Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 ноября 2015 г. N 1413
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, государственного инспектора, рассмотрев жалобы ООО "Атис", ООО "Реставрация СТК", ООО "КитежГрад" на положения документации о проведении запроса предложения "На реконструкцию здания интерната под детский сад по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, ул. Набережная, 15" (далее - запрос предложений), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Атис", ООО "Реставрация СТК", ООО "КитежГрад" на положения документации о проведении запроса предложений "На реконструкцию здания интерната под детский сад по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, ул. Набережная, 15" (далее - жалоба).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалобы были приняты Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, подателей жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалоб: установление положений документации о проведении запроса предложений с нарушением требований законодательства.
На рассмотрении жалоб присутствовали:
- представитель подателя жалобы ООО "Атис": Шишкина Елена Владимировна (доверенность от 12.01.2015),
- представитель ООО "Реставрация СТК": Исхакова Виола Рауфовна (доверенность N 2015/08-171 от 17.08.2015),
- представитель уполномоченного органа: Романовская Наталья Владимировна (доверенность от 20.11.2015),
В связи с заявленным представителем уполномоченного органа ходатайством, содержащем просьбу отложить рассмотрение жалобы с целью подготовки позиции относительно довод жалоб ООО "Реставрация СТК", ООО "КитежГрад", а также в связи с необходимостью Комиссии Красноярского УФАС России проверки доводов, указанных в дополнении к жалобе ООО "Реставрация СТК", в заседании Комиссии Красноярского УФАС России был объявлен перерыв до 11:40 23.11.2015.
После возобновления работы Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на положения документации о проведении запроса предложений на рассмотрении жалоб присутствовали:
- представитель ООО "Реставрация СТК": Исхакова Виола Рауфовна (доверенность N 2015/08-171 от 17.08.2015),
- представитель уполномоченного органа: Кузнецов Сергей Михайлович (доверенность от 23.11.2015).
Из содержания жалобы ООО "Атис" следует, что ООО "Атис" считает, что положения документации о проведении запроса предложений составлены с нарушением требований законодательства, а именно: не установлены положения о порядке и сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки. Кроме того, ООО "Атис" отмечает, что проект контракта не содержит требуемых частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе условий о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Из содержания жалобы ООО "Реставрация СТК" следует, что ООО "Реставрация СТК" следует, что ООО "Реставрация СТК" считает, что положения документации о проведении запроса предложений содержат нарушения требований законодательства, а именно:
- в нарушение требований законодательства о контрактной системе в порядке оценки заявок на участие в запросе предложений не установлено предельных значений, на основании которых будет проводится оценка конкурсных заявок;
- в показателе критерия "Квалификация участника запроса предложений, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта" указана группа работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, не соответствующая группе ОКПД, а именно: в указанную группу включены работы по возведению не только объектов капитального строительства социальной направленности.
Из содержания жалобы ООО "КитежГрад" следует, что ООО "КитежГрад" считает, что положения документации о проведении запроса предложений составлены с нарушением требований законодательства, а именно:
- в документации отсутствует инструкция по заполнению заявок на участие в запросе предложений;
- в документации о проведении запроса предложений отсутствует проектно-сметная документация,
- в документации содержится требование о соответствии поставляемых товаров требованиям ГОСТов, ТУ и нормам безопасности без указания конкретных позиций товаров.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения от уполномоченного органа, из которых следует, что уполномоченный орган не согласен с доводами подателей жалоб и считают жалобы необоснованными, по следующим причинам:
- в пункте 4.5.9 документации о проведении запроса предложений указан порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в запросе предложений. Кроме того, в жалобе ООО "Атис" не указаны меры, которые необходимо применить по существу нарушений;
- в информационной карте (стр. 46) установлено одинаковое предельное значение равное 10 для всех нестоимостных критериев; установленный в документации о проведении запроса предложений показатель оценки в отношении опыта работ не соотносится с ОКПД;
- в документации о проведении запроса предложений содержится инструкция по заполнению заявки; в документации о проведении запроса предложений содержится вся необходимая информация для формирования предложения участниками закупки; требования заказчика о соответствии товара требованиям ГОСТов не нарушает права участников закупки, поскольку участникам закупки не требовалось указать по позициям товара какому ГОСТу он соответствует.
Рассмотрев жалобы, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом, заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры запроса предложений.
Предметом контракта, на право заключение которого проводится запрос предложений, является реконструкция здания интерната под детский сад по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, ул. Набережная, 15.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию, предусмотренную пунктами 1 - 5, 7 (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 8 части 2 настоящей статьи) и 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 названного закона) статьи 42 названного закона.
Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено названным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с указанным законом).
Извещением о проведении запроса предложений установлено, что порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, условия банковской гарантии определены документацией о проведении запроса предложений.
В соответствии с указанными требованиями законодательства в положениях документации о проведении запроса предложений установлен порядок и размер внесения денежных средств в качестве обеспечения контракта. При этом в пункте 4.5.9 документации о проведении запроса предложений указан порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в запросе предложений.
Таким образом, довод подателя жалобы ООО "Атис" об отсутствии положений о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в запросе предложений, является несостоятельным.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 указанного закона.
Указанное требование законодательства устанавливает обязанность заказчика при заключении контракта установить, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом законодателем не установлено требования о наличии такого условия в проекте контракта.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 2.2 проекта контракта цена контракта является твердой.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО "Атис".
В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с названным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Указанные правила оценки установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Порядок оценки).
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В положениях документации о проведении запроса предложений установлен порядок оценки заявок на участие в запросе предложений.
При этом в соответствии с указанным порядок комиссия оценивает заявки на участие в запросе предложений в соответствии со следующими критериями:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значиость критерия |
Коэффициент значимости критерия |
1. |
Стоимостные критерии оценки |
60% |
0,6 |
1.1. |
Цена контракта |
60% |
0,6 |
2. |
Нестоимостные критерии оценки |
40% |
0,4 |
2.1. |
квалификация участника запроса предложений, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта |
20% |
0,2 |
2.2. |
деловая репутация участника запроса предложений |
10% |
0,1 |
2.3. |
материальная база участника запроса предложений |
10% |
0,1 |
Подпунктом 2 пункта 43.1 информационной карты установлен Порядок оценки заявок по критерию "квалификация участника запроса предложений, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта", а именно:
1. Коэффициент значимости критерия: 0,2.
Для получения рейтинга заявки по критерию "квалификация участника запроса предложений, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В отношении нестоимостного критерия оценки "квалификация участника запроса предложений, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию: квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника запроса предложений по успешному выполнению соответствующих работ строительных.
Под опытом работы по данному критерию понимается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных. Оценка по данному показателю осуществляется на основании предоставленной участником закупки информации об исполненных за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявок на участие в запросе предложений, контрактах (договорах) ценой каждого контракта (договора) не менее 30 млн. руб.
Наличие исполнения контракта (договора) подтверждается копиями (копией) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копиями акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копиями акта о приемке выполненных работ.
Количество баллов НЦБi, присуждаемых i-й заявке по критерию "квалификация участника запроса предложений, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта", определяется согласно по формуле:
а) в случае если ,
,
б) в случае если ,
,
при этом ,
где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке;
КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ=0,2;
- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений, сделанных участниками закупки;
- предельно необходимое заказчику значение;
- количество баллов по указанному критерию, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Дробное значение НЦБi, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Документы, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации: участником предоставляются сведения по форме "Опыт успешного выполнения соответствующих работ строительных" (по форме 4.4 Части IV) копии исполненных контрактов/договоров на выполнение работ, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким исполненным контрактам/договорам (при наличии), копий актов выполненных работ (форма NКС-2), копий оформленных справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма NКС-3), копий иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров.
В случае отсутствия в составе заявки участника копий исполненных контрактов/договоров (приложений и изменений к ним при наличии) и/или актов, подтверждающих сведения по показателю "квалификация участника запроса предложений, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта", стоимость работ по такому контракту (договору) при определении баллов по показателю не учитывается.
В случае несоответствия сумм, указанных в исполненных контрактах/договорах и актах к таким контрактам/договорам, при определении баллов по показателю учитываются суммы, указанные в актах.
Стоимость работ, указанная участником в форме "Опыт успешного выполнения соответствующих работ строительных", и стоимость работ в копиях актов, должны быть идентичными. В случае противоречия между формой и представляемыми копиями актов при определении баллов по показателю учитывается стоимость, указанная в копии актов.
В случае выявления в представленных документах недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника".
Указанный порядок оценки соответствует порядку оценки заявок, установленному пунктом 24 правил оценки, в соответствии с которым в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется:
а) в случае если , - по формуле:
б) в случае если , - по формуле:
при этом ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
- предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;
- количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Таким образом, применение указанного порядка оценки заявок на участие в запросе предложений предполагает установление в положениях документации о проведении запроса предложений предельного необходимого максимального значения. При отсутствии такого значение расчет баллов при проведении оценки конкурсных заявок невозможен.
Из вышеуказанных положений документации о проведении запроса предложений следует, что в положениях документации о проведении запроса предложений отсутствует указание на предельного необходимого максимального значения по критерию опыт выполнения работ.
Довод уполномоченного органа о том, что указанное значение установлено в информационной карте на стр. 46 и относится ко всем нестоимостным критерием, Комиссией Красноярского УФАС России отклоняется, поскольку указанным положением установлено предельное значение показателя в порядке оценки заявок по критерию "материальная база участника закупки". При этом в указанном порядке отсутствует ссылка то, что указанное значение устанавливается для всех нестоимостных критериев.
Таким образом, положения документации о проведении запроса предложений содержат нарушения требований статьи 83 Закона о контрактной системе в части установления порядка оценки заявок на участие в запросе предложений не в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В положениях документации о проведении запроса предложений установлено, что под опытом работы по данному критерию понимается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных. Оценка по данному показателю осуществляется на основании предоставленной участником закупки информации об исполненных за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявок на участие в запросе предложений, контрактах (договорах) ценой каждого контракта (договора) не менее 30 млн. руб. Требуется наличие опыта исполнения контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства социальной направленности (объекты спорта, образования и/или медицины: школы, больницы, детские сады, физкультурно-спортивные центры).
Указанный показатель критерия не связан с определенной группой ОКПД. Ни требованиями законодательства, на положениями документации о проведении запроса предложений не установлено требования о соответствии указанных работ соответствующей группе ОКПД. В связи с чем указанный довод жалобы ООО "Реставрация СТК" Комиссией Красноярского УФАС России признается несостоятельным.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкцию по их заполнению.
Документация о проведении запроса предложений содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в запросе предложений. При этом законодательством не установлено требования к ее содержанию и форме изложения.
Также законодателем не установлено обязательного размещения в составе документации о проведении запроса предложений проектно-сметной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Установленное в документации о проведении запроса предложения требование о соответствии поставляемых товаров требованиями ГОСТов не нарушает требования законодательства о контрактной системе. При этом обязанности по указанию положений ГОСТов по позициям товаров, используемых при выполнении работ, также не установлено.
В связи с указанным Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о несостоятельности доводов, изложенных в жалобе ООО "КитежГрад".
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказ ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Атис", ООО "КитежГрад" необоснованными.
2. Признать жалобу ООО "Реставрация СТК" частично обоснованной.
3. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим требования статьи 83 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования определения подрядчика (запроса предложений).
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа, заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 ноября 2015 г. N 1413
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2015