Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 октября 2015 г. N 1265
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Данделион" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Курагинская районная больница" (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения запроса котировок "На право заключить контракт на оказание услуг по проведению заключительное дезинфекции очагов туберкулеза для нужд КГБУЗ "Курагинская РБ" в 2015 - 2016 году" (далее - запрос котировок), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 12.10.2015 поступила жалоба ООО "Данделион" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении запроса котировок, извещение N 0319300226515000093.
Существо жалобы: извещение о проведении запроса котировок составлено с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель подателя жалобы - Копыца Александр Владимирович (доверенность б/н от 01.10.2015, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании извещения о проведении запроса котировок заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, установление требования об обязательном наличии у исполнителя стационарной дезинфекционной камеры для обработки постельных принадлежностей, а также требования о проведении камерной дезинфекции вещей из очага туберкулеза без вывоза вещей за пределы района, по мнению подателя жалобы, являются требованиями, влекущими за собой ограничение количества участников закупки, поскольку не позволяет принять участие в закупке тем участникам, которые, например, имеют в наличии передвижную дезинфекционную камеру.
Во-вторых, в извещении о проведении запроса котировок отсутствует требование о наличии у исполнителя лицензии на медицинскую деятельность. Между тем, в соответствии с пунктом 9.5. СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" заключительная дезинфекция проводится организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность.
В-третьих, в пункте 15 извещения о проведении запроса котировок указан единственно возможный способ подачи заявок на участие в запросе котировок - нарочным в кабинет юридического отдела по месту нахождения заказчика. Адрес электронной почты, по которому можно направить заявку в электронной форме, не указан, указаны лишь контактные электронные адреса заказчика и лица, ответственного за заключение контракта. Таким образом, в извещении о проведении запроса котировок не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа, что, по мнению подателя жалобы, является нарушением части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях заказчик частично не согласился, отметил, что требование в извещении о проведении запроса котировок о необходимости оказывать услуг, являющиеся объектом закупки, в том числе, в соответствии с требованиями СП 3.1.2.3114-13 является требованием о необходимости наличия соответствующей лицензии у исполнителя.
Заказчик обращает внимание на то обстоятельство, что на территории Курагинского района организации, имеющие стационарную дезинфекционную камеру, отсутствуют. Требование о необходимости наличия стационарной дезинфекционной камеры у исполнителя является ошибочным, однако, требование о проведении камерной дезинфекции вещей из очага туберкулеза без вывоза вещей за пределы Курагинского района является принципиальным для заказчика.
Вместе с этим, заказчик пояснил, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы, которая позволяет подавать заявки на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виде электронных документов, функционирует официальный сайт в сети Интернет по адресу zakupki.gov.ru, который указанного функционала не имеет. Следовательно, по мнению заказчика, на момент проведения запроса котировок существует возможность подачи заявки на участие в запросе котировок только в письменной форме.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения исполнителя путем проведения запроса котировок на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению исполнителя путем проведения запроса котировок на оказание услуг по проведению заключительное дезинфекции очагов туберкулеза для нужд заказчика в 2015-2016 году (извещение от 05.10.2015).
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из пункта 7 извещения о проведении запроса котировок следует, что неизменные, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки были сформулированы заказчиком в Приложении N 2 "Техническое задание" к извещению о проведении запроса котировок (далее - Техническое задание).
Проанализировав Техническое задание, Комиссия установила, что под пунктом 6 описания объекта закупки заказчик указал на необходимость обязательного проведения камерной дезинфекции вещей из очага туберкулеза без вывоза вещей за пределы района, в пункте 9 предусмотрено требование о наличии у исполнителя стационарной дезинфекционной камеры для обработки постельных принадлежностей.
В силу пункта 9.6 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 N 60 (далее - СП 3.1.2.3114-13), при проведении заключительной дезинфекции в очаге туберкулеза обязательным является проведение камерной дезинфекции вещей и постельных принадлежностей. Перед проведением заключительной дезинфекции, если в очаге есть насекомые, проводятся дезинсекционные мероприятия.
Комиссия отмечает, что действующее санитарное законодательство Российской Федерации, в том числе, СП 3.1.2.3114-13 не устанавливают требований к виду дезинфекционной камеры для проведения камерной дезинфекции вещей и постельных принадлежностей, а также не устанавливает ограничений по месту проведения таких мероприятий. Следовательно, руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчику в случае наличия у него потребности в оказании услуг по проведению заключительной дезинфекции в очаге туберкулеза предоставлена возможность, исходя из своей необходимости, определить требования к дезинфекционной камере для проведения камерной дезинфекции вещей и постельных принадлежностей, а также определить требования к месту проведения таких мероприятий.
На основании содержания письменных пояснений, представленных заказчиком, Комиссией было установлено, что для заказчика не имеет принципиального значения вид дезинфекционной камеры, с использованием которой исполнителю надлежит проводить камерную дезинфекцию вещей и постельных принадлежностей, однако, требование о проведении камерной дезинфекции вещей из очага туберкулеза без вывоза вещей за пределы Курагинского района имеет принципиальное значение для заказчика, поскольку в случае проведения камерной обработки вещей вне очага заболевания, на территории другого района (или субъекта РФ), будут увеличиваться случаи отказа от проведения обработки вещей со стороны больных, т.к. она будет составлять несколько дней.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание существо письменных пояснений заказчика, Комиссия пришла к выводу о том, что включенное в описание объекта закупки требование заказчика о необходимости наличии у исполнителя стационарной дезинфекционной камеры для обработки постельных принадлежностей противоречит требованиям пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, которыми не допускается включение в описание объекта закупки требования о наличии у исполнителя производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, в рассматриваемой части действия заказчика содержат нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, Комиссия отмечает, что установление заказчиком в описании объекта закупки имеющего для него значение требования о необходимости проведении камерной дезинфекции вещей из очага туберкулеза без вывоза вещей за пределы Курагинского района не свидетельствует о следовании за установлением такого требования ограничения количества участников закупки, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости, которая подтверждается письменными пояснениями заказчика, представленными к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет возможность заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является объектом социальной значимости и специфика его деятельности влечет за собой необходимость бесперебойного и своевременного оказания пациентам медицинской помощи и создания надлежащих условий для ее оказания, в том числе, путем оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении запроса котировок должен содержаться исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику надлежит установить единое требования к участникам закупки о необходимости их соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 9.5 СП 3.1.2.3114-13 заключительная дезинфекция в очагах туберкулеза проводится организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в медицинскую деятельность включены работы (услуги) по дезинфектологии.
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что поскольку объектом закупки является оказание услуг по проведению заключительное дезинфекции очагов туберкулеза, которые в силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", СП 3.1.2.3114-13, являются лицензируемым видом деятельности, то в извещении о проведении запроса котировок заказчику надлежало в силу пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в его правовом взаимодействии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установить единое требования к участникам закупки о необходимости наличия у них разрешительного документа, подтверждающего их соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, а именно: единого требования о необходимости наличия у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность.
Проанализировав совокупность положений извещения о проведении запроса котировок, Комиссия установила, что заказчиком не было предъявлено к участникам закупки единого требования о необходимости наличия у них лицензии на медицинскую деятельность. Комиссия отмечает, что вменение заказчиком в описании объекта закупки обязанности исполнителю соблюдать при оказании услуг, являющихся объектом закупки, требования, в том числе, СП 3.1.2.3114-13, которыми предусмотрено наличие у исполнителя лицензии на медицинскую деятельность, не подлежит признанию в качестве действий, связанных с установлением единого требования ко всем участникам закупки о необходимости наличия у них указанного разрешительного документа, подтверждающего их соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия заказчика не подлежит признанию надлежащим исполнением требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Одновременно с этим Комиссия отмечает, что поскольку частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе заказчику запрещено требовать от участника запроса котировок предоставления в составе заявки иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, которой не предусмотрена необходимость наличия в составе котировочной заявки участника закупки документов, подтверждающих его соответствие требованию пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то заказчику не допускается в извещении о проведении запроса котировок устанавливать к участникам закупки требования о необходимости предоставления в составе котировочных заявок лицензии на медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о форме заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
Из содержания разделов "Место подачи заявок на участие в запросе котировок" и "Порядок подачи заявок на участие в запросе котировок" извещения о проведении запроса котировок Комиссией было установлено, что в соответствии с частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику по адресу: 662910, Красноярский край, Курагинский район, пгт. Курагино, пер. Больничный, 1 "А", административное здание, кабинет "Юридический отдел", в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В силу части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Из смысла части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе следует, что Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
Положениями постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" определено, что ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок будет осуществлен не позднее 1 января 2016 г.
Комиссия отмечает, что поскольку единая информационная система, функционал которой позволяет осуществить подачу заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, на момент опубликования извещения о проведении запроса котировок не введена в эксплуатацию, а официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу zakupki.gov.ru для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, действующий до введения в эксплуатацию единой информационной системы на основании части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, не предусматривает в своем функционале возможность подачи заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, с учетом того обстоятельства, что у заказчика отсутствует техническая возможность обеспечения защищенности, неприкосновенности и конфиденциальности котировочных заявок, поступивших в форме электронного документа на адрес электронной почты заказчика, до наступления даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок, то действия заказчика, связанные с установлением в извещении о проведении запроса котировок возможности подачи заявки на участие в запросе котировок только в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, признаются Комиссией соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, в свою очередь, довод подателя жалобы - необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Данделион" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Данделион" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 октября 2015 г. N 1265
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2015