Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 26 октября 2015 г. N А440-10/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Независимая специализированная организация" на действия государственного заказчика - Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по завершению объекта капитального строительства "под ключ" - средняя общеобразовательная школа на 200 учащихся мест, Республика Северная Осетия-Алания, Пригородного района, с. Нижняя Саниба (объект незавершенного строительства), согласно техническому заданию и сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001347) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
19 октября 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Независимая специализированная организация" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в частности:
1. Размещенная заказчиком на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов Аукционная документация не содержит проектную документацию на выполнение строительных работ, что нарушает требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по завершению объекта капитального строительства "под ключ" - средняя общеобразовательная школа на 200 учащихся мест, Республика Северная Осетия-Алания, Пригородного района, с. Нижняя Саниба (объект незавершенного строительства), согласно техническому заданию и сметной документации.
В документации об Аукционе помимо выполнения строительных работ, также необходимо поставить мебель, в том числе: стол демонстрационный для кабинета физики, стол ученический, шкаф картотечный и т.д.
Следовательно, по мнению Заявителя, заказчиком в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка мебели и оборудования, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, что ограничивает количество участников закупки и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 34 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в части "Техническое задание" Аукционной документации установлены требования к используемому при выполнении работ товару - пиломатериалам хвойных пород (п.2 Требований к используемому при выполнении работ, товару, страница 23 Аукционной документации).
В соответствии с установленными требованиями участники должны указать в своих заявках конкретные значения количества и длины сучков в зависимости от их разновидностей, а также конкретные значения размера иных дефектов древесины (трещин, грибных поражений, червоточины и т.д.). Как следует из сути требований, конкретное достоверное значение количества и длины сучков и других дефектов на пиломатериалах возможно указать только после выполнения подсчетов этих дефектов готовой продукции.
4. Заказчиком в документе "Приложение N1 к техническому заданию" установлены: требования к используемому при выполнении работ товару - плитам из бетона (страница 105 аукционной документации). В соответствии с требованиями документации участник должен в составе первой части заявки указать химический состав выпусков арматуры для создания монолитных швов между плитами облицовки, а именно количество процентов углерода, кремния, меди, марганца, никеля, фосфора, хрома, серы с точностью до тысячной доли процента. Заявитель считает указанные требования избыточными, не влияющими на качественные и функциональные характеристики бетонных плит, установленными с целью препятствования в подготовке первой части заявки.
5. В соответствии с требованиями ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты работы,
Пунктом 1.3. проекта государственного контракта предусмотрено: "Срок выполнения работ: до 31.12.2015 года".
Пунктом 3.2. проекта государственного контракта предусмотрено: "Расчеты за выполненные работы осуществляются путем перечисления денежных средств в течение 2016 года со дня подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (КС-2) на основании Справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), формы КС-11 и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Таким образом, положения государственного контракта не позволяют определить срок оплаты выполненных работ.
В своей объяснительной по существу жалобы представитель Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) указал, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления
Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики
Северная Осетия-Алания", утвержденном Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 N 55 Управление РСО-Алания, как уполномоченный орган, получил заявку от государственного заказчика Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания выполнение работ по завершению объекта капитального строительства "под ключ" - средняя общеобразовательная школа на 200 учащихся мест, Республика Северная Осетия-Алания, Пригородного района, с. Нижняя Саниба (объект незавершенного строительства), согласно техническому заданию и сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001347)
На основании указанной заявки, Управлением РСО-Алания была разработана и размещены на официальном сайте извещение N0310200000315001347 и документация по указанному Аукциону.
В соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от 25.12.2009 г. N365 "О внесении изменений в постановление Правительства РСО-Алания от 19 марта 2007 г. N55 "Вопросы агентства РСО-Алания по размещению заказов для государственных нужд" заказчики несут ответственность за своевременную подачу заявки, соответствие наименований и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, если такие законодательством установлены.
Представитель Министерства образования и науки РСО-Алания (далее - Заказчика) пояснил, что жалоба Заявителя не подлежит удовлетворению в связи со следующим:
1. Проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме (п. 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87).
Заказчиком в состав Аукционной документации была включена текстовая часть проектной документации, в частности объектный сметный расчет и локальные сметные расчеты, в которых указаны виды и объемы работ, кроме того, в Техническом задании установлены требования к используемым товарам при выполнении работ путем установления требований к качеству, техническим характеристикам, потребительским свойствам, размерам и упаковки товара.
Согласно требованиям пункта 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 годаN 87) проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Представитель Заказчика считает, что Закон о контрактной системе не содержит прямого запрета о возможности включать в предмет торгов на строительство объекта "под ключ" любое оборудование и оснащение объекта необходимым оборудованием возлагается на строительную организацию.
Конечным результатом работ по муниципальному контракту является полностью готовое к эксплуатации здание школы, приспособленное для оказания качественных образовательных услуг.
Работы, выступающие комплексным предметом торгов, связанны по значимым критериям (технологически и функционально), что свидетельствует о том, что размещение заявленных работ в одном лоте не противоречит законодательству о размещении заказов. Более того, объединение указанных работ в один лот позволит не только обеспечить их качественное выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства.
Объединение в один лот работ по строительству "под ключ" с поставкой (установкой) товаров не влечет за собой ограничения количества участников размещения заказа.
Условие проекта контракта, в соответствии с которым победитель Аукциона обязан произвести завершение объекта капитального строительства "под ключ", а именно, строительные работы и поставку мебели и оборудования, функционально связано с предметом аукциона (контракта). Данное условие контракта имеет своей целью оптимизировать соотношение прав субъектов и экономической целесообразности расходов, связанных с проведением аукциона, что соответствует принципам контрактной системы в сфере закупок (ст. 6 44-ФЗ) и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст. 12 44-ФЗ). Таким образом, формирование лота с включением поставки необходимого для монтажа оборудования, использовано для наиболее эффективного решения вопросов, и не направлено на ограничение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Данное условие аукциона (контракта) позволит не только обеспечить качественное выполнение работ, но и рационально расходовать бюджетные средства.
Анализ технического задания Аукциона свидетельствует о том, что имеется связь работ по завершению строительства объекта с услугами по приобретению и установке оборудования и мебели и усматривается единая цель закупки - сдача в эксплуатацию школы.
Таким образом, Аукционная документация не противоречит требованиям как пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так и части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. В п.п. 6.3.8 п. 6.3 ч. 6 Аукционной документации указано, что в случае если диапазон значений показателя сопровождается словами "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "как минимум", символом "-", "..." участник должен указать одно точное значение параметра товара. В конце данного подпункта указано, что в случаях прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке.
Как видно из описания объекта закупки (поз. "Пиломатериалы") Заказчиком при описании дефектов пиломатериалов не применяются термины "не более", "не менее" и иные, указывающие на необходимость конкретизации показателя и указания одного точного значения. Заказчиком приведен термин "не превышать", который не поименован как термин, влекущий необходимость указания одного точного значения.
Участник вправе привести указанные характеристики в любой формулировке, подтверждающей, что для пиломатериалов 2-го сорта сучки сросшиеся здоровые и несросшиеся здоровые пластевые и ребровые кромочные не будут превышать (не будут более) половины доли ширины стороны и не будут превышать (не будут более) 3 штук на любом однометровом участке длины на каждой из сторон.
4. Аукционная документация состоит из 95 страниц, а не из 105, как указывает Заявитель.
Заказчиком ни в одном из пунктов Аукционной документации не указаны требования к бетонным плитам.
Данный довод Заявителя не просто несостоятелен, но и не соответствует действительности.
5. Согласно абз. 2 п. 3.2 ст. 3 государственного контракта расчеты за выполненные работы осуществляются путем перечисления денежных средств в течение 2016 года со дня подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (КС-2) на основании Справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), формы КС-11 и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Таким образом, в данном случае оплата Заказчиком должна быть произведена в течение исключительно 2016 года (частями либо разово).
Это подтверждает и сам Заявитель, ссылаясь на государственный контракт в своей жалобе.
Таким образом, на основании вышеизложенного, представитель Заказчика считает жалобу Заявителя необоснованной и неподлежащей удовлетворению в полном объёме.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 01 октября 2015 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов Управлением РСО-Алания было размещено извещение N0310200000315001347 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по завершению объекта капитального строительства "под ключ" - средняя общеобразовательная школа на 200 учащихся мест, Республика Северная Осетия-Алания, Пригородного района, с. Нижняя Саниба (объект незавершенного строительства), согласно техническому заданию и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 30.09.2015 года уполномоченным специалистом Управления РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Заказчиком в состав Аукционной документации была включена текстовая часть проектной документации, в частности объектный сметный расчет и локальные сметные расчеты, в которых указаны виды и объемы работ, кроме того, в Техническом задании установлены требования к используемым товарам при выполнении работ путем установления требований к качеству, техническим характеристикам, потребительским свойствам, размерам и упаковки товара.
Проектная документация не является составной частью документации об аукционе, следовательно, не подлежит размещению на официальном сайте в составе Аукционной документации. Представление проектной документации относится к сфере исполнения государственного контракта на строительство объектов в соответствии с гражданским и градостроительным законодательством, а не к сфере осуществления закупок.
Таким образом, неразмещение в составе Аукционной документации графической части проектной документации на объект закупки, являющийся предметом Аукциона, не противоречит части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно извещению о проведении Аукциона, предметом Аукциона является выполнение работ по завершению объекта капитального строительства "под ключ" согласно Техническому заданию и сметной документации, которые приложены к Аукционной документации.
При этом, из Технического задания следует, что в ходе исполнения контракта необходимо, помимо выполнения работ по капитальному ремонту, оснастить школу мебелью, компьютерами, оргтехникой, оборудованием для тематических классов и т.д.
Однако, Закон о контрактной системе не содержит прямого запрета о возможности включить в предмет торгов на капитальный ремонт объекта "под ключ" любое оборудование и оснащение объекта необходимым оборудованием, также как и выставлять единым лотом предмет торгов, который в силу специфики может быть поделен и на мелкие части.
Конечным результатом исполнения государственного контракта является полностью готовое к эксплуатации здание школы.
Все товары, которыми, согласно условиям Аукциона, необходимо оснастить школу в ходе исполнения контракта, может приобрести любая строительная организация независимо от ее специализации и именно юридическое лицо, ведущее работы по капитальному ремонту, может приобрести оборудование технологически более эффективное и пригодное для установки на строящемся объекте.
Анализ Технического задания Аукциона свидетельствует о том, что имеется связь работ по завершению капитального ремонта объекта с услугами по приобретению и установке оборудования и мебели и усматривается единая цель закупки - сдача объекта в эксплуатацию.
То есть, указанное в Техническом задании Аукционной документации объединение в объекте закупки работ по капитальному ремонту и установке оборудования и мебели технологически и функционально взаимосвязано, не ограничивает число участников Аукциона и соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 2 Требований к используемому при выполнении работ товару на странице 23 Аукционной документации установлено, что в ходе исполнения работ необходимо использовать пиломатериалы хвойных пород, пороки которой должны соответствовать ГОСТу 2140-81.
В силу абз. б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и абз. б пункта 3 части 6.1 Аукционной документации, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В п.п. 6.3.8 п. 6.3 ч. 6 Аукционной документации указано, что в случае если диапазон значений показателя сопровождается словами "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "как минимум", символом "-", "..." участник должен указать одно точное значение параметра товара. В конце данного подпункта указано, что в случаях прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке.
Как видно из описания пиломатериалов, заказчиком при описании дефектов пиломатериалов не применяются термины "не более", "не менее" и иные, указывающие на необходимость конкретизации показателя и указания одного точного значения. Заказчиком приведен термин "не превышать", который не поименован как термин, влекущий необходимость указания одного точного значения.
Таким образом, Аукционная документация не содержит требования указывать в заявках на участие в Аукционе конкретные значения количества и длины сучков в зависимости от их разновидностей, а также конкретных значений размера иных дефектов древесины.
4. Аукционная документация состоит из 95 страниц, а не из 105, как указывает Заявитель.
Заказчиком ни в одном из пунктов Аукционной документации не указаны требования к бетонным плитам.
5. В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, а согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно абзацу 2 пункта 3.2 статьи 3 проекта государственного контракта, приложенного к Аукционной документации, расчеты за выполненные работы осуществляются путем перечисления денежных средств в течение 2016 года со дня подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (КС-2) на основании Справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), формы КС-11 и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
То есть, в рассматриваемом случае, оплата заказчиком выполненных работ должна быть произведена до 31.12.2016 года.
Таким образом, Аукционная документация соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Независимая специализированная организация" (153032, Ивановская область, г.Иваново, ул.Лежневская, д.148, кв.60) на действия государственного заказчика - Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по завершению объекта капитального строительства "под ключ" - средняя общеобразовательная школа на 200 учащихся мест, Республика Северная Осетия-Алания, Пригородного района, с. Нижняя Саниба (объект незавершенного строительства), согласно техническому заданию и сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001347).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 26 октября 2015 г. N А440-10/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2015