Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 октября 2015 г. N 06-742/15т
изготовлено в полном объеме 16 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СахаСтройТехнологии" (далее - ООО "СахаСтройТехнологии", Общество, заявитель): Федоров Б.П., Аржаков П.В. (представители по доверенности), Куличкин С.С. (генеральный директор);
от заказчика Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МР "Олекминский район" РС(Я), заказчик): уведомлены надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заказчика,
рассмотрев жалобу ООО "СахаСтройТехнологии" на действия аукционной комиссии заказчика Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия)/заказчика Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение путем инвестирования в строительство жилых помещений (24 благоустроенные квартиры) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Олекминского района Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300005215000441), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, Закон о КС) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
02 октября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СахаСтройТехнологии" на действия аукционной комиссии заказчика Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение путем инвестирования в строительство жилых помещений (24 благоустроенные квартиры) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Олекминского района Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300005215000441).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 09 октября 2015 года в 12 часов 00 минут, впоследствии время рассмотрение жалобы перенесено на 13 октября 2015 года в 15 часов 30 минут, в целях получения пояснений от заказчика по вопросам, возникшим в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "СахаСтройТехнологии" жалобу поддержали в полном объеме и пояснили следующее:
ООО "СахаСтройТехнологии" как участник закупки считает, что электронный аукцион на приобретение путем инвестирования в строительство жилых помещений (24 благоустроенные квартиры) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Олекминского района Республики Саха (Якутия) проведен с нарушением действующего законодательства в сфере закупок ввиду следующего:
29 сентября 2015 года в 09 часов 11 минут (по московскому времени) на официальном сайте zakupki.gov.ru опубликован протокол рассмотрения единственной заявки, согласно которому на заседании комиссии присутствовало 4 члена аукционной комиссии из 8-ми (Габышев Юрий Альбертович, Габышева Анджела Иосифовна, Добрынина Кира Олеговна, Кузьмина Наталья Павловна), все присутствующие члены аукционной комиссии вынесли решение о том, что заявка ООО "СахаСтройТехнологии" соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. В связи с тем, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 закона о контрактной системе электронный аукцион признан не состоявшимся.
Подчеркивают, что с указанным протоколом ООО "Сахастройтехнологии" согласно и не обжалует его.
29 сентября 2015 года в 11 часов 55 минут (по московскому времени) на официальном сайте zakupki.gov.ru опубликован протокол рассмотрения единственной заявки, согласно которому на заседании комиссии присутствовало 3 члена аукционной комиссии из 8-ми (Габышев Юрий Альбертович, Габышева Анджела Иосифовна, Кузьмина Наталья Павловна), все присутствующие члены аукционной комиссии вынесли решение о том, что заявка ООО "СахаСтройТехнологии" не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся.
29 сентября 2015 года в 12 часов 03 минуты (по московскому времени) на официальном сайте zakupki.gov.ru опубликован протокол рассмотрения единственной заявки, согласно которому на заседании комиссии присутствовало 3 члена аукционной комиссии из 8-ми (Габышев Юрий Альбертович, Габышева Анджела Иосифовна, Кузьмина Наталья Павловна), все присутствующие члены аукционной комиссии вынесли решение о том, что заявка ООО "СахаСтройТехнологии" не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся.
Указывает, что в соответствии с частью 8 статьи 39 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
Частью 9 статьи 39 Закона о контрактной системе установлено, что решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.
Подчеркивают, что в нарушение требований части 8 статьи 39 Закона о контрактной системе из протоколов рассмотрения единственной заявки, составленных 29.09.2015 г. в 11 часов 55 минут и в 12 часов 03 минуты (по московскому времени) следует, что при рассмотрении единственной заявки на участие в электронном аукционе присутствовали менее пятидесяти процентов от общего числа членов комиссии - 3 из 8-ми.
Также указывают на то, что в нарушение требований части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе в протоколах рассмотрения единственной заявки, составленных 29.09.2015 г. в 11 часов 55 минут и в 12 часов 03 минуты (по московскому времени) отсутствует обоснование решения, принятого комиссией.
Также по мнению заявителя предоставление в составе первой части заявки на участие в вышеуказанном аукционе проектно-сметной документации с результатом положительной экспертизы является невозможным ввиду недостаточности сроков, установленных для окончания подачи заявок.
Подчеркивают, что извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 01.09.2015 г., сроком окончания подачи заявок установлено 23.09.2015 г., таким образом на подготовку заявки участникам отведено 17 рабочих дней.
Вместе с тем, положениями аукционной документации обязанность по подготовке проектно-сметной документации возложена на застройщика, таким образом участнику вышеназванного электронного аукциона в соответствии с требованиями аукционной документации, необходимо провести инженерные изыскания, подготовить проектно-сметную документацию и получить положительное заключение экспертизы проектной документации, что с учетом сроков, установленных для окончания приема заявок на участие является невозможным.
Просят приостановить электронный аукцион на приобретение путем инвестирования в строительство жилых помещений (24 благоустроенные квартиры) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Олекминского района Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300005215000441), признать жалобу обоснованной, вынести предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены протоколов рассмотрения единственной заявки, составленных 29.09.2015 г. в 11 часов 55 минут и в 12 часов 03 минуты (по московскому времени).
В ходе рассмотрения дела пояснения заказчика были оглашены в полном объеме.
Согласно Распоряжению главы муниципального района "Олекминский район" РС(Я) от 14.01.2014 г. N 6 Единая комиссия по определению поставщика для муниципальных нужд состоит из 7-ми человек. В протоколе рассмотрения единственной заявки указано 8 членов комиссии по причине указания в составе комиссии 2-х секретарей - Кузьминой Н.П., отсутствовавшей на момент рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе и Холуровой С.А., исполнявшей обязанности секретаря комиссии на время отсутствия Кузьминой Н.П.
Касательно недопуска заявки единственного участника электронного аукциона поясняют, что заявка была отклонена по причине непредставления ООО "СахаСтройТехнологии" проектно-сметной документации с результатом положительной экспертизы.
Заказчик при установлении требования о предоставлении в составе первой части заявки на участие проектно-сметной документации с результатом положительной экспертизы руководствовался реестром описания процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года, N 403, Письмом от Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 26.06.2015 N04-21-1677.
Также поясняют, что протокол рассмотрения единственной заявки был опубликован на официальном сайте zakupki.gov.ru единожды, в подтверждение в материалы дела представлены скриншоты с указанного сайта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
01 сентября 2015 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0116300005215000441 о проведении электронного аукциона на Приобретение путем инвестирования в строительство жилых помещений (24 благоустроенные квартиры) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Олекминского района Республики Саха (Якутия), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 50 529 600 рублей 00 копеек.
29 сентября 2015 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300005215000441-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок (9 часов 00 минут 23.09.2015 г.) на участие в электронном аукционе поступила единственная заявка от ООО "СахаСтройТехнологии", в связи с чем, на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. Комиссия, рассмотрев заявку ООО "СахаСтройТехнологии" на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, приняла решение о несоответствии указанной заявки требованиям аукционной документации.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СахаСтройТехнологии" обоснованной по следующим основаниям.
Как установлено Комиссией Якутского УФАС России в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru содержится ссылка на протокол рассмотрения единственной заявки N 0116300005215000441-1 от 29.09.2015 г., размещенный на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" 29.09.2015 г. в 12 часов 03 минуты (по московскому времени). В тексте протокола содержится гипертекстовая ссылка, указывающая на протокол рассмотрения единственной заявки электронного аукциона датой и временем публикации которого указано 29.09.2015 г. 11 часов 55 минут (по московскому времени). Согласно указанному протоколу, при проведении процедуры рассмотрения единственной заявки присутствовало 3 члена комиссии из 8-ми. При этом, в тексте указанного протокола (опубликованного в 11 часов 55 минут по московскому времени) также содержится гипертекстовая ссылка, которая указывает на протокол рассмотрения единственной заявки электронного аукциона датой и временем публикации которого указано 29.09.2015 г. 09 часов 11 минут (по московскому времени). Содержание протокола размещенного в 09 часов 11 минут 29.09.2015 г. (по московскому времени) аналогично содержанию протокола от 11 часов 55 минут (по московскому времени). Вместе с тем, в тексте протокола опубликованного в 09 часов 11 минут по московскому времени также имеется гипертекстовая ссылка, которая указывает на протокол рассмотрения единственной заявки электронного аукциона датой и временем публикации которого указано 29.09.2015 г. без указания времени размещения. Согласно указанному протоколу рассмотрение единственной заявки на участие в электронном аукционе проводилось 4-ми членами комиссии из 8-ми, при этом комиссией было принято решение о соответствии заявки ООО "СахаСтройТехнологии" требованиям аукционной документации.
Частью 8 статьи 39 Закона о контрактной системе установлено, что комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
Согласно пояснениям, представленным заказчиком до рассмотрения жалобы, комиссия по осуществлению закупок Администрации МР "Олекминский район" РС(Я) состоит из 7-ми членов. Указание в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 8-ми членов комиссии вызвано технической ошибкой, в протоколе ошибочно был указан отсутствующий секретарь комиссии.
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела не представлено решения о замене членов комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение путем инвестирования в строительство жилых помещений (24 благоустроенные квартиры) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Олекминского района Республики Саха (Якутия).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, при голосовании присутствовало 3 члена комиссии из 7-ми, следовательно, комиссия при отсутствии кворума не имела полномочий по принятию решений.
Таким образом, поскольку при рассмотрении единственной заявки на участие в электронном аукционе комиссия по осуществлению закупок Администрации МР "Олекминский район" РС(Я) была не правомочна принимать решение, в связи с тем, что ее состав был сформирован менее чем на пятьдесят процентов от установленного состава, а также поскольку делегирование отсутствующими членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается, аукционная комиссия заказчика признается нарушившей нормы части 8 статьи 39, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного жалоба ООО "СахаСтройТехнологии" признана обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из пояснений заказчика, а также из проекта муниципального контракта следует, что предметом закупки является выполнение работ, следовательно, в силу положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, а именно: закупочная документация должна содержать указания на объем и характер выполняемых работ.
Как следует из материалов дела, в составе аукционной документации на официальном сайте опубликована только Техническое задание, где указаны лишь требования к архитектурно-строительным решениям, благоустройству квартир и многоквартирного жилого дома, внутренней отделке квартир, а также перечислены функции застройщика и требования к экологической безопасности проводимых работ.
Пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Также частью 6 вышеуказанной статьи ГрК РФ устанавливает, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав положения аукционной документации, обстоятельства рассматриваемого дела, а также пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что указание в Техническом задании только лишь требований к архитектурно-строительным решениям, благоустройству квартир и многоквартирного жилого дома, внутренней отделке квартир, а также перечисление функций застройщика и требований к экологической безопасности проводимых работ не является надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, отсутствие в документации об электронном аукционе необходимых технических, функциональных характеристик работ по капитальному ремонту, требований к результатам работ и иных показателей, связанных с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика также влечет/может повлечь ограничение круга участников закупки, поскольку не позволяет участникам закупки сформировать свои ценовые предложения, а заказчику определить соответствие закупаемых работ требованиям заказчика
Таким образом, поскольку описание объекта закупки является неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования положений пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 в части не размещения проектно-сметной документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Предметом закупки, согласно Извещению о проведении электронного аукциона является приобретение путем инвестирования в строительство жилых помещений (24 благоустроенные квартиры) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Олекминского района Республики Саха (Якутия).
Пунктом 17 части Х "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование о наличии в составе первых частей заявок участников закупки проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы.
Объекты экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий установлены статьей 49 ГрК РФ.
Согласно части 1 указанной статьи, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 названной статьи.
Пункт 3 части 2 статьи 49 ГрК РФ запрещает проводить экспертизу в отношении, в частности, таких объектов капитального строительства, как многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Как установлено материалами дела, в разделе 2 Технического задания аукционной документации, а также в приложении N 1 к проекту муниципального контракта указано, что этажность многоквартирного жилого дома составляет 3 этажа, вместе с тем, документация об электронном аукционе не содержит указания на наличие или отсутствие блок-секций, а также их количество. Из вышеизложенного следует, что документация об электронном аукционе не содержит требований к характеристикам многоквартирного дома, позволяющие однозначно установить необходимость проведения предусмотренной статьей 49 ГрК РФ экспертизы.
Однако в документации об электронном аукционе установлено обязательное требование о наличии у участника электронного аукциона проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы.
Требования, предъявляемые к участникам закупок определены частями 1, 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании вышеизложенного Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 17 части Х "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе установлено требование о наличии в составе вторых частей заявок участников закупки свидетельств, выданных саморегулируемой организацией о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту решения - свидетельство СРО). При этом в документации об электронном аукционе не указано к каким именно видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должен иметь допуск участник закупки.
Между тем, перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 г. N 624, предусматривает 34 различных вида работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. При этом допуск к организации определенного вида строительных работ не дает права выполнять иные строительные работы, следовательно заказчик обязан был в документации об электронном аукционе установить требование о наличии у участников свидетельства СРО о допуске к определенным видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, действия заказчика по ненадлежащему установлению специальной правоспособности участников закупки создают ситуацию, при которой победителем электронного аукциона мог быть признан участник, не обладающий допуском к организации необходимых строительных работ, и нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Как установлено материалами дела, пунктом 17 части Х "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование о наличии в составе первых частей заявок участников закупки проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы. Из вышеизложенного следует, что заказчиком в предмет электронного аукциона на приобретение путем инвестирования в строительство жилых помещений (24 благоустроенные квартиры) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Олекминского района Республики Саха (Якутия) фактически были включены два вида деятельности - проектирование и строительство объекта.
Вместе с тем, указанные работы отнесены к различным видам экономической деятельности, так согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (далее по тексту решения - ОКПД), принятому и введенному в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, работы общестроительные по возведению новых многоквартирных жилых зданий соответствует категории 45.21.12.110, деятельность по комплексному проектированию для строительства объектов на условиях подряда "под ключ" соответствует категории 74.20.40.000.
Работы по проектированию и строительству различны по своей специфике, методам исполнения и конечному результату. Хозяйствующий субъект, избравший своим видом деятельности проектирование, может не обладать достаточными ресурсами для осуществления строительной деятельности, в то же время хозяйствующий субъект занимающийся строительной деятельностью не обязан иметь, приобретать и содержать имущество, штат работников для осуществления деятельности по проектированию для строительства объектов.
Из вышеизложенного следует, что наличие у хозяйствующего субъекта необходимых ресурсов, позволяющих осуществлять один из видов деятельности, не является подтверждением того, что с использованием этих же ресурсов, участник может осуществлять другой вид деятельности. Следовательно данные виды работ не являются безусловно связанными между собой.
Таким образом включение в предмет закупки работ, отнесенных к различным категориям продукции в ОКПД влечет/может повлечь ограничение количества участников закупки при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам (работам, услугам) или группам таких товаров (работ, услуг), осуществляющих только проектирование либо только выполнение строительных работ, поскольку, исходя из положений аукционной документации и требований законодательства РФ о контрактной системе, участник закупки не допускается к участию в торгах в случае, если его заявка не соответствует требованиям документации.
Часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Частным случаем общего запрета на ограничение конкуренции при проведении торгов является положение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, запрещающее установление требований к товарам, работам, услугам, которые могут привести к ограничению количества участников размещения заказа.
Из общего смысла указанных норм законодательства следует, что ограничение количества участников закупки предполагает, в том числе, ущемление определенными действиями заказчика (установление требований к товару, работам) прав и законных интересов участников закупки.
Факт подачи жалобы ООО "СахаСтройТехнологии", прямо указывающей на невозможность выполнения требований, установленных в аукционной документации, также свидетельствует о том, что конкретный участник закупки действиями заказчика ограничен в праве участия в данном аукционе.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что в нарушение требований статьи пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в предмет электронного аукциона были включены два вида работ, не являющиеся технологически и функционально связанными между собой - проектирование и строительство объекта, что влечет/может привести к ограничению конкуренции при проведении указанного аукциона ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СахаСтройТехнологии" на действия аукционной комиссии заказчика Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия)/заказчика Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение путем инвестирования в строительство жилых помещений (24 благоустроенные квартиры) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Олекминского района Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300005215000441) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) нарушившей часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 8 статьи 39, пункты 1, 2 части 1, часть 3 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66, часть 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 октября 2015 г. N 06-742/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2015