Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 ноября 2015 г. N 1387
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Акционерного общества по производству технических газов имени Кима Ф.И. (далее - АО "Сибтехгаз" им. Кима Ф.И.) на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бирилюсская районная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения запроса котировок "На поставку концентратора кислорода" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 10.11.2015 поступила жалоба АО "Сибтехгаз" им. Кима Ф.И. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении запроса котировок, извещение N 0319300209915000135.
Существо жалобы: извещение о проведении запроса котировок составлено с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы и заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей заказчик и податель жалобы на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не обеспечили. От подателя жалобы в адрес Красноярского УФАС России было представлено ходатайство о проведении вышеуказанного заседания в отсутствие своего представителя (вх. N 21524 от 10.11.2015).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании извещения о проведении запроса котировок заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Податель жалобы сообщает о том, что объект закупки при его эксплуатации производит некую субстанцию (кислород с содержанием кислорода до 95%), которая в силу статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" является лекарственным средством. В государственном реестре лекарственных средств такая субстанция отсутствует, что в соответствии с частью 5 статьи 45 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" запрещает его производство без лицензии на производство, а в соответствии с главами 5 - 7 указанного закона - без прохождения процедур разработки, доклинических, клинических исследований и осуществления государственной регистрации лекарственного препарата.
По мнению подателя жалобы, кислород газообразный медицинский относится к лекарственным средствам и должен быть зарегистрирован соответствующим образом. У производителя лекарственного средства (которым становится заказчик, после приобретения объекта закупки) должна быть лицензия на деятельность по производству лекарственных средств, в которой в перечне работ должно быть указано "производство кислорода", а также регистрационное удостоверение производителя на лекарственный препарат "кислород газообразный медицинский".
Податель жалобы считает, что определение поставщика путем проведения запроса котировок осуществляется с нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки не соответствует требованиям Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", техническим требованиям изготовления кислорода медицинского, что влечет за собой снабжение заказчика лекарственным средством, не соответствующим требованиям Росздравнадзора.
В подтверждение заявленных доводов подателем жалобы были представлены копия письма Росздравнадзора N 01И-1374/14 от 10.09.2014 "Об обращении кислорода медицинского", копия письма территориального органа Росздравнадзора по Кемеровской области N И42-1440/15 от 08.10.2015, копия решения Калининградского УФАС России N КС-312/2015 от 03.11.2015.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены нижеследующие возражения.
Заявленные характеристики в описании объекта закупки извещения о проведении запроса котировок установлены, исходя из потребностей заказчика. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. В связи с чем, по мнению заказчика, его действия по установлению в аукционной документации определенных требований к закупаемому товару не противоречат положениям статьи 33 Закона о контрактной системе и не влекут за собой ограничение количества участников, поскольку извещение о проведении запроса котировок содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика. Предметом торгов является поставка товара, а не производство кислорода, в связи с чем, поставщиком товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель товара.
На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика путем проведения запроса котировок на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика путем проведения запроса котировок на поставку концентратора кислорода.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из сведений пункта 3 извещения о проведении запроса котировок, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в Приложении N 1 (Описание объекта закупки) к извещению о проведении запроса котировок.
Проанализировав Приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок, Комиссия установила, что описание объекта закупки изложено заказчиком следующим образом:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Концентратор кислорода (или эквивалент) |
Функциональные характеристики: - счетчик времени работы аппарата - наличие выхода для небулайзера для проведения воздушно-капельной терапии дыхательных путей - наличее электропитания - легкоподвижный, маневренный
Технические характеристики: - производительность кислорода не менее 5 л/мин; - концентрация кислорода при максимально рекомендуемой производительности не менее 90%; - уровень шума не более 55 дБл; - потребление энергии не более 600 Вт; - электропитание 220В, 50 Гц; - вес не более 35 кг.; - габаритные размеры: длина не более 45 см ширина не более 40 см высота не более 70 см |
шт |
1 |
Комиссия обращает внимание на то, что в силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предоставляется исключительное право определять объект закупки и функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики выбранного заказчиком объекта закупки при необходимости. Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет возможность заказчику при необходимости излагать вышепоименованные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
При этом в силу Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссии предоставлены полномочия на осуществление контроля соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд заказчиком при проведении закупки.
Из содержания письменных пояснений заказчика Комиссией было установлено, что товар, являющийся объектом закупки, предназначен для проведения кислородных ингаляций, приготовления кислородных коктейлей, для проведения сеансов кислородной ароматерапии. Товар, являющийся объектом закупки, необходим заказчику для осуществления вышеуказанных манипуляций, а не для лечения заболеваний, реабилитации.
Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка концентратора кислорода (товара), а не изготовление, производство кислорода медицинского газообразного, следовательно, исходя из своей потребности, заказчик указал неизменные, максимальные и (или) минимальные значения функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик концентратора кислорода, являющегося объектом закупки. Среди таких характеристик заказчик указал на необходимость концентрации кислорода предлагаемым к поставке концентратором кислорода при максимально рекомендуемой производительности не менее 90%. В описании объекта закупки отсутствует прямое указание заказчика на то обстоятельство, что кислородный концентратор, являющийся объектом закупки, должен обеспечивать концентрацию кислорода газообразного медицинского при максимально рекомендуемой производительности не менее 90%. Также в описании объекта закупки отсутствует указание на тот факт, что производимый кислородным концентратором кислород необходим заказчику для применения в медицинских целях.
Вместе с этим, заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу был представлен договор N 20/15 от 03.02.2015, заключенный между заказчиком и хозяйствующим субъектом, на поставку кислорода газообразного медицинского в соответствии с ГОСТ 5583-78.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая письменные пояснения заказчика, проанализировав описание объекта закупки, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, связанные с формулированием положений описания объекта закупки, не противоречат требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку объектом закупки не является производство кислорода медицинского газообразного, а является поставка товара - концентратора кислорода, использование которого предполагается заказчиком для проведения кислородных ингаляций, приготовления кислородных коктейлей, для проведения сеансов кислородной ароматерапии, а не в медицинских целях, для достижения которых с использованием кислорода медицинского газообразного в соответствии с ГОСТ 5583-78 у заказчика заключен отдельный договор N 20/15 от 03.02.2015.
Подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Приложении N 1 к извещению о проведении запроса котировок требования к концентратору кислорода создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком кислородного концентратора может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель товара.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что извещение о проведении запроса котировок соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы Акционерного общества по производству технических газов имени Кима Ф.И. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 ноября 2015 г. N 1387
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2015