего наполнения ими своих обязанностей.
В то же время проектом государственного контракта установлены сроки исполнения сторонами возложенных на них обязанностей, с которыми связывается срок действия контракта.
Пунктом 1.3. проекта контракта установлены сроки выполнения работ(начало - дата подписания контракта, окончание - декабрь 2015года) исходя из чего можно определить срок действия контракта.
Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком. исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждены размеры пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Из п.9.3. и 9.4. проекта контракта Аукционной документации следует, что в случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполненияобязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Кроме того, согласно п.9.7. Проекта контракта Аукционной документации пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения :установленного Контрактом срока исполненияобязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Требования к аукционной документации определены ст.64 Закона о контрактной системе, в числе которых отсутствует указание на необходимость размещения сведений о случаях предоставления подрядчику отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и(или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
П.6.1 ст.34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что такие случаи устанавливаются постановлением Правительства РФ.
Постановлением предусмотрено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений Аукционной документации установлен разделом 9 Аукционной документации. В указанном разделе определены сроки и порядок дачи разъяснений на запросы положений документации об Аукционе.
Необходимость включения в состав документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе следует из п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
При этом форма инструкции законодательно не определена.
В соответствии с этим пунктом 6.3 раздела 6 Аукционной документации определены требования к порядку заполнения заявки на участие в Аукционе.
При описании объекта закупки должны соблюдаться правила, предусмотренные ст.33 Закона о контрактной системе. Однако, данной нормой детализация описания закупки не ограничена, и заказчик наделен правом установить конкретные требования к товару. При этом, согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 годаN 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Установление требований к химическому составу стали не может ограничивать количество участников закупки.
В соответствии с ГОСТом 7505-89 различается несколько групп стали, в зависимости от массовой] доли содержащихся в них химических элементов. Поэтому установление требований к химическому составу стали необходимо вцелях конкретизации марки используемой стали в соответствии с ГОСТом, не требует проведения испытаний готовой продукции и следовательно является правомерным.
В объяснении по существу жалобы Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд указало, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания", утвержденным ПостановлениемПравительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 годаN55 УправлениеРеспублики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченный орган получило заявку от государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания на выполнение работ по реконструкции водовода по Московскому шоссе г.Владикавказ, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации.
Представленный Заказчиком проект контракта в составе заявки содержит условие срока выполнения работ, а именно - начало - дата подписания контракта, окончание - декабрь 2015года (пункт 1.3. Контракта). Соответственно срок действия банковской гарантии до 31.01.2016года.
Проект контракта одержит ссылку на постановление Правительства РФ N1063 в пунктах:
- 9.2. За ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком или Подрядчиком условий Контракта размер штрафа начисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 года N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
- 9.7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком и определяется по формуле, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Заказчиком в проекте контракта в полной мере установлено обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика установления в проекте контракта предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени).
Таким образом, Заказчиком предоставляется отсрочка уплаты неустоек (штрафов, пени) в общем порядке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
В случае возникновения при изучении аукционной документации вопросов, связанных с ее содержанием, участник закупки вправе обратиться за разъяснениями положений документации. Делать это могут только аккредитованные на электронной площадке участники. При этом каждый участник может направить не более трех запросов в отношении одного аукциона.
Такие вопросы могут возникнуть в случаях, если аукционная документация содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует какая-либо информация, необходимая для подготовки заявки на участие в электронном аукционе.
Для получения разъяснений участнику необходимо составить соответствующий запрос и направить его оператору электронной площадки.
Закон о контрактной системе не устанавливает четкие сроки начала подачи запросов, он лишь ограничивает в части сроков окончания направления запроса- не позднее чем за три календарных дня до даты окончания подачи заявок, установленной в аукционной документации.
Извещение о проведении Аукциона, а также Информационная карта Аукционной документации (пункт 7) содержат указания на сроки подачи заявок - с "22" сентября 2015 года 16 часов 51 минут до "08" октября 2015 года до 09 часов 00 минут (время московское).
Часть 9 Аукционной документации "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе" разъясняет, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного аукциона.В течение одного часа с момента, поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса Заказчик, Уполномоченный орган размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, дата начала подачи запроса является 22 сентября 2015 года а датой окончания является 12 октября 2015года.Срок предоставления разъяснений на поступивший запрос - в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации (дата и время поступления запроса формируются на электронной площадке).
Часть 6 Аукционной документации "Требования к содержанию,составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" устанавливает требования к содержанию информации и документов в первых и вторых частях заявок, а также инструкцию по заполнению заявки.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 22 сентября 2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд было размещено извещение N0310200000315001317 о проведении электронного аукционана выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция водовода по Московскому шоссе г.Владикавказ", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации(далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 21 сентября 2015 годауполномоченным специалистом Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Аукционная документация) на основании заявки государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания.
Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждены Правила определения размера штрафа и пени.
Из п.9.2. проекта контракта Аукционной документации следует, чтоза ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком или Подрядчиком условий Контракта размер штрафа начисляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Так же, п.9.3. и 9.4. проекта контракта Аукционной документации установлено, что в случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Кроме того, согласно п.9.7. проекта контракта Аукционной документации пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных подрядчиком и определяется по формуле установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063.
Таким образом, проект контракта Аукционной документации соответствует ч.4 ст.34 и ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения и требования к такому обеспечению.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 10.1 проекта контракт, приложенного к Аукционной документации установлено, что в целях обеспечения исполнения обязательств подрядчика, подрядчик представляет государственному заказчику обеспечение исполнения контракта в форме безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. В случае предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При этом, согласно пункту 1.3 проекта контракта, срок выполнения работ: начало - дата подписания контракта, окончание - декабрь 2015 года, а согласно пункту 12.1 проекта контракта, срок действия контракта устанавливается с даты его подписания до выполнения сторонами принятых на себя обязательств в полном объеме.
Кроме того, пунктом 3.3. проекта контракта установлено, что окончательный расчет за выполненные работы осуществляется путем перечисления денежных средств в течении 6 месяцев после подписания итогового акта приемки выполненных работ, акта сдачи-приемки поставленного оборудования, счета и (или) счета-фактуры.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 3 статьи 425 ГК РФ установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
То есть, указанная в проекте контракта формулировка окончания срока выполнения работ по контракту не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.
Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку изначально не установлен срок действия контракта.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как не содержит требований к сроку действия банковской гарантии.
Действия должностного лица Министерства строительства, энергетики и КЖХ РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований законодательства Российской Федерации, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2. ст.7.30. КоАП РФ.
3. Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако, в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Аукционной документации.
Действия должностного лица Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
4. Пунктом 5.1. Аукционной документации установлено, чтоучастник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом, п.5.1. Аукционной документации не устанавливает требований к участникам закупки, а лишь содержит понятие об участнике закупки, которое соответствует требованиям п.4 ст.3 Закона о контрактной системе, согласно которому участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона, помимо прочего, должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из проектно-сметной документации следует, что работы являющиеся предметом Аукциона включают в себя виды работ, включенных в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 года N624 "Об утверждении перечня видов по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". (далее - Перечень)
Пунктом 22 Информационной карты Аукционной документации установлено, что участник Аукциона должен обладать свидетельством о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданным саморегулируемой организацией.
Таким образом, Аукционная документация не содержит противоречивых требований к участникам закупки.
5. Из анализа Аукционной документации следует, что Техническое задание Аукционной документации не предполагает использования в ходе выполнения работ затворов дисковых поворотных из нержавеющей стали с ручным приводом, так как данный товар в Техническом задании Аукционной документации не упоминается.
6. Согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 13.10.2015 года Единой комиссией по осуществлению закупок для государственных нужд уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд было принято решение об отказе единственному участнику закупки в допуске к участию в Аукционе и в соответствии с ч.16 ст.66 Закона о контрактной системе Аукцион был признан несостоявшимся.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованнойжалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП"на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Аланияпри осуществлении закупки на выполнение работ по строительству обьекта: "Реконструкция водовода по Московскому шоссе г.Владикавказ", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001317).
2. Признать в действияхуполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия -Алания по проведению закупок для государственных нужд игосударственного заказчика -Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Аланиянарушениеп.11 ч.1 ст.64, п.8 ст.42, ч.5 ст.63 и п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не повлияли на итоги проведения Аукциона, Управлению Республики Северная Осетия -Алания по проведению закупок для государственных нужд и Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Аланияпредписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА425-10/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лицУправления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд и Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 октября 2015 г. N А425-10/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2015