Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 ноября 2015 г. N 06-851/15т
изготовлено в полном объеме 11 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Северо-Восточная торгово-строительная компания" (далее также - ООО "СВТСК", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от аукционной комиссии, заказчика Администрации муниципального образования "Борогонский 2-й наслег" Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация, заказчик): Васильев И.И. (представитель по доверенности);
при участии слушателя Петрова А.Д.,
рассмотрев жалобу ООО "СВТСК" на действия аукционной комиссии Администрации муниципального образования "Борогонский 2-й наслег" Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению текущего капитального ремонта помещений участковых уполномоченных полиций, находящихся в муниципальной собственности в с.Томтор Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300031115000018), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
29 октября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СВТСК" на действия аукционной комиссии Администрации муниципального образования "Борогонский 2-й наслег" Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению текущего капитального ремонта помещений участковых уполномоченных полиций, находящихся в муниципальной собственности в с.Томтор Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300031115000018).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 06 ноября 2015 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "СВТСК" была оглашена в полном объеме, из содержания которой следует, что заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе (номер заявки 3).
По мнению заявителя в заявке были представлены все необходимые сведения в соответствии с Законом о контрактной системе и аукционной документацией.
В ходе рассмотрения дела представитель аукционной комиссии с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Участник закупки согласился со всеми условиями, указанными в аукционной документации, в первой части заявки заявителем не указано количество товаров, а также сведения об упаковке и отгрузке, о чем указано в форме 2 "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" и обязательно к заполнению участниками закупки.
При этом данная форма является рекомендованной.
Конкретных требований к упаковке, отгрузке в аукционной документации не установлено.
Считает, что заявителю было отказано в допуске к участию в электронном аукционе правомерно.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
21 октября 2015 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликовано извещение N 0116300031115000018 на выполнение работ по проведению текущего капитального ремонта помещений участковых уполномоченных полиций, находящихся в муниципальной собственности в с.Томтор Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 863 211 рублей 00 копеек.
28 октября 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300031115000018-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 6 (шесть) заявок с защищенными номерами 1 (отозвана), 2, 3 (ООО "СВТСК"), 4, 5, 6.
Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе участников закупки с защищенными номерами заявок 2, 4, 6 и об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки с защищенными номерами заявок 3 (ООО "СВТСК"), 5.
02 ноября 2015 года проведен электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116300031115000018-2.
Предложения о цене контракта, поступившие от участников закупки, выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
1770050.45 |
понижение |
5.00 % |
02.11.2015 06:05:34 |
2 |
02 ноября 2015 года подведены итоги электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116300031115000018-3.
Согласно указанному протоколу заявка участника закупки с защищенным номером 2 признана аукционной комиссией соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СВТСК" обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалуют отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116300031115000018-1 от 28 октября 2015 года участнику закупки с защищенным номером заявки 3 (ООО "СВТСК") отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "1.Непредоставление сведений, предусмотренных ч. 3 ст. 66 ФЗ-44: отсутствуют конкретные показатели характеристик предлагаемых работ, услуг, указанных в спецификации аукционной документации (нет количества применяемых материалов, нет конкретных показателей по отгрузке, упаковке, безопасности товара)
2. Несоответствие первой части аукционной заявки к требованиям к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе форме и инструкции по ее заполнению в соответствии с п.21 Информационной карты электронного аукциона N0116300031115000018 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" согласно ч.3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ)
Участник не заполнил сведения о количестве товара, об отгрузке товара, упаковке товара, безопасности товара, используемого при выполнении работ, оказание услуг, предоставление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Участник в составе первой части заявки указал Применяемые материалы, в соответствии с требованиями Документации об электронном аукционе: но никаких подтверждающих документов в составе самой заявки не прикреплено.
Пояснение:
Согласно ч.2 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Устанавливая технические характеристики товара, работ, услуг, требованиям к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, важное значением имеет местонахождение заказчика, поэтому способы отгрузки, информация об упаковке, безопасности товара имеют первостепенное значением. Вместе с этим заказчик руководствуется положением части 2 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ, а именно: не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Состав первой части заявки на участие в электронном аукционе при закупке работ и услуг для оказания которых используется товар, определяется в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Одновременно, документация об аукционе, в том числе, должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения которых не могут изменяться.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ФЗ-44 Аукционная комиссия проверяет аукционные заявки на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Участник электронного аукциона отклонен по п.1.ч.4.ст.67 ФЗ-44 вследствие следующих причин:
Непредоставление сведений, предусмотренных частью 3 статьи 66 ФЗ-44:
- отсутствуют сведения о количестве применяемых материалов;
- нет сведений об упаковке и безопасности, используемого товара, для выполнения работ, указанных в спецификации аукционной документации
- нет информации об отгрузке товара до места выполнения работ
- отсутствуют подтверждающие документы, сертификаты".
Предметом данной закупки является выполнение работ по проведению текущего капитального ремонта помещений участковых уполномоченных полиций, находящихся в муниципальной собственности в с.Томтор Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 7 части V "Техническое задание на выполнение работ" аукционной документации установлен перечень и характеристики материалов, применяемых при выполнении работ.
Из материалов дела установлено, что согласно пункту 21 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе участники закупки в составе первой части заявок на участие в электронном аукционе предоставляют, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в форме 2 "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе".
Из материалов дела и пояснения представителя заказчика установлено, что в аукционной документации и, в частности, в форме 2 "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" отсутствуют требования к товарам/материалам, применяемым в ходе выполнения работ, а также на их функциональные, технические и качественные характеристики. Участники закупки самостоятельно определяют и указывают, в том числе, сведения о сертификации товаров, упаковке и отгрузке.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, участники закупки представляют сведения в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Поскольку в аукционной документации отсутствуют конкретные требования к упаковке и отгрузке товаров, участники закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе не обязаны представлять сведения по упаковке, отгрузке товара, также статьей 66 Закона о контрактной системе не предусмотрено требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе сертификатов на товары либо сведений о такой сертификации.
Таким образом, аукционной комиссией нарушена часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Предметом данного электронного аукциона является выполнение работ по проведению текущего капитального ремонта помещений участковых уполномоченных полиций, находящихся в муниципальной собственности в с.Томтор Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия).
Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Согласно части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
4) информация о котировках на электронных площадках;
5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;
8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.
В соответствии с частью 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Также согласно части 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Согласно части 10 статьи 22 Закона о контрактной системе затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Согласно части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Из материалов дела установлено, что в части VI "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации указано следующее:
"общедоступные результаты изучения аналогичных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на zakupki.gov.ru информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика".
Между тем, также в части VI "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации указано следующее: "Источник информации: Определение начальной (максимальной) цены контракта заказчиком было осуществлено на основании сведений с официального сайта http://zakupki.gov.ru, а также с использованием результатов анализа цен на аналогичный товар, а также сметно-тарифного расчета".
При этом, в части VI "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации также установлено следующее: "Используемый метод определения цены контракта с обоснованием: Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). При исследовании рынка, проведенном по инициативе Заказчика, использованы действующие цены на текущий капитальный ремонт помещений участковых уполномоченных полиций, находящихся в муниципальной собственности".
Следовательно, из содержания аукционной документации невозможно установить какой метод или совокупность методов были применены при обосновании начальной (максимальной) цен контракта, а также обоснование выбора заказчика такой совокупности методов.
Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что в аукционной документации содержатся разночтения в обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, заказчиком нарушены часть 1 статьи 22, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением N 0116300031115000018 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению текущего капитального ремонта помещений участковых уполномоченных полиций, находящихся в муниципальной собственности в с.Томтор Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, а также требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В ходе рассмотрения дела представителем аукционной комиссии, заказчика подтвержден факт установления обоих вышеуказанных требований.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Между тем, одновременное установление требований в соответствии с частями 3 и 5 статьи 30 Закона о контрактной системе является противоречивым, поскольку ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, исключает участие в закупке поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не являющимися субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
Таким образом, заказчиком нарушены части 3, 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Между тем, из материалов дела установлено, что в проекте контракта отсутствует условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В пункте 20 "Единые требования к участникам электронного аукциона" части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе установлено следующее требование:
"2) Правомочность участника закупки заключать контракт".
Вместе с тем, пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусматривающий требование о правомочности участника закупки заключать контракт, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.06.2014 года N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 2 части 1, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Между тем, в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе отсутствует требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 10 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В части V "Техническое задание на выполнение работ" аукционной документации указано следующее: "При выполнении работ должны применяться материалы, предназначенные для применения районах Крайнего Севера".
Представителем заказчика пояснено, что данное требование установлено в связи с температурными условиями в месте нахождения объекта, где предусмотрено выполнение работ.
В пункте 7 "Обоснование необходимости использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии" части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе указано следующее: "Указанные характеристики необходимы для эксплуатации в условиях Крайнего Севера".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Между тем, в аукционной документации не уточняется при каких указанных характеристиках материалов возможна их эксплуатация в условиях Крайнего Севера, а также что обозначает указанное требование: "При выполнении работ должны применяться материалы, предназначенные для применения районах Крайнего Севера".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что данное требование носит необъективный характер.
Таким образом, заказчиком нарушены пункты 1, 2 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 части V "Техническое задание на выполнение работ" аукционной документации предусмотрены, в том числе, следующие виды работ:
"- Погрузка вручную строительного мусора в самосвал, мешки для мусора
- Перевозка строительного мусора на расстояние до 65 км автосамосвалами грузоподъемностью до 16 т."
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Между тем, требование о выполнении работ автосамосвалами является требованием к участнику закупки о наличии у него производственных мощностей, необходимых для выполнения работы.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 863 211 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом" (далее - Правила) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Между тем, заказчиком в пункте 7.2 проекта контракта указано условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в размере 5% цены контракта.
Таким образом, заказчиком установлен размер штрафа не в соответствии с Правилами.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Между тем, заказчиком не указано условие об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в случае если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 21 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе участники закупки в составе первой части заявки указывают, в том числе, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены следующие изменения в подпункт "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: слова "места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя" заменить словами "страны происхождения".
Данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.12.2014).
Таким образом, заказчиком нарушен подпункт "б" пункта 3 части 3 и часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления требования к содержанию, составу заявки на участие электронном аукционе, а именно требования об указании наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.
Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Из материалов дела установлено, что согласно пункту 21 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе участники закупки во второй части заявки представляют, в том числе, следующее:
"2.7 копии документов, подтверждающих наличие свидетельства СРО о соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом электронного аукциона.
2.8. копию Свидетельства СРО о допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектом капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции и капитального ремонта по видам работ, указанным в аукционной документации".
В пункте 12 части V "Техническое задание на выполнение работ" аукционной документации установлено следующее:
"<_> Подрядчик должен иметь свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство<_> Подрядчик, непосредственно выполняющий работы должен иметь свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по пунктам: 6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций; 10.1 Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений; 12.5. Устройство оклеечной изоляции; 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций".
В соответствии с Перечнем пункту 33.3 соответствует следующее:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Представителем заказчика пояснено, что участники закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе должны представить копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства как в соответствии с пунктом 33.3 Перечня, так и пунктами 6.3, 10.1, 12.5, 12.9 .
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что данные действия заказчика влекут ограничение количества участников закупки, в частности, поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не имеющих свидетельства СРО на генподряд, но имеющих о допуске к определенным видам работ.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 31, часть 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует требование о наличии свидетельства СРО у участников закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СВТСК" на действия аукционной комиссии администрации муниципального образования "Борогонский 2-й наслег" Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению текущего капитального ремонта помещений участковых уполномоченных полиций, находящихся в муниципальной собственности в с.Томтор Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300031115000018) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию администрации муниципального образования "Борогонский 2-й наслег" Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) нарушившей часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика администрацию муниципального образования "Борогонский 2-й наслег" Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) нарушившим части 1 статьи 22, части 3, 5, 6 статьи 30, пункты 2, 10 части 1, часть 6 статьи 31, пункты 1, 2 части 1, части 2, 3 статьи 33, часть 4 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1, части 2, 3 статьи 64, подпункт "б" пункта 3 части 3, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной комиссии администрации муниципального образования "Борогонский 2-й наслег" Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Выдать заказчику администрации муниципального образования "Борогонский 2-й наслег" Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 ноября 2015 г. N 06-851/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2015