Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 октября 2015 г. N 06-783/15т
изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Муниципального унитарного предприятия "Центральная аптека N 66" (далее также - МУП "Центральная аптека N 66, заявитель): уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя;
от конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, конкурсная комиссия): Тогуллаев Е.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мирнинская центральная районная больница" (далее также - ГБУ РС(Я) "Мирнинская ЦРБ", заказчик): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
рассмотрев жалобу МУП "Центральная районная аптека N 66" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание социальной услуги по отпуску бесплатных лекарственных средств, изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно льготной категории населения Мирнинского района (извещение N 0116200007915008011), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
13 октября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба МУП "Центральная районная аптека N 66" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание социальной услуги по отпуску бесплатных лекарственных средств, изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно льготной категории населения Мирнинского района (извещение N 0116200007915008011).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 20 октября 2015 года в 10 часов 15 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба МУП "Центральная аптека N 66" была оглашена в полном объеме.
Заявитель обжалует признание заявки на участие в открытом конкурсе не соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации, по тому основанию, что представленный в составе заявки документ (копия платежного поручения) не заверен банком в нарушение пункта 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и подпункта "м" пункта 1 части 3 раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе" части 1 конкурсной документации.
Денежные средства были переведены заявителем на расчетный счет заказчика электронно, при этом, в представленном платежном поручении имеется такой реквизит как "отметка банка" с датой проведения платежа 28.09.2015 г.
В приложения N 1 к положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Центральным банком РФ 19.06.2012 N383-П (далее по тексту решения - Положение) установлены перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования (далее по тексту решения - Перечень). В соответствии с пунктом 45 Перечня одним из реквизитов является отметка банка, также пунктом 45 Перечня установлено, что в платежном поручении на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Пунктом 4 Перечня установлено, что дата составления распоряжения в распоряжении в электронном виде указывается цифрами в формате, установленном банком (день - две цифры, месяц - две цифры, год - четыре цифры).
Согласно пункту 47 Перечня значением реквизита "Подписи" является подписи взыскателя средств, получателя средств. Пунктом 47 Перечня также установлено, что в инкассовом поручении, платежном требовании на бумажном носителе проставляются подписи (подпись) уполномоченных лиц взыскателя средств, получателя средств согласно заявленным банку образцам в карточке. В инкассовом поручении на бумажном носителе, составляемом банком на основании распоряжения взыскателя средств, не являющегося инкассовым поручением, платежном требовании на бумажном носителе, составляемом банком получателя средств, проставляются подписи уполномоченных лиц банка.
Из вышеизложенного следует, что в электронном платежном поручении подпись уполномоченного лица банка не предусмотрена.
Пунктом 5 части 2 статьи 51 закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Указывают, что заявка МУП "Центральгная аптека N 66" соответствует требованиям конкурсной документации, а платежное поручение, представленное МУП "Центральная аптека N 66" в качестве подтверждения перечисления денежных средств в обеспечение заявки, имеет такой реквизит как "Отметка банка", оформленный в соответствии с Положением.
Указывают, что действия конкурсной комиссии уполномоченного органа по отклонению заявки МУП "Центральная аптека N 66" в связи с отсутствием отметки банка в представленном платежном поручении, нарушают требования части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель конкурсной комиссии не согласился с жалобой и пояснил следующее.
В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В подпункте "м" пункта 1 подраздела 3 раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 конкурсной документации установлено аналогичное пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе требование.
Участником закупки МУП "Центральная аптека N 66" представлена копия (распечатка) платежного поручения в электронном виде, не заверенная банком в установленном порядке.
Согласно пункту 1.9 Положения, перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
Согласно пункту 1.10 Положения перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены а приложениях 1 и 8 к настоящему Положению.
В соответствии с пунктом 1.23 Положения банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.
Согласно пункту 5.4 Положения платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.
В соответствии с приложением 1 к Положению на платежном поручении на бумажном носителе проставляется штамп банка и подпись уполномоченного лица банка.
Исходя из вышеизложенного следует, что препятствий для получения копии заверенного банком электронного платежного поручения на бумажном носителе у заявителя не имелось.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее по тексту решения - Закон об электронном подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Исходя из положений части 1 статьи 49, подпункта 3 части 3 статьи 49, части 1 и части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, что заявки могут быть поданы как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Однако в соответствии с этими же положениями закона способ подачи заявок определяется заказчиком (уполномоченным органом). Таким образом, условие части 1 статьи 6 Закона об электронном подписи о равнозначности ЭП и рукописной подписи не действует в отношении конкурсов, где выбран способ подачи заявок на бумажном носителе.
При таких обстоятельствах, конкурсная комиссия уполномоченного органа обоснованно отклонила заявку МУП "Центральная аптека N 66N на основании части 3 статьи 53 закона о контрактной системе, в связи с несоответствием заявки требованиям аукционной документации.
Просит признать жалобу МУП "Центральная аптека N 66" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
17 сентября 2015 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116200007915008011 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание социальной услуги по отпуску бесплатных лекарственных средств, изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно льготной категории населения Мирнинского района.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 999 844 рубля 85 копеек.
05 октября 2015 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана 1 (одна) заявка с номером 01-20/6052 (МУП "Центральная аптека N 66"). Конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 51 Закона о контрактной системе
06 октября 2015 года состоялось рассмотрение единственной заявки на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПРЕ1. Согласно указанному протоколу, по результатам рассмотрения единственной заявки, данная заявка отклонена по причине не соответствия требованиям установленным конкурсной документацией со следующим обоснованием отклонения: "представленный документ (копия платежного поручения), подтверждающий перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе не заверен банком в нарушение пункта 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и подпункта "м" пункта 1 части 3 раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 документации об открытом конкурсе.". Открытый конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу МУП "Центральная аптека N 66" необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует отклонение заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе N ПРЕ1 от 06.10.2015 года заявка участника закупки МУП "Центральная аптека N 66" отклонена по следующему основанию: "Заявка не соответствует требованиям извещения\документации. На основании части 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заявка признана не соответствующей требованиям установленным конкурсной документацией. Представленный документ (копия платежного поручения), подтверждающий перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе не заверен банком в нарушение п.5 ч.2 ст.51 Закона N44-ФЗ и пп. "м" п. 1 ч.3 раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 документации об открытом конкурсе.".
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с пунктами 1.9, 5.4 Положения, распоряжение о переводе денежных средств, в том числе платежное поручение, может оформляться в электронном виде.
Распечатанное платежное поручение утрачивает статус электронного документа, признаки которого сформулированы в пункте 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Кроме того, оно не может содержать подтверждение исполнения платежного поручения, поскольку такое подтверждение предоставляется банком плательщика в электронном виде (абзац 2 пункта 4.6 Положения).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством распечатанное на бумажном носителе платежное поручение, исполненное в электронном виде, является копией этого платежного поручения.
При этом, действующим законодательством могут быть установлены требования о предоставлении копии, заверенной банком, в частности, в силу пункта 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе такая копия должна быть заверена банком.
Таким образом, при воспроизведении документа на бумажном носителе форма и реквизиты платежного поручения должны соответствовать требованиям Положения. В качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению и его исполнения согласно пункту 2.13 Положения должны быть проставлены следующие отметки: штамп банка, подпись уполномоченного лица банка, а также дата исполнения.
Из материалов дела и пояснения представителя заявителя следует, что представленная в составе заявки МУП "Центральная аптека N 66" на участие в открытом конкурсе копия платежного поручения о перечислении денежных средств в качестве обеспечении заявки на участие в открытом конкурса не подтверждена отметками банка в соответствии с пунктом 2.13 Положения, следовательно, прием данного платежного поручения к исполнению и его исполнения не подтвержден.
Таким образом, конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку МУП "Центральная аптека N 66".
Жалоба МУП "Центральная аптека N 66" подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу МУП "Центральная аптека N 66" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание социальной услуги по отпуску бесплатных лекарственных средств, изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно льготной категории населения Мирнинского района (извещение N 0116200007915008011) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 октября 2015 г. N 06-783/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2015