Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 октября 2015 г. N 06-768/15т
изготовлено в полном объеме 20 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Фармацевт" (далее - ООО "Фармацевт", заявитель, Общество): представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заявителя,
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница" (далее - ГБУ "ЯГКБ", заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представлено письменное пояснение,
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Фармацевт" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Якутская городская клиническая больница"/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Ритуксимаб) (извещение N 0116200007915007128), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
08 октября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Фармацевт" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Якутская городская клиническая больница"/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Ритуксимаб) (извещение N 0116200007915007128).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 15 октября 2015 года в 11 часов 00 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "Фармацевт" оглашена в полном объеме из содержания, которой следует, что заявитель обжалует применение преференции в отношении цены контракта, предложенной заявителем, а именно снижение цены контракта, предложенной участником закупки на 15%.
По мнению заявителя, участник закупки ООО "НПП" "Русэкомед" представил недостоверную информацию о предлагаемом товаре.
Указывает, что предложенный Обществом лекарственный препарат не имеет российского, армянского, белорусского и/или казахстанского аналогов, единственный препарат с МНН "Ритуксимаб" с торговым наименованием "МабтераR" зарегистрировано производителем иностранного государства.
Единственный препарат российского происхождения с действующим веществом ритуксимаб является препарат с торговым наименованием "АццелбияR" производства ЗАО "Биокад", Россия, но при этом у данного препарата отсутствует запрашиваемая заказчиком характеристика - применение при ревматоидном артрите (активная форма).
Следовательно, преференция не может быть применена, поскольку другие участники аукциона не имели возможности предложить к поставке препарат российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения.
Просят признать жалобу обоснованной.
Письменное пояснение заказчика оглашено в полном объеме.
У лекарственного препарата ММН "Ритуксимаб" с применением при ревматоидном артрите (активная формула) отсутствуют аналоги российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения.
Данная характеристика препарата установлена заказчиком для специализированного кардиоревматологического отделения стационара больницы. Требования аукционной документации к поставляемому товару указаны, исходя из потребностей заказчика и являются существенными для него.
Таким образом, считают применение преференции в отношении цены контракта ООО "Фармацевт" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился и пояснил следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 (далее - Приказ N155) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В п. 1 Приказа N155 определено, что к препаратам фармацевтическим, продуктам медицинским химическим и продуктам лекарственным растительным (24.4) установлены условия допуска для целей осуществления закупок.
Объектом закупки по данной закупке является лекарственный препарат ритуксимаб (ОКПД 24.42.13.896), в связи с чем установлены преференции для участников, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения в соответствии с Приказом N155.
Согласно ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные п.п. 2-6 и 8 ч. 2 ст. 61 ФЗ-44 и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
В соответствии с вышеуказанным оператором электронной площадки уполномоченному органу направлены сведения о ценовых предложениях участников закупки, в том числе с учетом преференций. Так, предложения ООО "Фармацевт" поступили к уполномоченному органу в виде "Предложение о цене контракта с учетом преференций" - "2679480,13(3152329,57)", что и было отражено в протоколе рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона от 24 сентября 2015 года.
Между тем, в сложившейся ситуации имеется вина участника закупки ООО "Русэкомед" (заявка N3). Участник закупки при подаче заявки на участие в электронном аукционе самостоятельно указывает в интерфейсе пользователя электронной площадки соответствие предлагаемых им товаров условиям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе. Так ООО "Фармацевт" и ООО "Фармфорвард" указали, что поставляют товар иностранного происхождения, а ООО "Русэкомед" указал, что поставляет товар российского происхождения. При этом фактически ООО "Русэкомед" в своей заявке указал страну происхождения предлагаемого лекарственного средства с торговым наименованием Мабтера - Германия, в связи с чем к ценовым предложениям других участников закупки оператором электронном площадки применено снижение цены контракта на 15% (в подтверждение прилагаются скриншоты с электронной площадки).
Согласно п. 7 Приказа N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Согласно подп. "в" п. 8 Приказа N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3-7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Таким образом, нарушений в действиях заказчика и уполномоченного органа по установлению к данной закупке условий допуска товара в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе и Приказом N155, а также в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов электронного аукциона не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Установлением в протоколе цены в виде "Предложение о цене контракта с учетом преференций" - "2679480,13(3152329,57)" по существу не нарушает прав заявителя. Заключение контракта с победителем электронного аукциона относится к прерогативе заказчика и должно быть заключено с учетом вышеуказанных положений Приказа N155 по цене 3152329,57 рублей.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
13 августа 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной торговой площадки ОАО "ЕЭТП" размещены извещение N 0116200007915007128 о проведении электронного аукциона на на поставку лекарственных средств (Ритуксимаб), а также документация об электронном аукционе.
27 сентября 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом размещено извещение об изменении проведения электронного аукциона, документации об электронном аукционе N 0116200007915007128.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 4 776 286,50 руб.
17 сентября 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007915007128-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 5 (пять) заявок: 2, 3, 4, 5, 6.
Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
21 сентября 2015 года на сайте электронной торговой площадки ОАО "ЕЭТП" проведен электронный аукцион, предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N6 |
21-09-2015 14:04:20 [GMT +9] |
3 152 329.57 |
RUR |
Заявка N6 |
2 |
Участник N3 |
21-09-2015 14:03:58 [GMT +9] |
3 176 211.00 |
RUR |
Заявка N3 |
3 |
Участник N5 |
21-09-2015 12:54:49 [GMT +9] |
3 892 673.59 |
RUR |
Заявка N5 |
24 сентября 2015 года проведена процедура рассмотрения вторых частей и подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007915007128-3-1.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия признала вторые части заявок участников закупки, подавших ценовые предложения, соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Фармацевт" признала обоснованной на основании следующего.
Заявитель обжалует применение преференции в отношении цены контракта, предложенной заявителем, а именно снижение цены контракта, предложенной участником закупки на 15%.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Так, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 года N 155 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства при осуществлении закупок для нужд заказчиков (далее - Приказ N 155).
Согласно извещению N 0116200007915007128 о проведении открытого аукциона в электронной форме предметом данной закупки является поставка лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием "Ритуксимаб" (далее - МНН).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации содержит МНН лекарственного препарата, а также определены характеристики препарата:
N п/п |
Международное Непатентованное наименование |
Лекарственная форма, состав, форма выпуска |
Упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Ритуксимаб |
концентрат для приготовления раствора для инфузий 100 мг/ 10 мл, 10 мл - флаконы (2) - пачки картонные. Показание по инструкции - ревматоидный артрит (активная форма) у взрослых в комбинации с метотрексатом при непереносимости или неадекватном ответе на текущие режимы терапии, включающие один или более ингибиторов фактора некроза опухолей (ФНО - alfa). И остаточный срок годности на момент поставки не менее 18 месяцев |
флаконы (2) - пачки картонные |
уп |
150 |
В п. 24 Информационной карты аукционной документации уполномоченным органом установлены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами для целей осуществления закупок (в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона N44-ФЗ, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 года N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
При этом в извещении N 0116200007915007128 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата установлены преимущества участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товара в соответствии с Приказом N 155, предусматривающее предоставление преференции на поставку товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения - 15 %.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что участник закупки с порядковым номером 3 (ООО "НПП "Русэкомед") подавая заявку на участие в электронном аукциона указал в функционале электронной торговой площадки ОАО "ЕЭТП", что поставка включает товар российского происхождения, при этом, предлагая к поставке товар иностранного происхождения, что и послужило основанием для снижения цены контракта победителя электронного аукциона ООО "Фармацевт" на 15 %.
Из материалов дела установлено, что все три участника закупки предложили к поставке лекарственные препараты с МНН "Ритуксимаб" с указанием торгового наименования "МабтераR", производства иностранного государства (Германия).
В соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относятся, в том числе государственная регистрация лекарственных препаратов, ведение государственного реестра лекарственных средств.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru) (далее - ГРЛС) по МНН "Ритуксимаб" с применением при ревматоидном артрите (активная формула) зарегистрировано одно лекарственное средство с торговым наименованием "МабтераR", производства Германия.
Таким образом, порядок, определенный в Приказе N 155 в данном случае не применяется.
Вместе с тем, как следует из материалов дела ООО "Фармацевт" и ООО "Фармфорвард" указали, что поставляют товар иностранного происхождения, а ООО "Русэкомед" указал, что поставляет товар российского происхождения, в связи с чем к ценовым предложениям других участников закупки оператором электронном площадки применено снижение цены контракта на 15%. При этом ООО "Русэкомед" в своей заявке указал страну происхождения предлагаемого лекарственного средства с торговым наименованием Мабтера - Германия.
Данные по итогу аукциона направлены на обозрение аукционной компании уполномоченного органа.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе ;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из системного толкования данного положения Закона о контрактной системе следует, что основополагающей функцией аукционной комиссии является отбор участников аукциона, предложения которых соответствуют требованиям, установленным в аукционной документации, а также содержат достоверные сведения относительно наименования страны происхождения товара. Проводя процедуру рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, при проверке факта соответствия или несоответствия второй части заявки отдельно взятого участника закупки требованиям аукционной документации, аукционная комиссия руководствуется исключительно положениями такой документации.
Из материалов дела установлено, что все три участника закупки, подавшие заявки на участие в электронном аукционе в составе вторых частей заявок представили регистрационное удостоверение N ПN013127/01 от 09.07.2010 года на лекарственное средство "Ритуксимаб" с торговым наименованием "МабтераR", производства Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд, Швейцария.
Таким образом, аукционная комиссия неправомерно признала соответствующей требованиям аукционной документации заявку участника N 3 (ООО "НПП" "Русэкомед"), который указал, что поставляет товар российского происхождения.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России находит довод жалобы ООО "Фармацевт" в части неправомерного признания соответствующей требованиям, установленным аукционной документации участника закупки ООО "НПП "Русэкомед" обоснованным, а также приходит к выводу о наличии в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
При этом, антимонопольный орган отмечает, что проект контракта заключается по цене, предложенной победителем закупки, поскольку у объекта закупки лекарственного препарата с МНН "Ритуксимаб" отсутствуют аналоги российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского производств, заказчику необходимо руководствоваться положением пп. "в" п. 8 Приказа N 155 и направить проект контракта по цене предложенной заявителем.
Жалоба ООО "Фармацевт" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Фармацевт" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Якутская городская клиническая больница"/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Ритуксимаб) (извещение N 0116200007915007128) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) нарушившим п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупом РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 октября 2015 г. N 06-768/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2015