Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 19 октября 2015 г. N А431-10/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупокрассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу индивидуального предпринимателя Д (далее - ИП Д, Заявитель) на действия государственного заказчика -Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия - Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Заказчика (электронный аукцион N0310100001415000039) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
12 октября 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Дна действия государственного заказчика -Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия - Алания (далее - Управление Роспотребнадзора по РСО-Алания, Заказчик) при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушен порядок разъяснения положений документации об Аукционе.
В жалобе Заявитель указал, что в соответствии с ч.2Аукционной документации, участником электронного аукциона 02.10.2015 годабыл подан запрос о даче разъяснений положений документации обАукционе (далее - Запрос). Заказчиком на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов было размещено разъяснение в нарушение установленных сроков 05.10.2015 в 11:44 (Ответ на запрос 0310100001415000039-АД456988) (далее - Разъяснение). В указанном Разъяснении Заказчик очевидно нарушил ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе по причине того, что Заказчиком был указан участник Аукциона направивший Запрос (ООО "Электросантехмонтаж"), что грубо противоречит Закону о контрактной системе, так как способствует сговору при проведении Аукциона и ограничивает конкуренцию.
Так же в Разъяснении документации об Аукционе Заказчиком, в ответе на Запрос были даны прямые ссылки на официальные сайты производителей и реализаторовстроительных материалов: ОАО "ПОЛИКОР", "StroyShopper", Холдинговая компания "АПК", что по мнению Заявителя противоречит действующему антимонопольному законодательству и ограничивает число участников. Заявитель указывает на то, что им были не понятны изложенные действия Заказчика и расценены как действия направленные на принуждение потенциальных участников в первой части заявки на участие в электронном Аукционе предлагать к поставке, при выполнении работ, продукцию производителей и реализаторов, которые были указаны Заказчиком. В связи с тем, что у Заявителя иные поставщики строительных материалов, описанное нарушение стало для него непреодолимым препятствием и ограничило участие в Аукционе.
Каких-либо объяснений по существу жалобыУправление Роспотребнадзора по РСО-Аланияне представило.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 25 сентября 2015 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов УправлениемРоспотребнадзора по РСО-Алания было размещено извещение N0310100001415000039о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Заказчика (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 29.09.2015 годазаместителем руководителя УправлениемРоспотребнадзора по РСО-Алания (в редакции N2) (далее - Аукционная документация).
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
30.09.2015 года и 05.10.2015 года УправлениеРоспотребнадзора по РСО-Алания разместило на официальном сайте разъяснения положений Аукционной документации, однако, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе,указанные разъяснения размещены без указания предмета запроса.
Кроме того, разъяснение положений Аукционной документации, размещенное УправлениемРоспотребнадзора по РСО-Алания на официальном сайте 05.10.2015 года, в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, содержит указание на участника закупки, от которого поступил запрос - ООО "Электросантехмонтаж".
Действия должностного лица УправленияРоспотребнадзора по РСО-Алания, выразившиеся в нарушении порядка разъяснений Аукционной документации, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4. ст.7.30. КоАП РФ.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе.
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит такой инструкции.
Действия должностного лица УправленияРоспотребнадзора по РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30. КоАП РФ.
3. В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Техническое задание, приложенное к Аукционной документации, содержит такие нестандартные показатели, характеризующие качество товаров, которые будут использоваться в ходе исполнения контракта, как:
-термоустойчивость (к тлению упавшей на пол сигареты и т.д.) - требование к ламинированному напольному покрытию (п.1);
- грунтовка глубокого проникновения должна давать уверенность в том, что штукатурка или обои не отпадут на голову (п.6 Технического задания).
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Действия должностного лица УправленияРоспотребнадзора по РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30. КоАП РФ.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 4 Технического задания Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать смесь сухую растворную, расслаиваемость свежеприготовленной смеси которой не более 20 % и не менее 10%, при этом, смесь должна соответствовать ГОСТ 28013-98. Однако, согласно ГОСТу 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %.
То есть, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация содержит два противоречивых значения для такого показателя, как расслаиваемость свежеприготовленной смеси сухой растворной, что приводит к невозможности определить соответствие закупаемой смеси сухой растворной требованиям, установленным Заказчиком.
Действия должностного лица Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не отвечает требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30. КоАП РФ.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент",за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1.3.2. Аукционной документации, участник Аукциона, с которым заключается контракт, должен будет поставить товар, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся объектом закупки на условиях, указанных в Информационной карте Аукционной документации и в проекте контракта.
Пунктом 2.1. проекта контракта, приложенного к Аукционной документации установлено, что подрядчик осуществляет все работы в соответствии с технической документацией (утвержденных локально-сметных расчетов), определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования.
При этом, к Аукционной документации приложен утвержденный Заказчиком локально-сметный расчет N02-01 на капитальный ремонт помещений, который содержит указания на товарные знаки, в том числе:
- п. 7 "покрытие напольное ламинированное марки "Tarkett";
- п.9 и п. 10 "сплошное выравнивание штукатурки внутри здания (однослойная штукатурка) сухой растворной смесью (типа "Бетонит");
- п. 50 Муфта "Фузиотерм", диаметром 50 мм.
Однако, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указанные товарные знаки не сопровождаются словами "или эквивалент".
Таким образом, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания, выразившиеся в установлении требований к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30. КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Д на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия - Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Заказчика (электронный аукцион N0310100001415000039).
2. Признать в действиях Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310100001415000039 нарушение пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее Северо-Осетинским УФАС России по делу NА426-10/15 от 13.10.2015 года Управлению Роспотребнадзора по РСО-Аланиябыло выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0310100001415000039, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Строймеханизация", Управлению Роспотребнадзора по РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупокне выдавать.
4. По ранее рассмотренному делу NА426-10/15 материалы переданы в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания к административной ответственности по итогам проведения электронного аукциона N0310100001415000039.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 19 октября 2015 г. N А431-10/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2015