Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 октября 2015 г. N 06-826/15т
изготовлено в полном объеме 05 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Регион-Запад" (далее также - ООО "Регион-Запад", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия), заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев жалобу ООО "Регион-Запад" на действия заказчика Администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку (приобретение) автоматизированной водогрейной блочно-модульной котельной, монтажные и пусконаладочные работы (извещение N 0116300017615000067), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
23 октября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Регион-Запад" на действия заказчика Администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку (приобретение) автоматизированной водогрейной блочно-модульной котельной, монтажные и пусконаладочные работы (извещение N 0116300017615000067).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 30 октября 2015 года в 09 часов 10 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "Регион-Запад" была оглашена в полном объеме.
1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта. В нарушение данной нормы закона аукционная документация не содержит вышеуказанной информации.
2. В пункте 3.3.1. аукционной документации заказчик устанавливает следующие требования к составу первой части заявки, в том числе, об указании наименования места происхождения товара или наименования производителя товара. Требование о предоставлении в первой части заявки наименование производителя товара является нарушением части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 28 "Информационная карта" аукционной документации заказчик устанавливает, что электронный аукцион проводится для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, в данном случае оплата поставленного товара, выполненной работы должна быть осуществлена в срок не более чем в течение 30 дней с даты подписания документов о приемке. В нарушение данной нормы закона заказчик в пункте 15 устанавливает срок оплаты: "Сроки и порядок оплаты: Аванс - 3 000 000 руб.; Остальная сумма равными долями ежемесячно в течение 2016 года, начиная с момента ввода котельной в эксплуатацию".
4. В пункте 17 "Информационная карта" аукционной документации заказчиком установлено, что заявка на участие в аукционе должна содержать следующие документы:
"1) все формы (Раздел 1 документации аукциона), заполненные участником закупки".
Раздел 1 аукционной документации не содержит никаких форм для заполнения участником, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить, какие формы нужно заполнять. Кроме этого, Закон о контрактной системе запрещает устанавливать требование к форме и оформлению заявки на участие в электронном аукционе.
5. В пункте 17 "Информационная карта" аукционной документации заказчик устанавливает следующее требование к содержанию второй части заявки:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона".
Данное требование установлено в нарушение пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Согласно данной норме закона идентификационный номер налогоплательщика предоставляется при его наличии.
6. В пункте 17 "Информационная карта" аукционной документации заказчик устанавливает следующее требование к содержанию второй части заявки:
декларация о соответствии участника аукциона следующим требованиям:
- участник закупки не является оффшорной компанией.
Требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией - это пункт 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предоставление декларации о соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не требуется.
Исходя из вышеизложенного, заказчик незаконно требует предоставить в составе второй части заявки декларацию о соответствии участника закупки требованию пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
7. В пункте 7.1.1. проекта контракта указано следующее: "В случае просрочки исполнения обязательств по контракту (в т.ч. гарантийного обязательства) Поставщик оплачивает Заказчику пени в размере 0,1 % цены контракта за каждый день просрочки".
В пункте 7.2 проекта контракта: "В случае просрочки оплаты поставленного товара Поставщик вправе потребовать уплаты Заказчиком пени в размере 0,1 % суммы задолженности за каждый день просрочки".
Указанный размер пени установлен в нарушение статьи 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1063 от 25 ноября 2013 г.
8. В техническом задании заказчик указывает наименование производителя и товарный знак поставляемых котлов: "Тип котлов и кол-во: Три водогрейных котла фирмы "Titan" модели " Prom -820-2шт., Prom -950 -1шт".
Указание наименования производителя котлов без сопровождения словами "или эквивалент", а также отсутствие в техническом задании параметров эквивалентности не позволяет заявителю предложить другие эквивалентные котлы, что является ограничением конкуренции.
Считают, что заказчик нарушил положения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, законодательство о защите конкуренции, тем самым нарушив право заявителя на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на заключение контракта.
В ходе рассмотрения дела письменное пояснение заказчика было оглашено в полном объеме.
Заказчик согласен с первым доводом жалобы: информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта не была представлена, в связи с отсутствием (увольнением) такого лица. На период размещения извещения, проведения данного аукциона Заказчиком не был принят (назначен) контрактный управляющий.
Заказчик согласен со вторым доводом жалобы: заказчиком из-за технических ошибок не обновлено содержание аукционной документации.
Заказчиком согласен с третьим доводом жалобы: заказчик установил данные условия оплаты исполнения контракта в связи с поэтапным финансированием на данный предмет контракта.
Заказчиком согласен с четвертым доводом жалобы: в данном пункте "Информационная карта" аукционной документации произошла опечатка.
Заказчиком согласен с пятым доводом жалобы: в данном пункте "Информационная карта" аукционной документации произошла опечатка.
Заказчик не согласен с шестым доводом жалобы: на основании внесенных изменений Федеральным законом N 227-ФЗ от 13 июля 2015 г. в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик в составе второй части заявки должен указать данное требование.
Заказчик согласен с седьмым доводом жалобы: в данном пункте "Информационная карта" аукционной документации произошла опечатка.
Заказчик согласен с восьмым доводом жалобы: в техническом задании заказчик ошибочно не указал слова "или эквивалент".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29 сентября 2015 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликовано извещение N 0116300017615000067 на поставку (приобретение) автоматизированной водогрейной блочно-модульной котельной, монтажные и пусконаладочные работы и аукционная документация.
29 сентября 2015 года заказчиком внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N ИИ1.
08 октября 2015 года заказчиком внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N ИИ2.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 149 166 рублей 00 копеек.
26 октября 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300017615000067-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 3 (три) заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3.
Аукционной комиссией принято решение о допуске заявок всех участников закупки.
29 октября 2015 года проведен электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116300017615000067-2.
Предложения о цене контракта, поступившие от участников закупки, выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
11420216.04 |
понижение |
6.00 % |
29.10.2015 04:19:08 |
3 |
2 |
11480961.87 |
понижение |
5.50 % |
29.10.2015 04:18:19 |
2 |
На момент рассмотрения жалобы по существу итоги электронного аукциона не подведены.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Регион-Запад" обоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы следует, что заявитель обжалует следующие положения аукционной документации.
Довод заявителя в части отсутствия в аукционной документации информации о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
Из материалов дела установлено, что в аукционной документации отсутствует информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установлении требования в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе об указании наименования места происхождения товара или наименования производителя товара подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Предметом данной закупки является поставка (приобретение) автоматизированной водогрейной блочно-модульной котельной, монтажные и пусконаладочные работы.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 17 "Документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе" раздела 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА и ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации установлено следующее: "Заявка на участие в аукционе должна быть подготовлена в соответствии с требованиями частей 3-6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, пункта 3 Раздела 1 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" и Технического задания настоящей документации об аукционе".
Пунктом 20 "Порядок подачи заявок на участие в аукционе" раздела 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА и ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации установлено следующее: "В соответствии с Разделом 1 "Общие положения".
Подпунктом 3.3.1 пункта 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации установлено требование в первой части заявки на участие в электронном аукционе об указании наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены следующие изменения в подпункт "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: слова "места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя" заменить словами "страны происхождения".
Данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31.12.2014).
Таким образом, заказчиком нарушены подпункт "б" пункт 3 части 3 и часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части не включения в проект контракта условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В извещении N 0116300017615000067 о проведении электронного аукциона на поставку (приобретение) автоматизированной водогрейной блочно-модульной котельной, монтажные и пусконаладочные работы установлено следующее: "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ): субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям".
В пункте 15 "Источник финансирования, форма, срок и порядок оплаты" раздела 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА и ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации указано следующее:
"Сроки и порядок оплаты: Аванс - 3 000 000 руб.;
Остальная сумма равными долями ежемесячно в течение 2016 года, начиная с момента ввода котельной в эксплуатацию.
Оплата производиться по акту приема-передачи выполненных работ".
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 2.4 проекта контракта установлено следующее: "Оплата осуществляется путем безналичного расчета. Авансирование предусмотрено в размере 3 000 000,0 (Три миллиона) рублей, остальная сумма равными долями ежемесячно в течение 2016 года, начиная с момента ввода котельной в эксплуатацию".
Пунктом 3.1 проекта контракта установлено следующее: "Начало оказания услуг - с момента (даты) заключения контракта".
Пунктом 3.2 проекта контракта установлено следующее: "Окончание работ - Введение блочно-модульной котельной в режим пуско- наладочных работ должен быть произведен не позднее 31 декабря 2015 г. После выполнения Подрядчиком всех обязательств по контракту, сдачи законченного объекта по актам приема-передачи выполненных работ".
Между тем, заказчиков не включено условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 8 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установления требования о наличии заполненных форм, установленных в аукционной документации, в составе заявки на участие в электронном аукционе, заполненных подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Пунктом 17 "Документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе" раздела 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА и ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации установлено следующее:
"Заявка на участие в аукционе должна содержать следующие документы:
1) все формы (Раздел 1 документации аукциона), заполненные участником закупки".
Между тем, какие-либо образцы форм отсутствуют в аукционной документации.
Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установления требования об обязательном указании идентификационного номера налогоплательщика учредителей участников закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Пунктом 17 "Документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе" раздела 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА и ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации установлено следующее: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона".
Также подпунктом 3.3.1 пункта 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации установлено аналогичное требование.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Следовательно, участники закупки должны указывать в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе идентификационный номер налогоплательщика учредителей только при его наличии.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установления требования о предоставлении декларации о том, что участник закупки не является оффшорной компанией, в составе заявки на участие в электронном аукционе подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
Пунктом 17 "Документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе" раздела 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА и ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации установлено следующее:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям или копии этих документов:
б) декларация о соответствии участника аукциона следующим требованиям (рекомендуемая форма в приложении к настоящему разделу):
<_>
- участник закупки не является оффшорной компанией".
Между тем, частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не предусмотрено требование к участнику закупки о предоставлении декларации о соответствии участника электронного аукциона требованию, установленному в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8.1 статьи 31 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Подпунктом 3.3.1 пункта 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации установлено следующее:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Федерального закона 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ".
Между тем, заказчик в письменном пояснении указал, что установлено требование представить декларацию о том, что участник закупки не является оффшорной компанией.
Таким образом, заказчиком нарушены часть 8 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установления размера пени не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Пунктом 7.2 проекта контракта установлено следующее: "В случае просрочки оплаты поставленного товара Поставщик вправе потребовать уплаты Заказчиком пени в размере 0,1 % суммы задолженности за каждый день просрочки".
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Заказчиком нарушена часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7.1.1 проекта контракта установлено следующее: "В случае просрочки исполнения обязательств по контракту (в т.ч. гарантийного обязательства) Поставщик оплачивает Заказчику пени в размере 0,1 % цены контракта за каждый день просрочки".
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Порядок).
Пунктом 6 Порядка установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.
Из данной формулы следует, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, размер пени рассчитывается с учетом переменных, указанных в Порядке, следовательно, пеня не может быть выражена в определенном проценте от цены контракта.
Заказчиком нарушена часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части указания на товарный знак в описании объекта закупки без слов "или эквивалент" подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В техническом задании аукционной документации установлено следующее:
"Основное топливо: Природный газ, 2 котла будут комбинированы для работы с дизельным топливом.
Система отопления: С закрытым котловым контуром для отопления, с ГВС.
Тип котлов и кол-во: Три водогрейных котла фирмы "Titan" модели " Prom -820-2шт., Prom -950 -1шт.
Степень автоматизации котельной: Котельная установка спроектирована для автоматического режима работы. Контрольно-измерительные приборы и системы автоматики позволяют эксплуатировать котельную без постоянного присутствия обслуживающего персонала.
Регулирование температуры теплоносителя на отопление: по температурному графику в зависимости от температуры наружного воздуха. Рассчитаны на параметры графика 95/70
Габаритные размеры блока: LxBxH- 12 000 мм Х 3400 мм Х2800мм.
Кол-во блоков: один.
Масса блока не более: не более 18 тн".
Из письменного пояснения заказчика следует, что слова "или эквивалент" ошибочно не были включены в описание объекта закупки.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Пунктом 2.4 проекта контракта установлено следующее: "Оплата осуществляется путем безналичного расчета. Авансирование предусмотрено в размере 3 000 000,0 (Три миллиона) рублей, остальная сумма равными долями ежемесячно в течение 2016 года, начиная с момента ввода котельной в эксплуатацию".
Пунктом 3.1 проекта контракта установлено следующее: "Начало оказания услуг - с момента (даты) заключения контракта".
Пунктом 3.2 проекта контракта установлено следующее: "Окончание работ - Введение блочно-модульной котельной в режим пуско- наладочных работ должен быть произведен не позднее 31 декабря 2015 г. После выполнения Подрядчиком всех обязательств по контракту, сдачи законченного объекта по актам приема-передачи выполненных работ".
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 1.4 проекта контракта установлено следующее: "Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом".
Между тем, из анализа содержания проекта контракта следует, что в проект контракта включены условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара. Однако условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненных работ в проекте контракта отсутствуют.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 149 166 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом" (далее - Правила) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта всех возможных значений размеров штрафа, предусмотренных Правилами, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Из материалов дела установлено, что в пунктах 7.1.2. и 7.2.1. проекта контракта относительно размеров штрафов, начисляемых за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, указана ссылка на Правила.
Следовательно, включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, заказчиком нарушены части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Регион-Запад" на действия заказчика Администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку (приобретение) автоматизированной водогрейной блочно-модульной котельной, монтажные и пусконаладочные работы (извещение N 0116300017615000067) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 8 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, части 5, 7, 8, 13 статьи 34, пункт 10 части 1, часть 2 статьи 64, подпункт "б" пункт 3 части 3, часть 6 статьи 66, часть 8 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 октября 2015 г. N 06-826/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2015