Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 октября 2015 г. N 06-813/15т
изготовлено в полном объеме 30 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройтехгрупп" (далее - ООО "Стройтехгрупп", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района РС (Я) (далее также - МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС (Я), заказчик): Пахомов И.С. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Стройтехгрупп" на действия заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 50 мест в с. Малыкай Нюрбинского района Республики Саха (Якутия)" (без наружных сетей электроснабжения и теплоснабжения) (извещение N 0316300092215000217), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
20 октября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройтехгрупп" на действия заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 50 мест в с. Малыкай Нюрбинского района Республики Саха (Якутия)" (без наружных сетей электроснабжения и теплоснабжения) (извещение N 0316300092215000217).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 27 октября 2015 года в 09 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Как следует из жалобы ООО "Стройтехгрупп", заявитель обжалует положения аукционной документации, в частности проекта государственного контракта.
В проекте контракта заказчиком не указан размер авансового платежа, а также срок окончательных расчет за выполненные работы.
Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 года N 196 устанавливает различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта, при этом цена контракта на момент подготовки проекта контракта, прикладываемого к документации о закупке, заказчику неизвестна. В проекте контракта должна содержаться информация о всевозможных значениях размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, однако она отсутствует.
В проекте контракта отсутствует формула расчеты неустойки согласно постановлению Правительства РФ N 1063.
Заказчик не устанавливает конкретный срок действия муниципального контракта. Пункт 18.2 проекта муниципального контракта гласит: "Контракт считается заключенным и вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств.
Исходя из такого условия невозможно планировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта (должен превышать его по меньшей мере на один месяц согласно статьи 96 Закона о контрактной системе)
Также, ООО "Стройтехгрупп", ссылаясь на постановление Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99 (далее - Постановление N 99), требует установить в документации об электронном аукционе дополнительные требования к участникам закупки, установленные п.2 приложения N 1 Постановления N 99 на выполнение строительных работ.
Вместе с тем, заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) в соответствии с правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденные Правительством РФ от 31 декабря 2009 года N 1221.
Просят привести положения проекта контракта в соответствие с требованиями законодательства.
Представитель заказчика с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Размер авансового платежа напрямую зависит от стоимости контракта и размера предусмотренного на 2015 год лимита финансирования, поэтому в данном случае необходимо было руководствоваться п. 10 гл. II документации об электронном аукционе.
Размер штрафа, размер пеней устанавливается на основании Постановления Правительства РФ N196 от 05.03.2015 г., однако муниципальный контракт по итогам торгов заключается на три года, и никто не в силах утверждать, что в следующем году не выйдет другое Постановление Правительства с другими условиями. Если дело дойдет до штрафов, расчета пеней, суд будет руководствоваться действующими на тот момент нормативно-правовыми актами.
Срок действия контракта и срок выполнения работ разный, поскольку контракт не может прекратить свое действие до полного выполнения обязательств сторонами. Оплата производится согласно п. 2.5.3 муниципального контракта в течение 10 рабочих дней после подписания сторонами форм КС.
Установление дополнительных требований имеет добровольный характер. Заказчик вправе устанавливать дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В закупке не установлены требования по правилам установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд", поскольку техническое задание разработано по утвержденной проектно-сметной документацией, в котором МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) не принимало участия.
На основании выше изложеннного считает жалобу частично-обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
05 октября 2015 года заказчиком на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0316300092215000217 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 50 мест в с. Малыкай Нюрбинского района Республики Саха (Якутия)" (без наружных сетей электроснабжения и теплоснабжения), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 39 981 031,00 руб.
20 октября 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0316300092215000217-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано шесть (6) заявок с порядковыми номерами 2, 4, 5, 6, 7, 8.
Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным Законом о контрактной системе и документацией об электронном аукционе, приняла решение допустить к участию в электронном аукционе участников закупки с порядковыми номерами заявок 5, 7, 8 и отказать в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки с порядковыми номерами заявок 2, 4, 6.
23 октября 2015 года на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" проведен электронный аукцион. Предложения участников закупки выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
24187845.20 |
понижение |
39.50 % |
23.10.2015 09:43:09 |
8 |
2 |
24387750.36 |
понижение |
39.00 % |
23.10.2015 09:42:52 |
7 |
3 |
26986517.44 |
понижение |
32.50 % |
23.10.2015 09:35:15 |
5 |
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройтехгрупп" обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части неуказания размера авансового платежа, а также срок окончательных расчетов за выполненные работы признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, заказчиком в пунктах 2.5.1, 2.5.2 проекта контракта установлено: "Заказчик перечисляет на расчетный счет Генподрядчика авансовый платеж в размере __% от стоимости работ 20__ года, что составляет _________ рублей (в том числе НДС 18% __________ рублей), на основании выставленного Генподрядчиком счета в течение 10 рабочих дней со дня заключения Контракта. Окончательный расчет (Расчет) за выполненные и принятые Заказчиком в 20__ году работы (, за вычетом ранее выплаченного аванса,) осуществляется в пределах стоимости работ 20__ года. Оплата выполненных и принятых в 20__ году работ осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные в пункте 2.5.3. Контракта".
"Окончательный расчет (Расчет) за выполненные и принятые Заказчиком в 20___ и 20__ года году работы (за вычетом ранее выплаченного аванса,) осуществляется в пределах стоимости работ 20___ и 20__ года. Оплата выполненных и принятых в 20___ и 20__ году работ осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные в пункте 2.5.3. Контракта".
Следовательно, заказчиком в проекте государственного контракта не установлено условие о порядке и сроках оплаты работы, а также не указан размер аванса.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части неуказания размера авансового платежа, а также срока окончательных расчетов за выполненные работы.
Доводы заявителя об отсутствии предусмотренных законодательством значений размеров штрафа каждой из сторон, формулы расчета неустойки, а также случаев предоставления отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней) согласно Постановлению Правительства от 05.03.2015 г. N 196 в проекте контракта признан обоснованным, в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее по тексту решения - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Пунктом 7 Правил установлено, что размер ставки определяется по формуле:
где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Согласно пункту 8 Правил, коэффициент К определяется по формуле:
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Как установлено материалами дела начальная (максимальная) цена контракта составляет 39 089 259,00 руб.
Из материалов дела следует, что в проекте муниципального контракта не указаны возможные значения размеров штрафов, предусмотренных Правилами для каждого порогового значения цены контракта, а также отсутствует формула расчета пени в соответствии с Правилами.
Вместе с тем из смысла части 4 статьи 34 закона о контрактной системе следует, что размер неустойки, штрафов, пеней, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено внесение изменений заказчиком в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупки. Между тем, подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил;
- условий предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в 2015 году в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
При этом, по мнению Комиссии Якутского УФАС России, включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
На основании вышеизложенного доводы ООО "Стройтехгрупп" об отсутствии в проекте контракта всевозможных значений размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, формулы расчета неустойки, а также случаев и порядка предоставления отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней) признается обоснованным. Заказчиком нарушена часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части неустановления срока действия контракта, антимонопольный орган сообщает следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Требования к содержанию проекта контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе, а также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 2 Наименование и описание объекта закупки и условия контракта. Проект контракта установлено следующее: "Срок выполнения работ: с даты подписания муниципального контракта до 20 августа 2017, с правом досрочного выполнения работ".
Согласно пункту 18.2 проекта контракта установлено следующее: "Контракт считается заключенным и вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до момента исполнения сторонами своих обязательств. Договорные отношения сторон прекращаются в случае удовлетворенности интересов Сторон реализацией контракта".
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ч. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Из анализа выше приведенных норм закона следует, что договор является двухсторонним и должен содержать существенные условия и сроки выполнения работ, а также обязанность заказчика принять и оплатить результат работы.
Ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, в проекте контракта отсутствует порядок и срок осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки размер платежей со стороны заказчика.
Таким образом, заказчиком нарушено требование ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в части неустановления срока оформления результатов приемки выполненной работы (ее результатов), а также размер платежей со стороны заказчика.
Довод заявителя в части требования установления в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки, установленных п.2 приложения N 1 Постановления N 99 на выполнение строительных работ признан обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановление N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" конкретизирует виды работ.
Согласно п. 2 приложения N 1 к постановлению N 99 для участия в закупке на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, необходимо наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
В примечании <*> к приложению указано требование наличия опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Из материалов дела установлено, что в данном случае предметом муниципального контракта, согласно описанию объекта закупки, является выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 50 мест в с. Малыкай (код по ОКПД 45.21.15.120).
Между тем, в аукционной документации отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением N 99.
Таким образом, заказчиком нарушено требование ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, в части не установления дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренные постановлением N 99.
Довод заявителя об установлении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 утвержденного Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд признан обоснованным на основании следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил требования энергетической эффективности подлежат применению в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая их несовместимости при взаимодействии с товарами, используемыми государственным или муниципальным заказчиком.
Из пунктов 2,3 Правил следует, что требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в отношении следующих видов товаров:
- товары согласно приложению к Правилам (подпункт "а" пункта 3);
- товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 Правил (подпункт "б" пункта 3);
- товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений (подпункт "в" пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 Правил в случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229 утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
Согласно ч. 1 гл. I Требований энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания инженерно-технических систем ресурсоснабжения зданий, строений, сооружений, данные требования установлены в отношении радиаторов отопления.
Из материалов дела установлено, что исходя из технического задания аукционной документации, локальной сметы и ведомости потребных ресурсов N 02-01-05 товары, используемые в ходе выполнения работ, подпадают под положения вышеназванных нормативных правовых актов, устанавливающих требования энергетической эффективности.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что техническое задание разработано по утвержденной проектно-сметной документации, в котором МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) не принимало участия.
При таких обстоятельствах, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчик обязан осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями энергетической эффективности, определенные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности, Приказом от 04.06.2010 N 229 о требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений. Данное требование необходимо отразить в техническом задании.
Таким образом, заказчиком нарушено требование п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Жалоба подлежит признанию обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Так, согласно ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено материалами дела, в п. 22 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе вторых частей заявок свидетельство СРО по следующим видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Приказ N 624).
Из материалов дела установлено, что в ч. 3 Техническое задание аукционной документации указаны виды работ по конструктивным решениям и материалам несущих и ограждающих конструкций.
Между тем, для выполнения работ по устройству опор объекта помимо пункта 33, 33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относятся, в том числе, работы входящие в раздел III пункта 10 Монтаж металлических конструкций, включающие в себя весь перечень подпунктов, указанных в Приказе N 624.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В части 3 статьи 52 данного Кодекса определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Таким образом, градостроительное законодательство Российской Федерации выделяет конкретные виды работ по строительству и работы по организации строительства. Строительство может осуществляться лично либо с привлечением субподрядчиков.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе запрещается установление требований к товарам, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из диспозиции указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что ограничение количества участников закупки (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика, ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу что установление требования о наличии свидетельства о допуске к выполнению работ только по пунктам 33, 33.3 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), включено в аукционную документацию с нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Согласно ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В соответствии с ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Как следует из материалов дела в п. 26 ч. 1 Общие условия аукциона указано, что победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если направил протокол разногласий по истечению 30 (тридцати) дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона.
Таким образом, заказчиком нарушено требование ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе в части установления срока направления протокола разногласий не регламентированного Законом о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 50 мест в с. Малыкай Нюрбинского района Республики Саха (Якутия)" (без наружных сетей электроснабжения и теплоснабжения) (извещение N 0316300092215000217) обоснованной.
2. Признать заказчика муниципальное казенное учреждение "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района РС (Я) нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 34, ч. 13 ст. 34, ч. 13 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику муниципальному казенному учреждению "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 октября 2015 г. N 06-813/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2015