Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 ноября 2015 г. N 1347
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, государственного инспектора, рассмотрев жалобы ООО "Стройсервис", ООО "Реставрация СТК", ООО "ВКС" на положения документации о проведении открытого конкурса "Выполнение работ по строительству объекта "Спортивный зал в п. Новохайский, Богучанского района" (далее - открытый конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Стройсервис", ООО "Реставрация СТК", ООО "ВКС" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса (далее - жалобы).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалобы были приняты Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, подателей жалобы было направлено уведомление о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалоб.
Существо жалоб: установление положений документации о проведении открытого конкурса с нарушением требований законодательства.
На рассмотрении жалобы присутствовали: представитель подателя жалобы ООО "ВКС": Ганенко Евгений Алексеевич.
Из содержания жалобы ООО "СтройСервис" следует, что ООО "СтройСервис" считает, что конкурсная документация составлена с нарушением требований законодательства, а именно: в содержании конкурсной документации содержаться положения о требованиях к количеству рубероида, необходимому для выполнения работ. Кроме того, проектно-сметная документация размещена не в полном объеме. Также ООО "СтройСервис" отмечает, что в ведомостях работ содержится указание на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент".
Из содержания жалобы ООО "ВКС" следует, что ООО "ВКС" считает, что положения конкурсной документации содержат нарушения требований законодательства в части установления порядка оценки конкурсных заявок по критерию "квалификация участников закупки", а именно:
- установлены завышенные пороговые значения для документов, представляемых для оценки (цена контракта, количество специализированных сотрудников),
- предмет контрактов и договоров, оцениваемых конкурсной комиссии, не сопоставим с предметом закупки.
Из содержания жалобы ООО "Реставрация СТК" следует, что ООО "Реставрация СТК" также считает, что критерии оценки конкурсных заявок содержат завышенные показатели, а также подразумевает оценку опыта выполнения работ, не сопоставимых с предметом закупки.
Кроме того, ООО "Реставрация СТК" отмечает, что при оценке конкурсных заявок комиссией должны оцениваться сведения о наличии у участника закупки в штате узкоспециализированных специалистов. При этом в указанный перечень не включены землекопы, кровельщики, монтажники систем вентиляции, которые также являются специалистами, требуемыми при выполнении работ.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения от уполномоченного органа, заказчика, из которых следует, что уполномоченный орган, заказчик не согласны с доводами подателя жалобы и считают жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобы, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом, заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры открытого конкурса.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится открытый конкурс, является выполнение работ по строительству объекта "Спортивный зал в п. Новохайский, Богучанского района".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из анализа ведомостей объемов работ следует, что заказчиком установлены требования к используемым товарам с указанием товарного знака без сопровождения словами "или эквивалент" (например, устройство покрытий ПВХ Gerflor Recreation 60). При этом заказчиком, уполномоченным органом не представлено доказательств, подтверждающих необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, и, соответственно, право не указывать на возможность предоставления эквивалентных товаров.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчиком, уполномоченным органом были нарушены вышеуказанные требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 названной статьи.
Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Порядок оценки заявок).
В соответствии с пунктом 27 Порядка оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 названных Правил.
Заказчиком, уполномоченным органом определен порядок оценки конкурсных заявок.
В соответствии с пунктом 11.2.7 инструкции по подготовке заявок оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки" происходит по следующим правилам:
"Значимость критерия 40%
Коэффициент значимости критерия оценки = 0,4
С1 = 0,7- опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, отзывы заказчиков и рекомендательные письма: Коэффициент значимости показателя С1 = 0,7.
Оценка по данному показателю осуществляется на основании предоставленной участником закупки информации об исполненных за последние 5 лет, предшествующих дате подачи заявок на участие в конкурсе, государственных или муниципальных контрактах (договорах) ценой каждого контракта (договора) не менее 60% от начальной (максимальной) цены контракта по данному конкурсу.
При этом участник закупки в ранее исполненном контракте (договоре) должен был выступать в качестве генерального подрядчика на выполнение следующих видов работ:
- строительство объектов капитального строительства социальной направленности (школы, больницы, детские сады);
- жилые помещения для расселения граждан из ветхого аварийного жилищного фонда, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д. );
Количество баллов присуждается в зависимости от объема ранее выполненных работ согласно следующей шкале оценки:
10 и более объектов - 100 баллов;
от 6 до 9 объектов - 50 баллов;
от 1 до 5 объектов- 20 баллов;
ни одного объекта - 0 баллов
При этом к таким контрактам (договорам) должны быть приложены надлежащим образом оформленные к ним акты приемки законченного строительством объекта.
Для подтверждения опыта выполнения работ заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие документы по каждому из объектов:
- копии государственных контрактов или договоров;
- копии разрешений на ввод в эксплуатацию (или актов выполненных работ).
С2= 0,3 квалификация штатных сотрудников участника закупки:
Коэффициент значимости показателя С2= 0,3.
При наличии более 150 узкоспециализированных сотрудников (инженеров, сметчиков, прорабов, начальников участков, мастеров, электрогазосварщиков, крановщиков, каменщиков, бетонщиков, плотников, маляров, штукатуров, токарей, сантехников, электрослесарей, электромонтажников), находящихся в штате у юридического лица, являющегося участником закупки, С3=100 баллов.
При наличии от 100 до 150 узкоспециализированных сотрудников (инженеров, сметчиков, прорабов, начальников участков, мастеров, электрогазосварщиков, крановщиков, каменщиков, бетонщиков, плотников, маляров, штукатуров, токарей, сантехников, электрослесарей, электромонтажников), находящихся в штате у юридического лица, являющегося участником закупки, С3= 50 баллов.
При наличии менее 100 узкоспециализированных сотрудников (инженеров, сметчиков, прорабов, начальников участков, мастеров, электрогазосварщиков, крановщиков, каменщиков, бетонщиков, плотников, маляров, штукатуров, токарей, сантехников, электрослесарей, электромонтажников), находящихся в штате у юридического лица, являющегося участником закупки, С3=0 баллов".
Комиссия Красноярского УФАС России при проведении проверки правильности установления порядка оценки конкурсных заявок пришла к выводу о наличии нарушений требований законодательства о контрактной системе, которые выражаются в следующем.
В соответствии с вышеуказанными положениями законодательства при оценке конкурсных заявок оценке подлежат документы, подтверждающие опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Из анализа положений порядка оценки конкурсных заявок, установленного в конкурсной документации следует, что заказчиком установлено, что оценке подлежат только контракты (договоры) на выполнение следующих видов работ:
- строительство объектов капитального строительства социальной направленности (школы, больницы, детские сады);
- жилые помещения для расселения граждан из ветхого аварийного жилищного фонда, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д. ).
При этом установление указанного показателя критерия оценки "квалификации участника открытого конкурса, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта" не отвечает вышеуказанным требованиям законодательства, поскольку не отвечает признаку "сопоставимости с предметом контракта".
В соответствии со словарем русского языка С.И. Ожегова, прилагательное "Сопоставимый" определяется как "Такой, который можно сопоставить", "Сопоставить - рассмотреть, обсудить, сравнивая с кем, чем-нибудь для получения какого-нибудь вывода". Следовательно, требования о подтверждении опыта оказания услуг (или выполнения работ) должно быть сформулировано заказчиком таким образом, чтобы предложенные к сопоставлению работы могли быть сравнимы с работами, которые являются предметом закупки и комиссия, рассматривающая заявки на участие в запросе предложений, могла бы сделать вывод о том, являются ли представленные в составе заявки контракты по выполнению работ сопоставимыми с работами, являющимися предметом закупки
Таким образом, установление вышеуказанного показателя критерия не соответствует требованиям законодательства, поскольку оцениваемые в соответствии с порядком оценки конкурсных заявок, установленных конкурсной документацией, сведения не отвечают признаку "сопоставимости с предметом закупки".
Кроме того, согласно указанному порядку, оценке подлежат только сведения об исполненных контрактах, цена которых должна быть равна не менее 60 % от начальной (максимальной) цены контракта открытого конкурса.
Также из положений конкурсной документации следует, что по подкритерию "Квалификация штатных сотрудников участника закупки" участник закупки вправе получить баллы по результатам оценки конкурсных заявок только при наличии более 100 узкоспециализированных сотрудников.
В соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 11 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных указанным Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Кроме того, отношения в сфере контрактной системе также должны соответствовать основополагающим общим принципам права, в том числе принципам добросовестности, разумности и справедливости, предъявляемым к субъектам отношений, которые определяют характер поведения субъектов в период возникновения и существования данных отношений. "Добросовестность" означает фактическую честность субъектов в их поведении, "разумность" - осознание правомерности своего поведения, "справедливость" - соответствие поведения субъектов морально-этическим и нравственным нормам.
Законом о контрактной системе не установлено ограничений в части возможности заказчика определения значений для оценки конкурсных заявок. Однако из вышеуказанных положений законодательства следует, что указанные значения должны быть обоснованными, разумными, устанавливающими основания для добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок.
Кроме того, законодателем при установлении правового регулирования схожих правовых отношений установлен порог для цены контрактов, которые являются подтверждением наличия опыта у участника закупки, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлено, что подтверждением наличия у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ являются сведения о ранее исполненных контрактах. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (пункт 2 приложения 1).
Из анализа вышеуказанных положений конкурсной документации Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о нарушениях вышеуказанных принципов законодательства при установлении порядка оценки конкурсных заявок в отношении оценки конкурсных заявок по критерию "квалификация участника закупки".
В соответствии с пунктом 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
Понятия и содержания "ключевых специалистов" законодательством не предусмотрено. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет перечень работников, наличие которых в штате участников закупки определяет, по мнению заказчика, квалификацию трудовых ресурсов. При этом заказчиком в конкурсной документации установлен показатель "квалификация трудовых ресурсов", а не "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами". В связи с чем, отсутствие в перечне ключевых специалистов всех специалистов, требуемых при выполнении работ, включенных в предмет закупки, не является нарушением требований законодательства.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "СтройСервис", ООО "Реставрация СТК" частично обоснованными.
2. Признать жалобу ООО "ВКС" обоснованной.
3. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим требования статьи 33, 50 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в положения конкурсной документации.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа, заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 ноября 2015 г. N 1347
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2015