Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 ноября 2015 г. N 1357
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, специалиста - эксперта, рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика - Управление социальной защиты населения администрации Кировского района в городе Красноярске (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг охраны для управления социальной зашиты населения администрации Кировского района в городе Красноярске в 2016 году, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" на действия Заказчика, при проведении аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрение жалобы присутствовали:
- представитель Заказчика - Сычева Светлана Александровна (доверенность от 06.11.2015);
- представитель Уполномоченного органа - Лузан Надежда Федоровна (доверенность от 12.01.2015);
- представитель ООО ЧОО "Илир" - Мальчиков Евгений Сергеевич (решение от 08.09.2014);
- представитель ООО "Региональный отряд специализированной охраны" - Гудков Юрий Евгеньевич (решение от 25.01.2013).
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы следует, что согласно положениям раздела 4 "Наименование и описание объекта закупки" аукционной документации охрана объекта осуществляется постами физической охраны и техническими средствами. Охране подлежит пост физической охраны, который должен охраняться ежедневно, круглосуточно, одним человеком в смену.
В разделе 4.1 "Описание объектов охраны и характеристики оказываемой услуги" аукционной документации указано, что охранники должны быть оснащены Исполнителем носимыми тревожными кнопками, специальными средствами (наручники, палки резиновые). Указание на наличие у охранника на посту огнестрельного оружия отсутствуют.
Аналогичное требование установлено в Приложении N 1 к проекту муниципального контракта.
Огнестрельное оружие должны иметь только сотрудники группы быстрого реагирования.
Согласно разделу 13.1 аукционной документации вторая часть заявки должна содержать в том числе копию действующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (Основание Федеральный закон N 150-ФЗ от 13.12.1996 "Об оружии", Федеральный закон N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ" утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814.
По мнению ООО ЧОО "Илир" действия Заказчика по включению требования предоставить в составе второй части заявки копию действующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему ограничивают число участников закупки, поскольку в соответствии с описанием объекта закупки в аукционной документации потребности заказчика соответствует не вооруженная охрана, которая может быть осуществлена любой частной охранной организацией.
Требование о предоставлении во второй части заявки разрешения на хранение и использование оружия является ограничивающим конкуренцию и исключает возможность участия в закупке частных охранных организаций, которые на момент процедуры его не имеют по причине отсутствия в нем необходимости.
Из дополнений к жалобе ООО ЧОО "Илир" следует, что 09.11.2015 были опубликованы изменения в документацию об электронном аукционе.
Заказчиком были включены положения, ограничивающие конкуренцию и не соответствующие предмету закупки.
В изменениях в аукционную документацию заказчиком было уточнено описание объектов охраны и характеристики оказываемой услуги. Включено положение о том, что минимальное количество служебного оружия у сотрудников Исполнителя, требуемого для оказания услуг - 8 единиц, в том числе 6 единиц служебного оружия для оказания услуг реагирования на тревожное сообщение группами быстрого реагирования, 2 единицы служебного оружия при выставлении дополнительных постов при возникновении чрезвычайной ситуации.
Из пояснений Заказчика следует, что документацией об электронном аукционе предусмотрено оказание услуг охраны с применением физической охраны, технических средств и огнестрельного оружия.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Согласно пункту 4 Постановления правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" лицензионным требованием при осуществлении услуг предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" является в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия.
В соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона 150-ФЗ "Об оружии" оружие подлежит регистрации в соответствующих органах внутренних дел, которыми выдается разрешение на хранение и использование этого оружия.
Таким образом, требование о наличии действующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему вытекает из норм пункта 3 части 3 статьи 3 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", статьи 12 Федерального закона 150-ФЗ "Об оружии", пункта 4 Постановления правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
В разделе 4.1 аукционной документации в содержание услуги входит в том числе: обеспечение, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, усиления охраны за счет собственных сил и средств выставлением минимум 2 (двух) дополнительных вооруженных постов охраны на объект на период до ликвидации чрезвычайной ситуации. При этом время организации службы охраны с привлечением дополнительных постов охраны не должно превышать 2 (двух) часов; осуществление экстренного выезда экипированной вооруженной группы быстрого реагирования по сигналу, поступившему на пульт централизованного наблюдения, установленный на пункте централизованной охраны Исполнителя, от тревожной кнопки, от системы ОПС, время прибытия на объект не более 5 минут; обеспечение возможности одновременного прибытия не менее двух групп реагирования, в случае массовых беспорядков, групповых нападений.
Документацией установлено требование о наличии огнестрельного оружия.
Представитель ООО "Региональный отряд специализированной охраны" предоставил официальное письмо ГУ МВД РФ по Красноярскому краю.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В разделе 4 аукционной документации "Наименование и описание объекта закупки" заказчиком указан объект закупки: оказание услуг охраны для управления социальной защиты населения администрации Кировского района в городе Красноярске в 2016 году.
В разделе 4.1 аукционной документации указано:
Количество охраняемых объектов - 1;
- комплекс зданий, расположенных на единой огражденной территории: административное отдельно стоящее 2-х этажное здание по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, 56г и складские боксы в количестве 4 по адресу г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, 56г строение 1
Характеристики оказываемой услуги:
В состав оказываемой услуги входит:
- охрана объектов и имущества, находящихся у Заказчика;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
Охрана объекта осуществляется постами физической охраны и техническими средствами.
Пост физической охраны расположен в административном здании по адресу г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, 56г. Объект оборудован Заказчиком системой охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и видеонаблюдения.
Количество постов физической охраны на объекте - 1; количество охранников на посту на объекте в одну смену - 1, время оказания услуг физической охраны - ежедневно, круглосуточно, с 00.00 до 24.00 часов (включая выходные и праздничные дни), общее количество часов 8784.
Охранники оснащены Исполнителем носимыми тревожными кнопками, специальными средствами (наручники, палки резиновые).
Охрана объекта посредством технических средств охраны Исполнителя осуществляется с применением тревожной стационарной кнопки, тревожной носимой кнопки, пульта централизованного наблюдения. Время оказания услуги 24 часа в сутки по мере его приема-сдачи под охрану, включая выходные и праздничные дни, общее количество часов - 8784.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Согласно пункту 4 Постановления правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" лицензионным требованием при осуществлении услуг предусмотренных частью третьей статьи 3 вышеуказанного закона является в том числе: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия.
Вместе с этим, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление Правительства N 587) в перечень видов вооружения охранников входит служебное и гражданское оружие. Согласно приложению N 5 Постановления Правительства N 587 нормы обеспечения частных охранных организаций оружием и патронами следующие: служебное оружие отечественного производства (гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия) - из расчета не более 1 единицы на 2 охранников; гражданское оружие самообороны отечественного производства (огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты и револьверы) - из расчета по 1 единице на каждого охранника.
Согласно пункту 13.1 документации об электронном аукционе "Требование к содержанию и составу заявки" заказчиком указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- копию лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности с правом охраны имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении);
- копию лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности с правом охраны имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении);
или копию лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом охраны объектов и (или) имущества (в том числе при транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; с правом обеспечения внутриобъектового и пропускного режима на объектах, за исключением объектов предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
или копию лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом охраны объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; с правом обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
- копию действующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (Основание Федеральный закон N 150-ФЗ от 13.12.1996 г. "Об оружии", Федеральный закон N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов в нему на территории РФ" утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. N 814).
Согласно статье 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 814).
Приобретенное оружие подлежит регистрации в соответствующих органах внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия.
В соответствии с частью 101 статьи 16 Постановления Правительства N 814 после получения служебного оружия во временное пользование, частная охранная организация в 2-недельный срок представляет в орган внутренних дел заявление для получения (переоформления) разрешения на хранение и использование такого оружия в установленном порядке Приказа МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814".
Согласно части 54 статьи 11 Постановления Правительства N 814 хранение оружия и патронов разрешается юридическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение и использование оружия.
Данное разрешение на хранение и использование оружия является разрешительным документом. Отсутствие разрешительного документа является основанием для отказа аукционной комиссии участнику закупки в допуске к участию в аукционе, свидетельствует о несоответствии заявки участника закупки требованиям аукционной документации, требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Согласно пункту 4 Постановления правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" лицензионным требованием при осуществлении услуг предусмотренных частью третьей статьи 3 вышеуказанного закона является в том числе: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия. До вступления в силу данного постановление для осуществления деятельности по реагированию на поступающие сигналы тревоги и повышения уровня защищенности работников частных охранных организаций, выезжающих на проверку данных сигналов в составе групп быстрого реагирования, лицензионные требования при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию не требовалось наличие служебного оружия достаточно было специальных средств установленных Постановление Правительства N 587 от 14.08.1992, то есть наличие указанной лицензии полученной до вступления изменений в Федеральный закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" не подтверждает наличие у участника разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему. Как видно из письма N33/1853-37 от 06.10.2015 предоставленного представителем заинтересованного лица Центр лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Красноярскому краю установил срок до 15.12.2015 для того чтобы привести уставную деятельность организации в соответствие с лицензионными требованиями, либо отказаться от оказания данных вида услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
По дополнительному доводу ООО ЧОО "Илир" комиссия Красноярского УФАС России поясняет следующее.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Как видно из аукционной документации заказчиком в разделе 4 "Наименование и описание объекта закупки" установлено минимальное количество служебного оружия у сотрудников Исполнителя, требуемого для оказания услуг - 8 единиц, в т.ч. 6 единиц служебного оружия для оказания услуг реагирования на тревожное сообщение группами быстрого реагирования, 2 единицы служебного оружия при выставлении дополнительных постов при возникновении чрезвычайной ситуации.
Предметом данной закупки является физическая охрана здания. Установление требования о количестве служебного оружия противоречит требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как заказчик не может устанавливать требования к наличию у исполнителя производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушении, путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица Заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 ноября 2015 г. N 1357
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2015