Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 октября 2015 г. N 06-772/15т
изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Дорисс-Восток" (далее по тексту решения - ООО "Дорисс-Восток", Общество, заявитель): Михеев М.А., Сердюков С.Б. (представители по доверенности);
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" Городского округа "Город Якутск" (далее по тексту решения - МКУ "Главстрой", заказчик): Баль А.В., Егоров А.И. (представители по доверенности);
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее по тексту решения - окружная администрации, заказчик): Антонова С.Д. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Дорисс-Восток" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" Городского округа "Город Якутск"/уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автодрома (автогородка) на территории МОБУ СОШ N19 города Якутска (извещение N 0116300000115000950), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
09 октября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Дорисс-Восток" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" Городского округа "Город Якутск"/уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автодрома (автогородка) на территории МОБУ СОШ N19 города Якутска (извещение N 0116300000115000950).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 16 октября 2015 года в 16 часов 20 минут.
До рассмотрения жалобы от заказчика МКУ "Главстрой" поступил отзыв на жалобу.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Дорисс-Восток" поддержали жалобу в полном объеме.
1) Разделом 9 аукционной документации "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" установлены следующие сроки выполнения работ
- Начало работ - с момента заключения муниципального контракта;
- Окончание работ -в течение 5 календарных дней.
При этом, в соответствии с пунктом 10.16 СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 Со при соблюдении следующих условий:
- толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см;
- необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активированными минеральными порошками.
Заказчиком не учтено, что среднедневная температура в октябре составляет -5Со. Кроме того, ни ведомостью объемов работ, ни сметным расчетом не предусмотрено использование специализированных морозостойких добавок для асфальтобетонной смеси.
Разделом 13 Технического задания на выполнение работ по строительству автодрома (автогородка) на территории МОБУ СОШ N19 города Якутска (далее по тексту решения - Техническое задание) установлено, что срок гарантии качества на выполненные работы, использованные материалы и оборудование составляет 2 (два) года. Между тем, участник закупки имеет возможность гарантировать достижения данным объектом строительства показателей и возможность эксплуатации объекта на протяжении гарантийного срока только при условии выполнения работ в соответствии с технологиями производства работ в дорожном строительстве, установленными СНиП 3.06.03-85 другими нормативными документами в строительстве.
Из вышеизложенного следует, что заказчиком при описании объекта закупки не учтен сезонный характер работ и положения нормативных документов, регламентирующих технологии производства работ, являющихся предметом закупки, допущено необъективное описание закупки, что является нарушением части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Вышеизложенное не позволяет участнику закупки сформировать и направить наилучшее предложение об условиях и стоимости выполнения работ.
2) В аукционной документации указано, что источником финансирования закупки является бюджет городского округа "Город Якутск". В разделе аукционной документации "Форма, срок и порядок оплаты товара, работ, услуг" указано:
1. Сумма авансирования не предусмотрена
2. Оплата производится за фактически выполненный объём работ
3. Оплата Работ осуществляется заказчиком в следующем порядке:
3.1. Оплата за выполненные работы производится Муниципальным заказчиком в 3 квартале 2016 года на основании подписанных сторонами актов выполненных Работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3) и выставленных Генподрядчиком счетов-фактур (а также иных документов, указанных в п. 8.2. настоящего Контракта, и в соответствии с порядком, установленным разделом 8 муниципального Контракта - "Сдача и приемка Работ".
3.2. В целях обеспечения своевременного закупа материалов Генподрядчик вправе по актам приемки выполненных работ (форма КС-2) предъявлять на оплату стоимость приобретаемых материалов без учета стоимости работ.
Пунктом 3.1. раздела аукционной документации "Форма, срок и порядок оплаты товара, работ, услуг" предусмотрено, что оплата за выполненные работы производится в третьем квартале 2016 года. Указанное условие подразумевает под собой, что в бюджете ГО "Город Якутск" в 2015 году не предусмотрено средств на осуществление данной закупки. Также заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru не размещен план-график закупок на 2015 год.
Частью 2 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что план-график закупок на текущий финансовый год формируется заказчиком на основании плана закупок. В свою очередь план закупок, на основании пункта 1 статьи 17 Закона о контрактной системе, формируется из целей осуществления закупок, а также с учетом требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Заказчик разместил извещение о проведении электронного аукциона без внесения соответствующих изменений в бюджет ГО "Город Якутск", кроме того, закупка размещена не в соответствии с планом графиком закупок, утвержденным на 2015 год.
Таким образом, заказчиком при объявлении данной закупки нарушены нормы пункта 1 статьи 13, частей 1, 2 статьи 18 Закона о контрактной системе, статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3) Осуществив выезд на предполагаемый объект строительства ООО "Дорисс-Восток" установило, что работы на объекте уже ведутся.
Ведомостью объемов работ предусмотрено выполнение следующих работ:
1 Демонтаж металлического ограждения;
2 Демонтаж металлической опоры;
3 Разборка индивидуальных металлических гаражей с вывозкой;
4 Планировка площадей в вечномерзлых грунтах, группа грунтов: 2;
5 Установка бортовых камней БР 100.30.15/ бетон В30 (М400), объем 0,043 м3/(ГОСТ 6665-91);
6 Устройство подстилающих и выравнивающих слоев основания из песка для строительных работ среднего, толщиной 8 см;
7 Устройство основания из щебня М-1000 фракции 20-40 мм с заклинкой щебнем фр. 10-20 мм, толщиной 20 см;
8 Розлив вяжущих материалов;
9 Устройство покрытия толщиной 7 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных, крупнозернистых типа АБ;
10 Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей, мелкозернистых марка I тип А;
11 Нанесение линии горизонтальной дорожной разметки краской со световозвращающими элементами на дорожное покрытие (асфальт, поверхностная обработка) (100 м2 линии горизонтальной разметки);
12 Планировка площадей: ручным способом, группа грунтов 2;
13 Посев газонов партерных, мавританских и обыкновенных вручную;
14 Труба стальная квадратная ГОСТ 8639-82, 40х40х2,0;
15 Труба стальная квадратная ГОСТ 8639-82, 20х20х1,0;
16 Труба стальная квадратная ГОСТ 8639-82, 80х80х4,0;
17 Окраска металлической поверхности.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Дорисс-Восток" пояснили, что на момент рассмотрения жалобы на указанном объекте осуществлены работы по демонтажу и вывозу металлических гаражей, планировка площадей в вечномерзлых грунтах, установка бортовых камней, устройство подстилающих и выравнивающих слоев основания из песка и устройство основания из щебня, устройство асфальтобетонных покрытий, толщиной 4 см, пешеходных дорожек (тротуаров), устройство покрытия толщиной 7 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных, крупнозернистых типа АБ (на проезжей части), устройство покрытий толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей, мелкозернистых марка I тип А (на проезжей части). В материалы дела представлен акт осмотра объекта "Автодром (автогородок) на территории МОБУ СОШ N 19 г. Якутска", составленный ООО "Дорисс-Восток" 13.10.2015 г.
Просят признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку закупки, аннулировать электронный аукцион на выполнение работ по строительству автодрома (автогородка) на территории МОБУ СОШ N19 города Якутска.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее:
1) Заказчиком при описании объекта закупки был учтен сезонный характер работ, так, согласно СНиП 03.06.03-85 асфальтобетонные смеси следует укладывать при температуре не ниже -10 Со. Температура смеси в слое к моменту распределения должна быть в пределах 90-110 Со, 60-80 Со для теплых смесей согласно методических рекомендаций.
В соответствии с пунктом 12 аукционной документации в цену муниципального контракта включены все расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг), в том числе затраты, связанные с действием специальных режимов и других факторов, влияющих на сроки выполнения работ.
В соответствии с пунктом 9.1.3 проекта муниципального контракта, до начала производства работ генеральный подрядчик обязан разработать за свой счет проект производства работ, выполняемых собственными и привлеченными силами и согласовывать его с муниципальным заказчиком.
Таким образом, поскольку СНиП 03.06.03-85 является обязательным к применению, заказчиком предусмотрена оплата дополнительных расходов подрядчика для поддержания соответствующей температуры асфальта для выполнения работ.
Также указывают, что согласно данным справки ФГБУ "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" N 20/6-30-435 от 16.10.2015 г., средняя температура в Якутске в октябре 2015 года составляет выше 0 Со, из чего следует, что работы по асфальтированию будут производиться при надлежащем температурном режиме.
2) Заказчиком не нарушались нормы законодательства о контрактной системе и нормы бюджетного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 114 Закона о контрактной системе, обязанность формирования плана закупок возлагается на заказчика с 01.01.2016 г. В течение 2015 года заказчик осуществляет закупки на основании плана-графика, в соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии с постановлением Окружной администрации г. Якутска от 20.01.2015 г. N 13 "Об организации закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и нужд заказчиков городского округа "Город Якутск" с 23.01.2015 г. заказчик размещает план-график в автоматизированной информационной системе управления закупками "АЦК-Госзаказ" (бюджетные финансовые технологии) муниципальной автоматизированной информационной системой городского округа "Город Якутск" (МАИС - Закупки - Якутск) для утверждения его уполномоченным органом - Управлением муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска, после утверждения план-график из системы "АЦК-Госзаказ" направляется на официальный сайт zakupki.gov.ru для опубликования. Прилагают скриншот страницы из системы "АЦК-Госзаказ".
23 января 2015 года в системе "АЦК-Госзаказ" уполномоченным органом был утвержден план-график МКУ "Главстрой" и опубликован на сайте zakupki.gov.ru. Прилагают копию плана-графика с сайта zakupki.gov.ru.
26 сентября 2015 года на основании утвержденного плана-графика заказчиком в адрес уполномоченного органа была направлена заявка на проведение закупки.
Согласно части 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки производятся после получения заказчиком объем прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств, кроме того, система "АЦК-Госзаказ" не позволяет объявлять закупки без наличия доведенных лимитов денежных средств.
Лимит бюджетных обязательств для проведения закупки на строительство автодрома на территории МОБУ СОШ N 19 мкр. Птицефабрика был доведен до МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск" на основании решения Якутской городской думы от 10.06.2015 г. N РЯГД-18-3 "О внесении изменений в решение ЯГД от 22.12.2014 г. " РЯГД 13-8 "О бюджете ГО "Город Якутск" на 2015 год и на плановый период 2016, 2017 годов", что подтверждается справкой Департамента финансов окружной администрации г. Якутска N 965 от 10.06.2015 г.
Таким образом, заказчиком своевременно был размещен план-график и закупка проводилась на основании доведенных лимитов денежных средств.
Касательно порядка оплаты по контракту, установленному в аукционной документации поясняют следующее: согласно сметной части, стоимость материалов составляет около 4 500 000 рублей, стоимость работ - 2 500 000 рублей. В 2015 году заказчиком за материалы и выполнение работ по контракту предусмотрена оплата в размере 2 500 000 рублей.
24 сентября Департаментом градостроительства окружной администрации г. Якутска в адрес МКУ "Главстрой" было направлено уведомление о том, что в рамках уточнения бюджета на 2015 год и формирования бюджета на 2016 год запланировано уменьшение денежных средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Строительство объектов образования" муниципальной программы "Комплексное развитие территорий Городского округа "Город Якутск" по объекту "Строительство автодрома на территории МОБУ СОШ N 19 мкр. Птицефабрика" в размере 2 500 000 рублей, в связи с необходимостью изыскания дополнительных денежных средств на подготовку мероприятия "Международные спортивные игры "Дети Азии" в 2016 году.
Из вышеизложенного следует, что действия заказчика по частичной оплате за выполненные работы по контракту в 2016 году являются правомерными.
3) Заказчиком не проводились работы до подведения итогов аукциона и определения победителя.
14 октября 2015 года в связи с поступлением жалоба ООО "Дорисс-Восток" МКУ "Главстрой" направило письмо в МБУ "СОШ N 19" Городского округа "Город Якутск" о необходимости дачи разъяснений по третьему доводу жалобы.
В соответствии с ответом МБУ "СОШ N 19" Городского округа "Город Якутск" на вышеуказанное письмо, школа является победителем городского конкурса на разработку эскизного проекта благоустройства "Школьные дворы столицы". На основании разработанного проекта в сентябре 2015 года часть территории двора школы была благоустроена при помощи спонсора открытого акционерного общества "Якутдорстрой".
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика подчеркнули, что школьный двор благоустроен неполностью, работы по благоустройству проведены на участке площадью
Просят отказать требованиям заявителя и признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, поддержала позицию заказчика и пояснила следующее:
План-график в структурированном виде был опубликован 23.01.2015 г., на сегодняшний день в план-график было внесено 18 изменений. Во всех опубликованных версиях плана-графика присутствует статья, предусматривающая затраты на данную закупку. В подтверждение прилагает скриншоты из личного кабинета уполномоченного органа.
Просит признать жалобу ООО "Дорисс-Восток" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
26 сентября 2015 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС_тендер" размещены извещение N 0116300000115000950 о проведении электронного аукциона на выполнение работ строительству автодрома (автогородка) на территории МОБУ СОШ N19 города Якутска, а также аукционная документация.
12 октября 2015 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300000115000950-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (12.10.2015 г.) поступила 1 (одна) заявка, в связи с вышеизложенным, на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, электронный аукцион был признан несостоявшимся. Заявка единственного участника электронного аукциона общества с ограниченной ответственностью "Сахатрасстрой" была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Дорисс-Восток" частично обоснованной по следующим основаниям.
Как следует из сути жалобы, заявителем обжалуются положения аукционной документации, в части необъективного описания закупки, а также действия заказчика по выполнению работ, являющихся предметом закупки до подведения итогов электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено Планом дорожных покрытий Генерального плана Детского автогородка на территории МОБУ "СОШ N 19" Городского округа "Город Якутск", являющегося частью Приложения N 1 "Обоснование цены" документации об электронном аукционе, все работы по устройству проездов должны вестись в соответствии со СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги. Правила приемки и производства работ" (далее по тексту решения - СНиП 3.06.03-85).
Разделом 3 "Устройство проездов" Ведомости обоснования цены на выполнение работ строительству автодрома (автогородка) на территории МОБУ СОШ N19 города Якутска, являющейся приложением N 1 к аукционной документации о закупке на право заключения контракта на выполнение работ строительству автодрома (автогородка) на территории МОБУ СОШ N19 города Якутска установлено, что в работы по устройству проездов включаются работы по устройству покрытия толщиной 7 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных, крупнозернистых типа АБ и работы по устройству покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей, мелкозернистых марки I типа А.
Пунктом 10.16 раздела "Укладка асфальтобетонных смесей" СНиП 3.06.03-85 установлено, что укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С, теплых смесей - при температуре не ниже минус 10 °С.
Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить, что представленная заказчиком справка ФГБУ "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" N 20/6-30-435 от 16.10.2015 г., в которой указаны среднедневные показатели температуры воздуха за период с 15.09.2015 г. по 15.10.2015 г., не является доказательством надлежащего исполнения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в ходе осуществления данной закупки, поскольку исходя из положений части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе, и установленной даты проведения аукциона в электронной форме (15.10.2015 г.) предполагается, что заключение контракта произойдет не ранее 26 октября 2015 года.
На основании вышеизложенного довод ООО "Дорисс-Восток" о необъективности описании закупки на выполнение работ строительству автодрома (автогородка) на территории МОБУ СОШ N19 города Якутска признается обоснованным. Заказчиком нарушены нормы пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "Дорисс-Восток" в части опубликования извещения о проведении закупки без внесений соответствующих изменений в бюджет ГО "Город Якутск" и план-график подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Частью 11 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 названной статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 упомянутой статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
В реестре планов-графиков и планов закупок, опубликованном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, содержится следующая информация:
"Заказчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВСТРОЙ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК"
Реестровый номер: 44201503163000005001
Размещено: 23.01.2015
Обновлено: 06.10.2015
Наименование предмета контракта: Строительство автодрома (автогородка) на территории МОБУ СОШ N19 мкр. Птицефабрика
Начальная (максимальная) цена: 7 000,0 тыс. российских рублей
Способ определения поставщика: Электронный аукцион".
Таким образом, последние изменения в план-график были опубликованы 06 октября 2015 года.
Из материалов дела установлено, что извещение N 0116300000115000950 о проведении электронного аукциона на выполнение работ строительству автодрома (автогородка) на территории МОБУ СОШ N19 города Якутска, а также аукционная документация размещены уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС_тендер" 26 сентября 2015 года.
Между тем, частью 2 статьи 114 Закона о контрактной системе установлено, что пункт 16 части 3 статьи 4, статьи 16, 17, 18, 19, части 1 - 10, 12 - 15 статьи 21, части 1 и 2 статьи 23, пункт 1.1 части 2 статьи 25, часть 5 статьи 26, пункты 1 и 2 части 4 статьи 38 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года.
Таким образом, обязанность размещения заказчиком изменений в план-график наступает после вступления в силу части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе, то есть с 01 января 2016 года.
Довод жалобы ООО "Дорисс-Восток" о нарушении уполномоченным органом норм пункта 1 статьи 13, частей 1, 2 статьи 18 Закона о контрактной системе, статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается необоснованным.
Касательно довода жалобы ООО "Дорисс-Восток" о поведении работ, являющихся предметом закупки, до подведения итогов электронного аукциона Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок сообщает следующее:
События, указанные в третьем доводе жалобы заявителя могут квалифицироваться как действия организатора торгов/заказчика по координации деятельности участника закупки. Запрет на указанные действия, приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, установлен статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом, сроки, порядок и другие процессуальные действия по рассмотрению жалобы на нарушения антимонопольного законодательства регламентируются положениями вышеуказанного закона и другими нормативными документами, в связи с чем, данный довод жалобы не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела.
Жалоба ООО "Дорисс-Восток" подлежит признанию частично обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Из материалов дела установлено, что в пункте 27 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе" Информационной карты аукционной документации указано следующее: "Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.".
Между тем, в аукционной документации отсутствует указание на даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
(п. 9 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Из системного анализа норм статьей 31 и 63 Закона о контрактной системе следует, что при проведении электронного аукциона установление к участникам закупки требования, определенного пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является обязательным.
Вместе с тем, согласно разделу 30 "Предъявляемые к участникам аукциона единые требования" Информационной карты электронного аукциона к участникам электронного аукциона предъявляются следующие единые требования:
1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
2. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. 30.Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
7. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
8. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
9. Участник не имеет оффшорных компаний.
Как указывалось ранее, пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
В связи с вышеизложенным Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что требование, установленное пунктом 9 раздела 30 Информационной карты документации об электронном аукционе не может являться надлежащим исполнением требования установленного пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены пункт 10 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
Пунктом 36 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г." Информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника электронного аукциона единым требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Между тем, частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не предусмотрено требование к участнику закупки о предоставлении декларации о соответствии участника электронного аукциона требованию, установленному в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8.1 статьи 31 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушен пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее по тексту решения - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Как установлено материалами дела начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 960 583,35 руб.
Из материалов дела следует, что пунктом 11.4 проекта муниципального контракта установлено, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается на основании по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 и действующего законодательства. При этом в проекте муниципального контракта отсутствуют положения, предусматривающие ответственность заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, а также не указаны возможные значения размеров штрафов, начисляемых за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, предусмотренных Правилами для каждого порогового значения цены контракта.
Вместе с тем из смысла части 4 статьи 34 закона о контрактной системе следует, что размер неустойки, штрафов, пеней, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат обязательному включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено внесение изменений заказчиком в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупки. Между тем, подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом, по мнению Комиссии Якутского УФАС России, включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров щтрафа.
Заказчиком нарушена части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Дорисс-Восток" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" Городского округа "Город Якутск"/уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автодрома (автогородка) на территории МОБУ СОШ N19 города Якутска (извещение N 0116300000115000950) частично обоснованной.
2. Признать заказчика Муниципальное казенное учреждение "Главстрой" Городского округа "Город Якутск"/уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска нарушившими пункт 10 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, части 4, 5, 8 статьи 34, пункты 1, 11 части 1, часть 3 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать заказчику Муниципальному казенному учреждению "Главстрой" Городского округа "Город Якутск"/уполномоченному органу Окружной администрации города Якутск предписание об устранении допущенных нарушений;
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 октября 2015 г. N 06-772/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015