Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 октября 2015 г. N 1280
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю.Бычкова, начальника отдела, Е.А.Фадеевой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика - МКУ "Служба заказчика - застройщика Северо-Енисейского района" (далее - заказчик) при определении подрядчика путем проведения открытого электронного аукциона (далее - аукцион) на "Работы по строительству модульного административно-хозяйственного здания в п. Брянка" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю 16.10.2015 поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика - МКУ "Служба заказчика - застройщика Северо-Енисейского района" (далее - заказчик) при определении подрядчика путем проведения открытого электронного аукциона (далее - аукцион) на "Работы по строительству модульного административно-хозяйственного здания в п. Брянка", на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019615000327.
Существо жалобы: аукционная документация составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалоб, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб по существу.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Пономарева Ю.А. (доверенность N 548 от 23.07.2015);
- представитель заказчика Башкарева Т.Г. (доверенность N 2 от 12.01.2015).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует что, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения действующих положений Закона о контрактной системе.
Из жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" следует, что в проекте контракта должна содержаться информация о всевозможный значениях размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, однако она отсутствует.
Так же податель жалобы отмечает, что в проекте контракта отсутствуют сведения о случаях предоставления подрядчику в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней)" отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней). По мнению подателя жалобы, заказчиком нарушено положение пункта 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В проекте контракта не указана вышеназванная информация, таким образом, податель жалобы отмечает, что участнику закупки не ясно в течении какого срока заказчик вернет обеспечение исполнения контракта.
По мнению подателя жалобы, аукционная документация не содержит даты начала и окончания срока предоставления участниками аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, что по мнению подателя жалобы нарушает требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Также податель жалобы считает, что пункт 10.1 проекта контракта устанавливает, что "Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения обязательств предусмотренных в данном контракте".
Исходя из такого условия, невозможно планировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта.
На заседании Комиссии Красноярского УФАС России представители заказчика изложили, что доводы подателя жалобы считают необоснованными, так как устанавливая указанные выше значения, заказчик учитывал значения размеров штрафов установленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила), а также то, что начальная максимальная цена контракта, установленная в документации об аукционе, составляет 10 894 840,00 рублей, и входит в диапазон, установленный в Правилах, согласно которому цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Согласно требованиям, установленным Заказчиком в Техническом задании (Приложение N1к муниципальному контракту): "Подрядчик обязан выполнить работы по контракту с надлежащим качеством, своими силами и средствами в соответствии:
- в полном соответствии с утвержденной проектной документацией на выполнение работ по строительству модульного административно-хозяйственного здания в п. Брянка, разработанной ООО "Союз Архитектурного Инжиниринга", Шифр: ИН 16-22-347,
- требованиями технического задания (Приложение N1 к муниципальному контракту),
- сметными расчетами, составленными по итогам аукциона (Приложения N4.1. - 4.9. к техническому заданию),
- а также в соответствии с действующими на территории Российской Федерации техническими регламентами, строительными нормами и правилами, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, нормами пожарной безопас- ности и требованиями технической безопасности.".
Начальная (максимальная) цена контракта определена на основании сметных расчетов (Приложение N1 к Информационной карте), сформированных в соответствии с методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), письмом Минрегиона РФ от 01.03.2011 N 4391 -КК/08 "О применении понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве", приказом министерства строительства и архитектуры Красноярского края от 12.11.2010 N 237-0 "Об утверждении нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в крае, учитывающих региональные условия выполнения работ".
Установление иных размеров штрафов в проекте контракта, нецелесообразно и невозможно, так как участник, желающий выполнить указанные работы добросовестно, не сможет снизить цену контракта в ходе аукциона до размера, который бы входил в иной диапазон, установленный в Правилах, согласно которому можно было бы в контракте указать иные размеры штрафов. То есть при комплексном, внимательном и вдумчивом изучении всей аукционной документации, определить, что иных размеров штрафов установить нельзя, не составляет труда.
Указанный вывод подтверждается, в том числе и тем, что ни от одного из 2 участников электронного аукциона, подавших заявки на участие в аукционе и от других участников, а также, учитывая, что аукцион объявлен повторно, не было запросов с просьбой о даче соответствующих разъяснений.
Не поступало такого запроса и от ООО "СТРОЙТЕХРУПП", обратившегося с настоящей жалобой. Вместе с тем жалоба подана ООО "СТРОЙТЕХРУПП" в последний момент, а именно в 09.00 16.10.2015.
Заказчик отмечает, что пунктом 7.7. Проекта муниципального контракта содержит информацию: "В случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, Заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).";
Так же пункт 4.10 Проекта муниципального контракта содержит информацию: "Если Подрядчик исполнил взятые на себя по контракту обязательства надлежащим образом, возврат денежных средств внесенных для обеспечения исполнения контракта производится после сдачи всех работ по контракту в течение пяти рабочих дней со дня исполнения Сторонами обязательств по контракту.";
Заказчик отмечает, что часть 2. "Документация об аукционе" Раздела I "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА" содержит следующую информацию: 2.2. Разъяснение документации об аукционе.
2.2.1. Разъяснение положений документации об аукционе осуществляется в порядке, установленном ст.65 Закона N 44-ФЗ.
2.2.2Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: дата публикации извещения о проведении аукциона.
С даты публикации извещения о проведении аукциона любой участник аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе.
Пунктом 2.2.3. проекта контракта предусмотрено, что Уполномоченный орган в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона.
Из пункта 2.2.4. проекта контракта следует, что дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе должен поступить в уполномоченный орган не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, указанной в извещении о проведении аукциона."
В документации об аукционе и в извещении о проведении аукциона указана
информация: дата и время публикации извещения (по местному времени организации, осуществляющей закупку) 30.09.2015 дата и время окончания подачи заявок16.10.2015, 09:00.
Заказчик отмечает, в проекте муниципального контракта установлен срок выполнения работ для подрядчика, а именно: " п. 1.6 Выполнение работ согласно Графику производства работ (ГПР), согласованного с Заказчиком в течение 5 календарных дней со дня заключения контракта.
Начало выполнения работ - через 10 календарных дней со дня заключения муниципального контракта.
Окончание работ - через 42 календарных дня, согласно календарному графику выполнения подрядных работ.".
Исполнение контракта также подразумевает не только выполнение обязанностей подрядчика, но и заказчика (оплата выполненных работ).
Кроме того, в соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установленный срок (в том числе, предусмотренный сделкой) может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Для заказчика таким неизбежным событием является окончание строительства объекта и оплата, выполненных подрядчиком работ.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения подрядчика путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению подрядчика путем проведения электронного аукциона "Работы по строительству модульного административно-хозяйственного здания в п. Брянка".
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
3. Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Анализ документации показал, что на основании пункта 11 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, следовательно, отсутствие таких дат нарушает положения статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что данное нарушение не повлияло на процедуру проведения торгов, а также не повлияло на подачу заявки участника закупки на участие в аукционе и на результат определения поставщика.
На основании пункта 10.1 проекта контракта Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения обязательств, следовательно, заказчиком не установлена конкретная дата действия контракта, на основании этого участнику закупки не предоставляется возможность представить заказчику банковскую гарантию срок действия которой, превышал бы срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Исследовав проект контракта, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что пункт 10.1 проекта контракта вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения обязательств.
Из смысла части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, следовательно, контрактом должна быть установлена дата окончания срока действия контракта.
Заказчиком не установлена конкретный срок действия контракта, на основании этого участнику закупки не предоставляется возможность представить заказчику банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта, срок действия которой, превышал бы срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Анализ документации показал, что заказчиком в пункте 4.10 проекта контракта установил, что если подрядчик исполнил взятые на себя по контракту обязательства надлежащим образом, возврат денежных средств внесенных для обеспечения исполнения контракта производится после сдачи всех работ по контракту в течение пяти рабочих дней со дня исполнения Сторонами обязательств по контракту.
Следовательно, заказчиком соблюдено требование части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно: В контракт включено обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В разделе 7 проекта контракта установлена ответственность сторон за ненадлежащее исполнения обязательств предусмотренных контрактом.
Пунктом 4.1 проекта контракта установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств Заказчиком, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом в размере, определенном в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства Российской Федерации) и составляет 2% от цены контракта, что составляет: ________(__________) рублей.
Пунктом 4.2 установлено, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных пунктом 7.5. настоящего контракта.
Пунктом 4.3 проекта контракта установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле П=(Ц-В)хС (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле , (где - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Штраф начисляется за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде суммы __________ рублей __________ копеек, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации и составляет 5% от цены контракта.
Следовательно, заказчиком предусмотрены размеры штрафов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Комиссия отмечает, что заказчиком в проекте контракта пунктом 7.7 установлено, что в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, Заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, заказчиком не нарушено требование части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" частично обоснованной;
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю.Бычкова |
|
Е.А.Фадеева |
Фадеева Екатерина Андреевна
211-18-30
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 октября 2015 г. N 1280
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2015