Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 ноября 2015 г. N 1423
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия по рассмотрения жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт А.В. Меньшикова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика - КГБУЗ "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И.Крыжановского" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N А 301/15 "Оказание комплекса услуг по охране объектов КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского" (далее - электронный аукцион), на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона номер извещения 0319200040415000112 (далее - жалоба).
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Федерального Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Бутан Н.В. (доверенность N 02-ЮР-2014 от 25.11.2014);
- заинтересованное лицо ООО "ОА"Эльбрус" - Зайцев Л.Е. (доверенность от 20.11.2015);
- заинтересованное лицо ООО "ОА"Эльбрус" - Масол И.А. (доверенность от 20.11.2015).
Из содержания жалобы следует, что требование у участнику закупки о предоставлении определенных документов в составе второй части заявки ограничивают конкуренцию и исключает возможность участия в закупке частных охранных организаций. Данные требования не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и нарушают права и законные интересы потенциальных участников электронного аукциона.
Представитель заказчика представила письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, не согласилась и пояснила следующее. Заказчик, устанавливая такое требование при проведении электронного аукциона, не имел намерений проверять участников аукциона на соответствие лицензионным требованиям. Требование о предоставлении разрешения на использование и хранение оружия и патронов к нему и/или действующей лицензии на приобретение оружия и/или решения о выдаче служебного оружия во временное пользование было установлено Заказчиком как требование к оказываемой (заказываемой) услуге, ее качеству и безопасности, а так же в целях подтверждения соответствия участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Разрешение на хранение и использование оружия является разрешительным документом. Отсутствие разрешительного документа является основанием для отказа аукционной комиссии участнику закупки в допуске к участию в аукционе, свидетельствует о несоответствии заявки участника закупки требованиям аукционной документации, требованиям Закона о контрактной системе.
В пункте 2 жалобы Заявитель так же указывает на незаконность включения в аукционную документацию требований о предоставлении документов, подтверждающих наличие высшего образования у руководителя участника аукциона, документы, подтверждающие повышение его квалификации, удостоверение частного охранника руководителя участника аукциона. Данные документы были затребованы Заказчиком на основании Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N2487-1).
В пункте 3 жалобы Заявитель указывает на незаконность включения Заказчиком в техническое задание требования к участникам аукциона о наличии собственной дежурной службы с круглосуточным режимом работы и собственной вооруженной группой быстрого реагирования, аргументировав это тем, что не обязательно оказание таких услуг собственными силами, возможно привлечение третьего лица - сторонней охранной организации, так как Закон о контрактной системе не устанавливает запретов и ограничений относительно привлечения соисполнителей. Исполнитель по контракту обязан оказать охранные услуги лично Заказчику, так как только между этими двумя сторонами заключен договор на оказание охранных услуг. Исполнитель по контракту не может привлечь третье лицо без заключения договора между этим лицом и Заказчиком, для третьего лица оказание таких услуг будет являться грубым нарушением осуществления частной охранной деятельности.
На основании вышеизложенного, считаем, что Заказчик не нарушил требования законодательства, включив рассматриваемое условие в аукционную документацию.
Представитель заинтересованного лица также дал пояснения по доводам жалобы и просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей необходимостью заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание комплекса услуг по охране объектов КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского".
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе электронный аукцион - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Проведя анализ аукционной документации, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что в раздел "Подготовка и подача заявок на участие в электронном аукционе" заказчиком указано что исполнитель должен иметь в наличие лицензии на приобретение служебного оружия, и/или решение о выдаче служебного оружия во временное пользование, и/или соответствующее разрешение на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему. Основания: Федеральный закон от 13.12.1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему").
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Согласно пункту 4 Постановления правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" лицензионным требованием при осуществлении услуг предусмотренных частью третьей статьи 3 вышеуказанного закона является в том числе: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия. До вступления в силу данного постановление для осуществления деятельности по реагированию на поступающие сигналы тревоги и повышения уровня защищенности работников частных охранных организаций, выезжающих на проверку данных сигналов в составе групп быстрого реагирования, лицензионные требования при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию не требовалось наличие служебного оружия достаточно было специальных средств установленных Постановление Правительства N 587 от 14.08.1992, то есть наличие указанной лицензии полученной до вступления изменений в Федеральный закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" не подтверждает наличие у участника разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему. Как видно из письма N33/1853-37 от 06.10.2015 предоставленного представителем заинтересованного лица Центр лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Красноярскому краю установил срок до 15.12.2015 для того чтобы привести уставную деятельность организации в соответствие с лицензионными требованиями, либо отказаться от оказания данных вида услуг.
Согласно "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" заказчиком указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов: 1. Действующая лицензия на осуществление частной охранной деятельности, выданная участнику электронного аукциона и приложение к действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданное участнику электронного аукциона, с разрешёнными следующими ниже видами услуг:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
2. Действующее разрешение на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему, выданное участнику электронного аукциона, и/или действующая лицензия на приобретение служебного оружия, выданная участнику электронного аукциона, и/или решение о выдаче служебного оружия во временное пользование участнику электронного аукциона.
3. Удостоверение частного охранника руководителя участника электронного аукциона (ст. 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").
4. Документы, подтверждающие наличие высшего образования у руководителя участника электронного аукциона (ст. 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").
5. Документы, подтверждающие получение руководителем участника электронного аукциона дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций (ст. 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").
Согласно статье 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 814).
Приобретенное оружие подлежит регистрации в соответствующих органах внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия.
В соответствии с частью 101 статьи 16 Постановления Правительства N 814 после получения служебного оружия во временное пользование, частная охранная организация в 2-недельный срок представляет в орган внутренних дел заявление для получения (переоформления) разрешения на хранение и использование такого оружия в установленном порядке Приказа МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814".
Согласно части 54 статьи 11 Постановления Правительства N 814 хранение оружия и патронов разрешается юридическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение и использование оружия.
Данное разрешение на хранение и использование оружия является разрешительным документом. Отсутствие разрешительного документа является основанием для отказа аукционной комиссии участнику закупки в допуске к участию в аукционе, свидетельствует о несоответствии заявки участника закупки требованиям аукционной документации, требованиям Закона о контрактной системе.
Статьей 15.1. Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 установлены требования к частным охранным организациям, в том числе требования о том, что руководитель частной охранной организации должен иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей. Так же обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника. Данные документы участники аукциона должны предоставить для подтверждения соответствия указанным требованиям Закона N2487-1. Поскольку вышеперечисленные требования, установленные к частным охранным организациям и их руководителям, прямо закреплены в Законе N2487-1, то Заказчик имел право указать на них в аукционной документации.
Как видно из аукционной документации заказчиком в пункте 8 "Требования к услугам" технического задания заказчик указал что исполнитель при оказании услуг обязан:
- обеспечить круглосуточную охрану помещений при помощи средств охранной сигнализации, выдающих по каналам связи информацию на пульт централизованного наблюдения. Подключение пульта централизованной охраны к средствам охранной сигнализации осуществляется Исполнителем за свой счет;
- иметь собственную дежурную службу с круглосуточным режимом работы;
- для оказания услуг реагирования на сигнальную информацию кнопки тревожной сигнализации (КТС) Исполнитель должен иметь собственные вооруженные группы быстрого реагирования на территории города Красноярска;
- в составе группы быстрого реагирования, прибывающей по сигналу тревоги КТС, должно быть не менее 3 (трёх) сотрудников Исполнителя (водитель и 2 (два) охранника, вооружённых служебным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием или служебным огнестрельным гладкоствольным или нарезным короткоствольным оружием отечественного производства, со специальными средствами (жилет защитный, шлем защитный и наручники отечественного производства), со средствами связи. Время прибытия на объект по сигналу тревоги - не более 15 мин.;
- предоставить Заказчику до начала оказания услуг по вооруженной охране список сотрудников (с указанием Ф.И.О., N удостоверения охранника, кем и когда выдано, дата прохождения охранником периодической проверки);
- обеспечить сотрудников охраны служебным огнестрельным оружием и специальными средствами (жилет защитный, палка резиновая, наручники) в соответствии с требованиями, изложенными в п. 9 технического задания, средствами связи (радиостанция, мобильные телефоны), ручными фонарями.
Заказчик самостоятельно определяет объект закупки и какие услуги обязан оказывать исполнитель. В часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе сказано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Часть 4 статьи 12 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 указывает, что заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 данного Закона. То есть, данная статья распространяет на договоры об оказании охранных услуг.
Согласно статей 9, 12 Закона N2487-1 договор на оказание охранных услуг заключается в письменной форме с указанием сведений о договаривающихся сторонах. При этом в договоре обязательно должна быть отражена информация о наличии лицензии охранного агентства, ее номере и дате выдачи, необходимо указать перечень охраняемых объектов, их адреса, площадь охраняемой территории и т.п. Согласно Правилам оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" в случае оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества в договоре на оказание охранных услуг указываются виды, типы, модели и количество оружия, которое будет использоваться при осуществлении таких услуг.
Исходя из указанных специальных норм законодательства, Исполнитель по контракту обязан оказать охранные услуги лично Заказчику, так как только между этими двумя сторонами заключен договор на оказание охранных услуг. Исполнитель по контракту не может привлечь третье лицо без заключения договора между этим лицом и Заказчиком, для третьего лица оказание таких услуг будет являться грубым нарушением осуществления частной охранной деятельности.
В соответствии с изложенным, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе прав и законных интересов участников осуществления закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО ЧОО "Илир" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 ноября 2015 г. N 1423
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2015