Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 ноября 2015 г. N 1397
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, государственного инспектора, рассмотрев жалобы ООО "Китежград", ООО "СМУ-15", ООО "Реставрация СТК" на положения документации о проведении электронного аукциона "На выполнение подрядных работ по капитальному ремонту усиления несущих конструкций здания школы по объекту: краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Красноярская общеобразовательная школа N 6" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Китежград", ООО "СМУ-15", ООО "Реставрация СТК" на положения документации о проведении электронного аукциона (далее - жалобы).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалобы были приняты Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, подателей жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалоб: установление положений документации о проведении открытого конкурса с нарушением требований законодательства.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель уполномоченного органа: Марченко Елена Анатольевна (доверенность от 01.09.2015),
- представитель заказчика: Назарова Татьяна Ярославовна (приказ N 377-к от 30.12.2005),
- представитель Министерства образования Красноярского края: Цыганкова Анна Викторовна (доверенность от 17 ноября 2015 года),
- представители подателя жалобы ООО "Реставрация СТК": Оникиенко Алена Сергеевна (доверенность N 2015/08-121 от 12.08.2015), Исхакова Виола Рауфовна (доверенность N 2015/08-171 от 17.08.2015).
Из содержания жалобы ООО "Китежград" следует, что ООО "Китежград" считает, что положения документации о проведении электронного аукциона содержат нарушения требований законодательства, а именно:
- в составе документации о проведении электронного аукциона отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе;
- изложенные заказчиком требования к материалам не позволяют участнику электронного аукциона сделать предложение, поскольку указанные требования излишне детализованы, вводят участников закупки в заблуждение;
- в положениях документации о проведении электронного аукциона отсутствует проектно-сметная документация;
- в проекте контракта установлено условие о бесспорном списании заказчиком денежных средств со счета гаранта, которое не может быть установлено при проведении электронного аукциона,
- в проекте контракта неправомерно установлено требование о замене банковской гарантии в случае прекращения ее действия.
Из содержания жалобы ООО "Реставрация СТК" следует, что ООО "Реставрация СТК" считает, что заказчиком были установлены требования к используемому товару, в соответствии с которыми невозможно сделать предложение, а именно: при установлении требований к характеристикам товара "трубы из оцинкованной стали" заказчиком установлены показатели характеристик, соответствие которым невозможно (в частности, по показателю "Масса трубы"). Доводы подателя жалобы подтверждаются арифметическими расчетами.
Аналогичный довод содержит жалоба ООО "СМУ-15", в соответствии с которой установленные заказчиком характеристики товара "трубы из оцинкованной стали" не соответствуют требованиям ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия".
В адрес Комиссии Красноярского УФАС России от уполномоченного органа поступили письменные пояснения, из которых следует, что уполномоченный орган указывет, что в части доводов жалоб об установлении технических характеристик товара уполномоченный орган пояснений представить не может, так как положения документации о проведении электронного аукциона в этой части были подготовлены заказчиком.
При этом уполномоченный орган считает, что при установлении требований к товару допущена излишняя детализация параметров, техническая часть документации содержит повышенные требования к содержанию заявки, положения установлены не в точном соответствии с требованиями ГОСТов.
В отношении остальных доводов подателей жалоб, уполномоченный орган поясняет, что, по его мнению, нарушения в части положений проекта контракта отсутствуют.
Также в адрес Комиссии Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик считает доводы подателей жалоб относительно установления характеристик к требуемому при выполнении работ товару необоснованными, поскольку указанные требования соответствуют требованиям ГОСТов, положения документации о проведении электронного аукциона позволяют сформировать предложение участника закупки. Кроме того, заказчик отмечает, что при формировании требований к товару "трубы из оцинкованной стали" заказчиком было учтено следующее:
- требования существующих ГОСТов не распространяется на трубы из оцинкованной стали, требуемые для использования при выполнении работ, являющихся предметом контракта;
- указанный товар производится на основании положений ТУ, при этом любым производителем могут быть самостоятельно установлены предельные отклонения. Кроме того заказчиком представлен арифметический расчет массы трубы, при применении возможных отклонений по значению толщина стенки.
- трубы с установленными в документации о проведении электронного аукциона характеристиками предусмотрены проектно-сметной документацией, которая получила положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, в составе проектной документации содержится паспорт завода производителя трубы из оцинкованной стали, который подтверждает, что характеристики, предусмотренные описанием объекта закупки, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Также заказчиком предоставлен паспорта изготовителя "Трубы из оцинкованной стали Ду-100", в соответствии с которым при показателе толщина стенки трубы, мм 0,5-0,6 "норма для марки по ТУ" (фактический показатель - 0,3), фактическим показателем массы трубы будет являться 1,99.
Кроме того, заказчик отмечает, что участниками закупки ООО "СМУ-15", ООО "Реставрация СТК" были подготовлены и направлены заявки на участие в электронном аукционе, которые содержали предложение относительно указанного товара. При этом в части указания характеристик товара по товару "трубы из оцинкованной стали" указанные заявки были признаны соответствующими требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Рассмотрев жалобы, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом, заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение подрядных работ по капитальному ремонту усиления несущих конструкций здания школы по объекту: краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноярская общеобразовательная школа N 6".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчик формирует предмет закупки самостоятельно с учетом требований законодательства, исходя из собственных нужд.
Из представленных в адрес Комиссии Красноярского УФАС России сведений следует, что заказчиком на основании вышеуказанных положений законодательства, а также с целью удовлетворения своей потребности, выражающейся в необходимости проведения капитального ремонта помещения школы, установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, а именно:
N п/п |
Наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики товара |
1 |
Трубы из оцинкованной стали, толщина стенки не менее 0,6 мм, наружный диаметр не менее 100 мм, длина не менее 3 м, удельный вес стали не менее 7,85 г/см3, масса не более 2 кг. |
2 |
Трубы стальные водогазопроводные, оцинкованные, обыкновенные, толщина стенки не менее 2,8 мм, масса не менее 1,28 кг |
3 |
Мастика битумная кровельная горячая, теплостойкость в течение 5 ч не менее 85 °C, температура размягчения битумного вяжущего по методу "кольца и шара" 88-110 °C, гибкость при температуре (18 |
4 |
Горячекатаная арматурная сталь гладкая, класса не ниже А-III, масса 1 м профиля не более 0,395 кг, площадь поперечного сечения стержня не менее 0,503 мм2, марка стали Ст3кп или Ст3пс или 35ГС или 25Г2С или Ст3сп изготовленная в мотках или стержнях, массовая доля: углерода не более 0,4 %, марганца не более 2 %, кремния не более 1%; отклонения по химическому составу: не более 0,5 %, предел текучести не менее 24 Н/мм2, временное сопротивление разрыву не менее 38 кгс/мм2 |
|
Бетон тяжелый, наибольшая крупность заполнителя не менее 20 мм, класс В не ниже 7,5, марка по удобоукладываемости-П3, марка по морозостойкости F100, по водонепроницаемости W4, фракции крупного заполнителя: 3-120 мм |
5 |
Щебень фракций 3-120 мм, содержит дробленые зерна в количестве не менее 80 %, группа щебня 1-4, содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы (в процентах по массе) св. 9 до 50, содержание пылевидных и глинистых частиц размером менее 0,05 мм не более 3 % по массе, содержание посторон-них засоряющих примесей не более 10 % по массе, марка по дробимости щебня из изверженных пород не ниже 400 либо марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород не ниже 400 либо марка по дробимости щебня из гравия не ниже 400, марка по истираемости щебня И1-4, содержание зерен слабых пород (в процентах по массе) 5-15, марка по морозостойкости щебня свыше F25 |
"Характеристики предлагаемого товара должны быть подтверждены документально.
Такими документами могут являться сертификаты соответствия или паспорта качества изготовителя.
Требования к упаковке - должна обеспечивать сохранность товара при транспортировке, погрузке, выгрузке.
Материалы по своему качеству, комплектности и упаковке должны удовлетворять требованиям соответствующих действующих ГОСТов, ТУ и нормам безопасности.
Все показатели указываются в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и требованиями настоящей аукционной документации.
Используемые материалы должны быть новыми, не ранее 2015 года выпуска".
Вышеуказанные характеристики товара установлены заказчиком самостоятельно, исходя из своих потребностей и на основании проектной документации. Установленные характеристики относительно товара "Трубы из оцинкованной стали" соотносятся с положениями "положительного заключения государственной экспертизы N 24-1-5-0443-10 от 28.09.2010". Доводы подателей жалобы о том, что товар с указанными характеристиками не существует, подтверждается только арифметическими расчетами, сделанными на основании предположительных значений.
При этом установление в документации об электронном аукционе требований к товару, который не производится ни одним производителем, является риском заказчика, поскольку установление таких требований к используемым материалам влечет признание закупки несостоявшейся, поскольку ни один из участников закупки не сможет сделать предложение и подать заявку на участие в электронном аукционе.
Проанализировав вышеуказанные характеристики товара, Комиссия Красноярского УФАС России не установила нарушений требований законодательства о контрактной системе.
Довод подателя жалобы ООО "КитежГрад" о том, что без инструкции по заполнению заявки участнику закупки непонятно, каким образом заполнять заявку на участие закупки, поскольку в указанных характеристиках содержаться положения, которые вводят участников закупки в заблуждение, а именно: нет указания на необходимость указания характеристики щебня в диапазоне или конкретное значение, установление излишней детализации характеристики "горячекатаная арматурная сталь", установление излишних параметров по товару "арматурная сталь", установление требования к товару "бетон тяжелый" класс В - признается Комиссией Красноярского УФАС России несостоятельным, поскольку в положениях документации о проведении электронного аукциона содержатся указание на все требования, в соответствии с которыми участник закупки должен сформировать предложение (положения ГОСТов, ТУ, нормам безопасности, требования действующего законодательства РФ и аукционной документации). Указанные положения содержат указания на характеристики товара, которые необходимы заказчику. При этом участник закупки самостоятельно формирует свое предложение на основании указанных положений и требований.
Кроме того, раздел инструкция по заполнению заявок на участие в закупки в положениях документации о проведении электронного аукциона содержится.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Таким образом, заказчик вправе установить условие о праве на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Таким образом, установление вышеуказанного условия в положениях проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации о проведении электронного аукциона, является правомерным, поскольку напрямую разрешено законодательством.
В соответствии с пунктом 8.7 проекта контракта в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем своих обязательств по настоящему контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию) Подрядчик обязуется в течение 5 рабочих дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту на тех же условиях, которые указаны в документации о закупке и настоящем контракте, при этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе установлен единственная возможность замены обеспечения контракта на этапе исполнения, а именно: в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, при установлении указанного положения проекта контракта заказчиком неправомерно установлена дополнительная обязанность по замене обеспечения исполнения контракта, не установленная законодательством.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Реставрация СТК", ООО "СМУ-15" необоснованными.
2. Признать жалобу ООО "КитежГрад" частично обоснованной.
3. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим требования статей 34, 96 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем исключения из проекта контракта положений, нарушающих требования законодательства о контрактной системе закупок, на стадии заключения контракта.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 ноября 2015 г. N 1397
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2015