Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 ноября 2015 г. N 06-852/15т
изготовлено в полном объеме 12 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Саха-краска" (далее по тексту решения - ООО "Саха-краска", Общество, заявитель): Ядреев Р.А. (по доверенности);
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту решения - аукционная комиссия уполномоченного органа, аукционная комиссия Госкомзакупок РС (Я)): Попов С.А. (по доверенности);
от заказчика Аппарата Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (далее по тексту решения - Аппарат Госсобрания РС(Я), заказчик): Кучинская Н.Ф., Портнягина С.В. (представители по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Саха-краска" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку лакокрасочных материалов (извещение N 0116200007915008824), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
30 октября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Саха-краска" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку лакокрасочных материалов (извещение N 0116200007915008824).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 09 ноября 2015 года в 11 часов 00 минут.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Саха-краска" поддержал жалобу в полном объеме.
21 октября 2015 года ООО "Саха-краска" подало заявку на участие в электронном аукционе на поставку лакокрасочных материалов (извещение N 0116200007915008824).
28 октября уполномоченным органом был опубликован протокол рассмотрения первых частей заявок, в соответствии с которым заявка Общества была отклонена по следующему обоснованию: "На основании п.1 ч. 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в связи с непредставлением конкретных показателей предлагаемого товара, соответствующие значениям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе по позиции 5 (толщина кисти), по позиции 7 (расход воды) и п.п. 1.1.2. документации об электронном аукционе в связи с не предоставлением информации. Участник осуществления закупок не указал страну происхождения предлагаемого товара (указание страны производителя товара не является надлежащим выполнением требования об указании наименования страны происхождения товара).".
ООО "Саха-краска" считает отклонение заявки Общества неправомерным по следующим причинам:
- в позиции "5" первой части заявки указано конкретное значение толщины кисти - 10-12 мм. Данное значение толщины кисти указывается производителем, поскольку погрешности при производстве данных кистей не позволяют производителю указать толщину кистей с точностью до миллиметра;
- в позиции "7" первой части заявки указание расхода воды является несущественным, так как данный показатель определяется непосредственно ответственным работником, в зависимости от температуры и влажности окружающей среды и обрабатываемой поверхности и не указывается производителем;
- во всех позициях указана страна происхождения товара предлагаемого к поставке.
Также указывает на то, что аукционная документация в части описания объекта закупки составлена некорректно - в части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" по позиции 7 "Финишная шпаклевка" указано следующее: "Расход воды, л/кг не более 0.32 и не менее 0.36 л/кг".
Просит признать решение аукционной комиссии об отклонении первой заявки ООО "Саха-краска" незаконным и отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
В ходе рассмотрения дела представитель аукционной комиссии уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее:
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Также документацией об электронном аукционе в пункте 1.1.2 раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" установлены аналогичные требования.
В части 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе в требованиях к позиции 5 "Кисть кф-50*12" установлено, что толщина должна быть не менее 10 и не более 12 мм. Участник закупки ООО "Саха Краска" (заявка N1) в первой части своей заявки предлагает к поставке по данной позиции кисть с толщиной 10-12 мм, из чего следует, что участник закупки не представил конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией.
По позиции 7 "Финишная шпаклевка" установлены требования к расходу воды не менее 0,32 и не более 0,36 л/кг. Участник закупки ООО "Саха Краска" по данному критерию не представил информации. При этом довод заявителя о несущественности данного критерия необоснованный, поскольку участник закупки с запросом о разъяснении положений документации не обращался, жалобу на положения документации в установленный срок не подавал, подал заявку, то есть согласился с положениями документации. Кроме того, расход воды напрямую связан с расходом сухой смеси по площади, поскольку расход зависит также от консистенции готового раствора. Также участник закупки в графе "Производитель, страна" своей заявки указывает наименование производителя и его страну. При этом указание на страну производителя не является указанием на наименование страны происхождения товара. Кроме того, согласно Инструкции по заполнению заявки заявка участника закупки не должна допускать разночтений или иметь двусмысленное толкование. В данном случае содержание заявки ООО "Саха Краска" не позволяет однозначно сделать вывод о наименовании страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
Таким образом, при рассмотрении заявки аукционная комиссия уполномоченного органа, руководствуясь положениями статей 66, 67 Закона о контрактной системе, требованиями документации об электронном аукционе правомерно не допустила ООО "Саха Краска" к участию в электронном аукционе.
Просит признать жалобу ООО "Саха Краска" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Представители заказчика поддержали позицию уполномоченного органа и пояснили следующее:
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара и иные показатели связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика были установлены заказчиком в аукционной документации в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, показатель расхода воды для приготовления строительных смесей является одним из основных, в связи с тем, что расход воды напрямую связан с расходом самой сухой смеси (шпаклевки гипсовой) по площади, подвижности раствора и зависит от консистенции раствора.
Согласно ГОСТ 31377-2008 "Смеси сухие строительные штукатурные на гипсовом вяжущем" маркировка каждой упаковочной единицы товара в обязательном порядке должна содержать в том числе и краткую инструкцию по применению штукатурной смеси с указанием объема воды, необходимого для получения растворной смеси требуемой подвижности, л/кг. Таким образом, участник закупки имел возможность представить информацию по расходу воды, исходя из информации производителя, указанного в заявке.
Некорректное указание расхода воды для финишной шпаклевки - "не более 0.32 и не менее 0.36 л/кг" вызвано технической ошибкой, допущенной при составлении аукционной документации.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
16 октября 2015 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС_тендер" размещены извещение N 0116200007915008824 о проведении электронного аукциона на поставку лакокрасочных материалов, а также аукционная документация.
28 октября 2015 года состоялось рассмотрение первых частей заявок участником электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007915008824-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (26.10.2015 г.) поступило 2 (две) заявки с соответствующими порядковыми номерами. Аукционная комиссия Госкомзакупок РС(Я), рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, приняла решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе обоим участникам, подавшим заявки.
Заявка участника N 1 (ООО "Саха-краска") была отклонена по следующему обоснованию: "На основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с непредставлением конкретных показателей предлагаемого товара, соответствующие значениям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации ЭА по позиции 5 (толщина кисти), по позиции 7 (расход воды) и подпункта 1.1.2 документации об электронном аукционе в связи с непредставлением информации. Участник осуществления закупок не указал страну происхождения предлагаемого товара (указание страны производителя товара не является надлежащим выполнением требования об указании наименования страны происхождения товара).".
Заявка участника N 2 была отклонена по следующему обоснованию: "на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и подпункта 1.1.2 документации об электронном аукционе в связи с непредставлением информации. Участник осуществления закупок не указал страну происхождения предлагаемого товара (указание страны производителя товара не является надлежащим выполнением требования об указании наименования страны происхождения товара).".
В связи с вышеизложенным, на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Саха-краска" необоснованной по следующим основаниям:
Как следует из сути жалобы, заявителем обжалуются действия аукционной комиссии уполномоченного органа по отклонению заявки ООО "Саха-краска" на участие в электронном аукционе, а также положения аукционной документации, в части необъективного описания объекта закупки, а именно некорректного указания требуемых параметров расхода воды по позиции 7 "Финишная шпаклевка".
Как следует из материалов дела, предметом государственного контракта является поставка лакокрасочных материалов.
Подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как установлено материалами дела, по позиции 5 "Кисть кф-50*12" части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" (далее по тексту решения - Описание объекта закупки) установлены следующие требования: "Флейцевые кисти, толщина не менее 10 и не более 12 мм, светлая натуральная щетина".
В первой части заявки участника закупки с порядковым номером 1 (ООО "Саха-краска") по товару "Кисть кф-50*12" указано следующее: "Флейцевая кисть, толщина 10-12 мм, светлая натуральная щетина".
При этом подраздел 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 документации об электронном аукционе "Информационная карта" содержит, в том числе, следующие пояснения: "Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров. Значения показателей товаров, предоставляемых участником, не должны допускать разночтений или иметь двусмысленное толкование.".
Следовательно, заявителем в первой части заявки на участие в электронном аукционе не указаны конкретные значения показателей по товару "Кисть кф-50*12", установленные аукционной документацией.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе - участник закупки подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В ходе рассмотрения дела заявитель пояснил, что показатели толщины кистей флейцевых указываются производителями приблизительно, ввиду погрешностей при их производстве.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено доказательств относительно указанного довода, свидетельствующих о том, что значение показателя толщины флейцевых кистей не имеет конкретного значения.
Вместе с тем, как установлено материалами дела, заявителем в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе не указаны параметры расхода воды по товару "Финишная шпаклевка", требования об указании которых установлены в части 2 документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки".
Таким образом участником закупки ООО "Саха-краска" в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе не представлена информация, предусмотренная подпунктом б) пункта 1) части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия уполномоченного органа правомерно отказала ООО "Саха-краска" в допуске к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием представленной информации требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также в связи с непредставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "Саха-краска" о неправомерном отклонении первой части заявки на участие в электронном аукционе признается необоснованным.
В отношения довода жалобы ООО "Саха-краска" в части обжалования положений аукционной документации Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок поясняет следующее:
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Согласно извещению N 0116200007915008824 от 16.10.2015 г. Сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на поставку лакокрасочных материалов установлено 26 октября 2015 года. Между тем жалоба ООО "Саха-краска" подана в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 30 октября 2015 года, следовательно, ООО "Саха-краска" пропущен срок обжалования, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод жалобы на положения аукционной документации не подлежит рассмотрению.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно результатам проверки, проведенной Комиссией Якутского УФАС России по контролю закупок, по позиции 7 "Финишная шпаклевка" Описания объекта закупки установлены, в том числе, следующие требования: "Расход воды, л/кг не более 0.32 и не менее 0.36 л/кг".
Между тем, согласно общему правилу, словосочетание "не более x и не менее y", употребляется при указании интервала предельных величин (максимальной и минимальной). Таким образом, заказчиком, при составлении описания объекта закупки, было допущено некорректное указание минимального и максимального значения расхода воды по товару "Финишная шпаклевка" (нижнее предельное значение превышает верхнее предельное значение).
Также материалами дела установлено, что в части 2 документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки" по позиции 5 "Кисть кф-50*12" установлены следующие требуемые характеристики: "Флейцевые кисти, толщина не менее 10 и не более 12 мм, светлая натуральная щетина". Из смысла наименования указанной позиции следует, что заказчику требуется кисть кф с параметрами 50*12, где "12" является толщиной кисти в миллиметрах.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика подтвердили указанные факты.
Вместе с тем, в требуемых характеристиках по товару "Кисть кф-50*12" Описания объекта закупки указано, что толщина кисти варьируется в диапазоне от 10 до 12 мм. Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает, что указанные разночтения в аукционной документации вводят участников закупки в заблуждение, поскольку из установленных в Описании объекта закупки требований невозможно сделать однозначный вывод о параметрах требуемого товара по позиции 5 "Кисть кф-50*12".
Таким образом, заказчиком при составлении аукционной документации нарушены пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саха-краска" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку лакокрасочных материалов (извещение N 0116200007915008824) необоснованной.
2. Признать заказчика Аппарат Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать заказчику Аппарату Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)/уполномоченному органу Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок предписание об устранении допущенных нарушений;
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 ноября 2015 г. N 06-852/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2015