Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 сентября 2015 г. N 06-690/15т
изготовлено в полном объеме 28 сентября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Русфинторг" (далее также - ООО "Русфинторг", заявитель): Ефимов Ю.А. (представитель по доверенности);
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), аукционная комиссия, уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности),
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N 3" (далее также - ГБУ РС (Я) "ЯГБ N 3", заказчик): Верховцева М.П. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Русфинторг" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Якутская городская больница N 3", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание социальной услуги по бесплатному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан согласно требованиям к услуге (извещение N 0116200007915007566), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
16 сентября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Русфинторг" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Якутская городская больница N 3", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание социальной услуги по бесплатному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан согласно требованиям к услуге (извещение N 0116200007915007566).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 23 сентября 2015 года в 16 часов 30 минут.
23 сентября 2015 года поступило письменное ходатайство о разрешении фотосъемки материалов дела по проведению открытого конкурса.
Комиссией антимонопольного органа было принято решение об удовлетворении данного ходатайства.
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя были приведены следующие доводы.
В содержании документации об открытом конкурсе не опубликована часть 5 "Образцы форм документов для заполнения участниками закупки конкурсной документации".
Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 года N 1085 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчик не включил в конкурсную документацию для оценки заявок важные критерии как обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, т.е аптечными учреждениями и деловая репутация.
Просит внести изменения в конкурсную документацию и признать жалобу обоснованной.
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Согласно пп. 2 п. 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года N 2425 "Об уполномоченном органе на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия)" заказчик определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе критерии оценки и величины их значимости в целях применения для оценки заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Как следует из вышеуказанных норм, заказчик самостоятельно выбирает критерии и показатели, являющиеся для него значимыми для определения наилучших условий исполнения контракта.
Заказчиком в соответствии с этим установлены два показателя по нестоимостному критерию:
1) Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Наличие у участника конкурса в штате квалифицированных сотрудников, привлекаемых для оказания услуг по договору, имеющих сертификаты специалиста;
2) Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Данные показатели соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе. Нарушений при установлении данных показателей не имеется.
Просит признать жалобу необоснованной.
Представитель заказчика не согласилась с жалобой и поддержала доводы уполномоченного органа.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
27 августа 2015 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116200007915007566 о проведении открытого конкурса на оказание социальной услуги по бесплатному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан согласно требованиям к услуге, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 14 999 535,00 руб.
18 сентября 2015 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно данному протоколу на участие в открытом конкурсе подано три (3) заявки: N 01-20/5743 (ООО "Альянс"), N 01-20/5744 (ООО "Страховая аптека "Сахамедстрах"), N 01-20/5747 (ООО "ФФ "Рослек").
На момент рассмотрения дела по существу срок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе не истек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Русфинторг" необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации, указывая, что установленные критерии оценки не соответствуют законодательству о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм, заказчик обязан установить в конкурсной документации не менее двух критериев оценки заявок, одним из которых в обязательном порядке является цена контракта, при этом заказчик вправе самостоятельно выбирать критерии и показатели, являющиеся для него значимыми для определения наилучших условий исполнения контракта.
Из материалов дела установлено, что заказчиком установлен критерий оценки по цене контракта, а также два показателя по нестоимостному критерию:
1) Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Наличие у участника конкурса в штате квалифицированных сотрудников, привлекаемых для оказания услуг по договору, имеющих сертификаты специалиста;
2) Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснил, что наличие финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации является важным критерием, поскольку предметом закупки является бесплатный отпуск лекарственных средств для отдельных категорий граждан.
По мнению заявителя, обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами (аптечными учреждениями) по г. Якутску привело бы к большей эффективности при оказании дополнительной бесплатной помощи, а также исполнению условий контракта.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что проектом контракта обусловлено распределение лекарственных средств между пунктами отпуска и доставка лекарственных средств до пунктов отпуска, в соответствии с заявкой заказчика, и при таких обстоятельствах наличие аптечных учреждений не является приоритетным условием для исполнения условий контракта.
При таких обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что установленные критерии и показатели соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Жалоба ООО "Русфинторг" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Русфинторг" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Якутская городская больница N 3", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание социальной услуги по бесплатному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан согласно требованиям к услуге (извещение N 0116200007915007566) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 сентября 2015 г. N 06-690/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2015