Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 28 октября 2015 г. N 05-05-06/122-15
Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.10.2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Коржавина О.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Алдын-Херел Ч.К. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующий на основании доверенности от 07.10.2015 года N ЮК-147,
от государственного заказчика - Государственного казенное учреждение Республики Тыва "Госстройзаказ":
- "_", действующий на основании доверенности от 01.10.2015 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - ООО "СибЭнергоКом",
в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут (время местное) 23.10.2015 года, в связи с дополнительным изучением материалов жалобы N 05-05-06/122-15,
рассмотрев жалобу (вх. N 4808 от 16.10.2015 года) ООО "СибЭнергоКом" ("_") на положения аукционной документации электронного аукциона N 0112200000815002512 на выполнение дополнительных работ по объекту "Котельная с теплосетями в п. Хову-Аксы" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "СибЭнергоКом" его права и законные интересы нарушены следующими действиями государственного заказчика и уполномоченного органа:
- в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
- из содержания аукционной документации не представляется возможным определить перечень документов, предоставляемых участниками закупки для соответствия пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
- неправомерно установлено требование об обладании участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
- в аукционной документации не установлены конкретные виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- в аукционной документации не установлен конкретный срок гарантии качества работ;
- в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на монтаж и обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации;
- в аукционной документации установлены требования к ГОСТу Р 52643-2006 и СНиП 3.02.01-87, которые утратили силу;
- в проекте государственного контракта неправомерно включена в стоимость строительства объекта стоимость привязки проектной документации;
- из содержания аукционной документации не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, в связи с отсутствием срока действия контракта;
- в проекте контракта установлена ответственность поставщика в нарушение требований законодательства о контрактной системе.
Представители уполномоченного органа и государственного заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000815002512 на выполнение дополнительных работ по объекту "Котельная с теплосетями в п. Хову-Аксы", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 02.10.2015 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000815002512 на выполнение дополнительных работ по объекту "Котельная с теплосетями в п. Хову-Аксы", начальная (максимальная) цена контракта - 12 239 271 рублей.
Документация электронного аукциона на выполнение дополнительных работ по объекту "Котельная с теплосетями в п. Хову-Аксы" утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 01.10.2015 года N 1899.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вступил в силу с 13.08.2015 года) часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнен пунктом 10.
Так, согласно пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе участник закупки не является офшорной компанией.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией в аукционной документации не установлено.
Вместе с тем, в силу части 8.1 статьи 31 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при его аккредитации на электронной площадке.
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона оператор электронной площадки прекращает действие аккредитации на электронной площадке участника закупки, не соответствующего требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона). При этом прекращается блокирование денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
На основании изложенных норм следует, что проверку соответствия участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, осуществляет оператор электронной площадки, при аккредитации на электронной площадке такого участника. При этом, обязанность комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на осуществление проверки соответствия участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Законом о контрактной системе не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что не установление требования, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при проведении электронного аукциона N 0112200000815002512 не может быть признано нарушением Закона о контрактной системе, поскольку проверку на соответствие участников закупки по указанному требованию осуществляет оператор электронной площадки не только на этапе его аккредитации, но также и аккредитованных участников закупки.
Таким образом, довод ООО "СибЭнергоКом" о не установлении в аукционной документации требования к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией, является необоснованным.
В пункте 21 Информационной карты аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в случае если данное требование установлено в пункте 15 Информационной карты аукционной документации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в пункте 15 Информационной карты аукционной документации установлено требование к порядку применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации.
Таким образом, ссылка на пункт 15 Информационной карты аукционной документации, указанная в пункте 21 Информационной карты аукционной документации, является неправомерной.
В ходе заседания Комиссии представитель уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок пояснил, что при разработке аукционной документации произошла техническая опечатка в указанном пункте Информационной карты аукционной документации.
Вместе с тем, в пункте 16 Информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам электронного аукциона, в частности, соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В свою очередь, в пункте 22 Информационной карты аукционной документации установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно требуется наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства с функцией генерального подрядчика в строительстве, выданного саморегулируемой организацией.
Таким образом, исходя из пунктов 16, 21, 22 Информационной карты аукционной документации следует, что участникам электронного аукциона в составе второй части заявки необходимо представить свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства с функцией генерального подрядчика в строительстве, выданное саморегулируемой организацией, следовательно, довод ООО "СибЭнергоКом" о невозможности определения перечня документов, предоставляемых участниками закупки для соответствия пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, является необоснованным.
Согласно пункта 21 Информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В пункте 16 Информационной карты аукционной документации предусмотрено, что требование к участникам закупки об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма - не установлено.
Таким образом, довод ООО "СибЭнергоКом" о неправомерном установлении требования об обладании участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как указано выше в пункте 22 Информационной карты аукционной документации установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно требуется наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства с функцией генерального подрядчика в строительстве, выданного саморегулируемой организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации России от 30.12.2009 г. N 624.
При этом, согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В свою очередь, вид работ "организация строительства" включает в себя вопросы, связанные с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, осуществляемых в рамках разрешения на строительство.
Таким образом, требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ.
Кроме того, необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
При таких обстоятельствах, подрядчику, который координирует весь процесс выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимо получить свидетельство о допуске к работам по организации строительства независимо, от того привлекает он субподрядчиков или выполняет все работы самостоятельно.
На основании вышеизложенного следует, что установление требования к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства с функцией генерального подрядчика в строительстве, выданного саморегулируемой организацией соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, следовательно, довод ООО "СибЭнергоКом" о не установлении конкретных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства является необоснованным.
В части 3 аукционной документации установлены требования к наименованию и описанию объекта закупки , в том числе, срок гарантии качества работ, оказание услуг должна составлять не менее 2 лет со дня подписания акта приемки выполненных работ (пункт 5 раздела 1).
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Кроме того, указание минимального значения показателя срока гарантии качества работ (не менее 2 лет) не может быть признано нарушением Закона о контрактной системе, так как участник закупки подавая заявку на участие в электронном аукционе должен предоставить гарантию качества работ исходя из своего производственного сила, но при этом указанный срок должен составлять не менее 2 лет.
Таким образом, довод ООО "СибЭнергоКом" о не установлении в аукционной документации конкретного срока гарантии качества работ является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В результате анализа аукционной документации Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что при выполнении дополнительных работ по объекту "Котельная с теплосетями в п. Хову-Аксы" к выполнению также подлежат работы по монтажу пожарной сигнализации (раздел "монтаж пожарной сигнализации" части 3 аукционной документации, локальный сметный расчет).
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).
Согласно пункта 1 Положения настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В приложении Положения установлен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно пункта 2 Положения лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При этом данные требования можно рассматривать не только как требование к участнику электронного аукциона, но и как требование к выполняемым работам в том смысле, что работы должны выполняться лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на выполнение данного вида работ.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России в аукционной документации требование к участникам закупки о наличии лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отсутствует.
В свою очередь, не установление в аукционной документации указанного требования может привести к нарушению не только законодательства Российской Федерации, но также и прав и законных интересов государственного заказчика.
Так, Закон о лицензировании, Закон о контрактной системе и проект контракта не содержит прямого запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения государственного контракта.
В соответствии с положениями части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, в случае привлечения подрядчиком к исполнению обязательств иных лиц (субподрядчиков), то такие лица (субподрядчики) должны иметь лицензию по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Следовательно, довод ООО "СибЭнергоКом" о не установлении в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на монтаж и обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации является обоснованным.
В части 3 аукционной документации установлены требования к нормативно-техническим документам, в том числе "болты с гайками и шайбами по ГОСТ Р 52643-2006" с указанием максимальных и (или) минимальных значений показателей болт, а также значения показателей, которые не могут изменяться (пункт 20 части 3 аукционной документации "требования к материалам, используемых при выполнении работ") и СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" (пункт 1.1 части 3 аукционной документации "Требования к выполнению работ. Общие требования").
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В статье 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании изложенных норм следует, что в документации о закупке заказчик должен указать показатели, определяющие требования к закупаемым товарам, работам, услугам с указанием максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. При этом, заказчик самостоятельно определяет какие именно значения показателей в отношении материалов и оборудования необходимо установить при проведении закупки исходя из своей потребности и с учетом требований проектной документации.
Функциональные, технические и качественные характеристики товаров (материалов) используемых при выполнении работ установлены в части 3 аукционной документации, согласно которой государственным заказчиком установлены значения показателей в отношении материалов и оборудования, используемых при выполнении дополнительных работ по объекту "Котельная с теплосетями в п. Хову-Аксы".
При этом, участник электронного аукциона должен подготовить заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями, установленными в частях 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, и инструкцией по ее заполнению.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что аукционная документация электронного аукциона N 0112200000815002512 не содержит требования к ГОСТам.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что указание вышеуказанных нормативно-технических документов, устаревших (утративших силу) ГОСТов и СНиПов, не может влиять на порядок отбора участников электронного аукциона, на результаты всего электронного аукциона, так как в соответствии со статьей 66 Закона о контрактной системе и аукционной документации заявка на участие в указанной закупке формируется в соответствии с требованиями, установленными частью 3 аукционной документации.
Кроме того, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что ГОСТ Р 52643-2006 восстановлен на территории Российской Федерации с 01.07.2015 года.
Таким образом, довод ООО "СибЭнергоКом" об указании в аукционной документации на ГОСТ Р 52643-2006 и СНиП 3.02.01-87, которые утратили силу, является необоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункта 2.5 проекта государственного контракта в стоимость строительства объекта включена стоимость по привязке проектной документации, комплексных инженерных изысканий, расходы на изготовление технического паспорта жилого помещения, кадастрового паспорта на жилое помещение, кадастрового паспорта земельного участка.
Анализ аукционной документации позволяет сделать вывод, что при выполнении дополнительных работ по объекту "Котельная с теплосетями в п. Хову-Аксы" работы по привязке проектной документации, комплексных инженерных изысканий, расходы на изготовление технического паспорта жилого помещения, кадастрового паспорта на жилое помещение, кадастрового паспорта земельного участка не предусмотрены.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии представитель государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" согласился с доводом ООО "СибЭнергоКом" о том, что в проекте государственного контракта неправомерно включена в стоимость строительства объекта стоимость привязки проектной документации.
Таким образом, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе неправомерно включена в проект контракта стоимость работ по привязке проектной документации, комплексных инженерных изысканий, расходы на изготовление технического паспорта жилого помещения, кадастрового паспорта на жилое помещение, кадастрового паспорта земельного участка.
Таким образом, довод ООО "СибЭнергоКом" о неправомерном включении в проект государственного контракта стоимость привязки проектной документации является обоснованным.
Согласно пункту 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Таким образом, обязательства по контракту на выполнение подрядных работ считаются выполненными, когда работа была принята покупателем (заказчиком) в соответствии со статьей 720 ГК РФ и была произведена ее оплата (статья 711 ГК РФ).
На основании исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту на выполнение работ у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта поставщику в срок согласно статье 314 ГК РФ.
Согласно пункта 8 Информационной карты аукционной документации срок выполнения работ установлен в течение 3-х календарных месяцев с даты заключения контракта.
Таким образом, срок исполнения основного обязательства подрядчика аукционной документацией установлен 3 календарных месяца, соответственно срок действия банковской гарантии должен превышать не менее чем на один месяц от 9-х месячного срока. Следовательно, довод ООО "СибЭнергоКом" о том, что из содержания аукционной документации не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, в связи с отсутствием срока действия контракта, является необоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В пункте 8.6 проекта контракта установлен ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредставление информации, предусмотренной подпунктом 4 пункта 6.2 контракта.
Согласно подпункту 4 пункта 6.2 проекта контракта подрядчик обязан в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте Подрядчик с которым заключается контракт обязан предоставить заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других), членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе (директоре, генеральном директоре) учреждения или унитарного предприятия, либо об иных органах управления юридических лиц участников закупки путем указания фамилий, имен, отчеств (при наличии) таких лиц с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества. Указанная информация предоставляется заказчику участником закупки, с которым заключается контракт, не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта (п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775, данный размер составляет 100 млн. руб. при закупках для нужд субъектов РФ, п. 23 ст.34 Закона N44-ФЗ).
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Иных положений предусматривающих обязанность подрядчика предоставлять информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества, членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе учреждения или унитарного предприятия Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 775 установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которой в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000815002512 на выполнение дополнительных работ по объекту "Котельная с теплосетями в п. Хову-Аксы" начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 239 271 рублей.
Таким образом, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе неправомерно установлено в проекте контракта требование к подрядчику о предоставлении информации о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества, членах коллегиального органа хозяйственного общества, руководителе учреждения или унитарного предприятия. Следовательно, довод ООО "СибЭнергоКом" об установлении в проекте контракта ответственности поставщика в нарушение требований законодательства о контрактной системе является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СибЭнергоКом" обоснованной.
2. Установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение:
2.1. пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления требования к участникам закупки о наличии лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
2.2. пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного включения в проект контракта стоимости работ по привязке проектной документации, комплексных инженерных изысканий, расходы на изготовление технического паспорта жилого помещения, кадастрового паспорта на жилое помещение, кадастрового паспорта земельного участка;
2.3. части 23 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в проекте контракта требования к подрядчику о предоставлении информации о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества, членах коллегиального органа хозяйственного общества, руководителе учреждения или унитарного предприятия.
3. Выдать уполномоченному органу и аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и оператору электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
О.А. Коржавина
А.В. Саин
Ч.К. Алдын-Херел
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 28 октября 2015 г. N 05-05-06/122-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2015