Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 28 октября 2015 г. N А453-10/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "АланияТендер" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.Зильги" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - МКОУ "СОШ с.Зильги" Правобережного района РСО-Алания, Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту (электронный аукцион N0110300003515000036) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
21 октября 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "АланияТендер" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика - МКОУ "СОШ с.Зильги" Правобережного района РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что Заказчиком в Аукционной документации необоснованно установлено требование о представлении в заявке на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО) о допуске к работам по устройству кровель.
Так же, по мнению Заявителя, Аукционная документация, в нарушение ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, не содержит обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В объяснении по существу жалобы МКОУ "СОШ с.Зильги" Правобережного района РСО-Алания указало, что оплата производится Заказчиком на расчетный счет подрядчика, указанный в Контракте, после выполнения последним всего объема работ, представления счета, счета фактуры и на основании подписанного сторонами акта приемки выполненных работ, при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ до 31.12.2016 года.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 23 сентября 2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов Администрацией местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания было размещено извещение N0110300003515000036 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 06.10.2015 года директором МКОУ "СОШ с.Зильги" Правобережного района РСО-Алания (в редакции N2) (далее - Аукционная документация).
Частью 13 статьи 34 установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Из пункта 2.3. проекта контракта, приложенного к Аукционной документации следует, что оплата производится Заказчиком на расчетный счет подрядчика, указанный в Контракте, после выполнения последним всего объема работ, представления счета, счета фактуры и на основании подписанного сторонами акта приемки выполненных работ, при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ до 31.12.2016 года.
При этом проект контракта содержит информацию, предусмотренную ст.34 Закона о контрактной системе, в том числе ответственность Заказчика за неисполнение обязательств по Контракту, в том числе и по оплате выполненных работ.
Таким образом, проект контракта, приложенный к Аукционной документации, в части порядка и срока оплаты работ по Контракту соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
2. Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе следует, что не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления документов не предусмотренных ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства (далее - СРО) о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Согласно Извещению и Аукционной документации, предметом Аукциона является капитальный ремонт. Кроме того, Аукционная документация и Локальный сметный расчет не содержат видов работ, включенных в Перечень.
Однако, в нарушение ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе, подпунктом 2.2. пункта 18 Информационной карты Аукционной документации Заказчиком установлено требование о представлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе копии свидетельства о допуске СРО к видам работ, предусмотренным пунктом 13 Перечня - устройство кровель. Между тем, свидетельство о допуске СРО на выполнение указанных работ требуется только в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (особо опасные, технически сложные и уникальные объекты), в то время как место проведения работ, являющихся предметом Аукциона, таковым не является.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям п.2 ч.5 ст.66 и ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица МКОУ "СОШ с.Зильги" Правобережного района РСО-Алания, выразившиеся в установлении требований о предоставлении в заявке на участие в Аукционе документов, предоставление которых не предусмотрено Законом о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Однако, в нарушение ч.3 ст.64 и п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит требования к участникам Закупки о том, что участник Закупки не должен являться офшорной компанией.
Действия должностного лица МКОУ "СОШ с.Зильги" Правобережного района РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям ч.3 ст.64 и п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
4. Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако, в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Аукционной документации.
Действия должностного лица МКОУ "СОШ с.Зильги" Правобережного района РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
5. Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать срок завершения работ. А Согласно пункту 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения и требования к такому обеспечению.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 8.1. проекта контракт, приложенного к Аукционной документации установлено, что исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется подрядчиком самостоятельно.
Из пункта 3.3. проекта контракта следует, что срок выполнения работ подрядчиком по Контракту в полном объеме - 14 дней с момента заключения муниципального контракта.
При этом, согласно пункту 9.2. проекта контракта, Контракт действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту в полном объеме.
Кроме того, пунктом 2.3. проекта контракта установлено, что оплата производится Заказчиком на расчетный счет подрядчика, указанный в Контракте, после выполнения последним всего объема работ, представления счета, счета-фактуры и на основании подписанного сторонами акта приемки выполненных работ, при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ до 31.12.2016 года.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 3 статьи 425 ГК РФ установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
То есть, указанная в проекте контракта формулировка окончания срока выполнения работ по контракту не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.
Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку изначально не установлен срок действия контракта.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям пунктов 2 и 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как не содержит срока выполнения работ, и соответственно требований к сроку действия банковской гарантии.
Действия должностного лица МКОУ "СОШ с.Зильги" Правобережного района РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пунктов 2 и 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2. ст.7.30. КоАП РФ.
6. Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком. исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила определения размера штрафа).
Согласно п.3 Правил определения размера штрафа, размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Из п/п"б" п.4 Правил определения размера штрафа следует, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Из Извещения о проведении Аукциона следует, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 628 858 рублей 00 копеек.
Однако, в нарушение ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, пунктом 7.4. проекта контракта установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, в размере 10% от цены контракта.
Таким образом, проект контракта, являющийся неотъемлемой частью Аукционной документации, не соответствует требованиям ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица МКОУ "СОШ с.Зильги" Правобережного района РСО-Алания выразившееся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "АланияТендер" на действия муниципального заказчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.Зильги" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту (электронный аукцион N0110300003515000036).
2. Признать в действиях муниципального заказчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.Зильги" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания при проведении электронного аукциона N0110300003515000036 на выполнение работ по капитальному ремонту нарушение ч.3 ст.64, п.10 ч.1 ст.31, п.11 ч.1 ст.64, п.2 ч.5 ст.66, ч.6 ст.66, п.2 и п.8 ст.42, ч.5 ст.63, п.8 ч.1 ст.64 и ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному заказчику - муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с.Зильги" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания и уполномоченному органу - Администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА453-10/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц муниципального казенного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с.Зильги" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 28 октября 2015 г. N А453-10/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2015