Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 октября 2015 г. N 1285
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, специалиста - эксперта, рассмотрев жалобы ООО "Краспромстрой" и ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика - КГБУЗ "Норильская межрайонная больница N 1" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ по монтажу системы спринклерного пожаротушения для обеспечения требований пожарной безопасности объекта: КГБУЗ "Норильская МБ N1", Лечебный корпус (г. Норильск, ж/р Оганер, больничный городок)" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Краспромстрой" и ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия Заказчика, при проведении аукциона.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежали принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалоб.
На рассмотрение жалоб присутствовал представитель ООО "Краспромстрой" - Терских Виктор Викторович (доверенность от 25.05.2015).
Существо жалоб: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ООО "Краспромстрой" следует, что аукционная документация не содержит информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
Из содержания жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" следует, что в проекте контракта должна содержаться информация о всевозможных значениях размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, но она отсутствует Заказчиком в пункте 11 проекта контракта указано: - "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки их исполнения, Подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2% от цены контракта в виде фиксированной суммы: ____(Сумма прописью) руб.__ коп.";
- "В случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки их исполнения, Подрядчик обязуется уплатить Заказчику штраф в размере 5% от цены контракта в виде фиксированной суммы: _____(Суммв прописью) руб. __ коп.).
Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта.
В документации отсутствует информация о том, что обеспечение исполнения контракта не применяется, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение.
В пункте 2.17 Технического задания содержится указание на товарный знак без обязательной оговорки об эквивалентности.
Аукционная документация, включая Извещение о проведении электронного аукциона не содержит информации о полном адресе заказчика, указан только индекс и город.
Из пояснений Заказчика по жалобе ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" следует, что Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 не регламентирует установление размеров штрафов.
В пункте 11 проекта контракта Заказчиком установлены штрафы в соответствии с положениями Постановления Правительства от 25.11.2013 N 1063. Размеры штрафа определены исходя из расчета начальной (максимальной) цены контракта, то есть если цена контракта составляет от 3 до 50 миллионов рублей, размер штрафа, в случае ненадлежащего исполнения обязательств Заказчиком и Подрядчиком, будет равен 2% и 5%.
В случае, если цена контракта составит менее 3 миллионов рублей пункт 11 проекта контракта будет приведен в соответствии с Постановлением Правительства от 25.11.2013 N 1063.
Пунктом 12.2 проекта контракта установлено, что срок окончания действия обеспечения исполнения контракта 31.12.2016. Таким образом, спланировать затраты на приобретение банковской гарантии Участником закупки не препятствует.
В пункте 2.1.7 Технического задания содержится указание на товарный знак в соответствии с проектным решением (615.2007-АУС.ПТ, Приложение 2.3 к Техническому заданию). В качестве поэтажной трубной разводки АСПТ приняты трубы и фитинги "Firestop" из фузиолена PP-R (80) FS марки PN 20. В соответствии с выбранной маркой труб проектной организацией произведены гидравлические расчеты, подбор диаметров труб и оборудования насосных станций.
Замена марки трубы повлечет за собой необходимость Заказчику произвести изменения проектных решений, что в свою очередь, повлечет дополнительные расходы Заказчика на переработку проекта в специализированной проектной организации.
Заказчик, не указывая оговорку "или эквивалент"" руководствовался так же статьей 83 Федерального закона 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В связи с тем, что здание КГБУЗ "Норильская межрайонная больница N1" расположено на окраине города Норильска, на расстоянии нескольких километров от ближайших жилых домов и улиц, юридическим и фактическим адресом Заказчика является адрес указанный в аукционной документации, а именно: 663321, Россия, Красноярский край, г. Норильск (улица и номер дома отсутствуют).
Из пояснений Заказчика по жалобе ООО "Краспромстрой" следует, что в пункте 2.1.4 содержится информация об ответственном должностном лице. Пунктом 11.2 установлен срок, в течении которого победитель аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт.
Рассмотрев жалобы и приложенные к ним материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб установила следующее.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчиком совершены действия по размещению закупки в форме электронного аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Заказчиком размещена закупка путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ по монтажу системы спринклерного пожаротушения для обеспечения требований пожарной безопасности объекта: КГБУЗ "Норильская МБ N1", Лечебный корпус (г. Норильск, ж/р Оганер, больничный городок)". В документации об электронном аукционе в Проекте контракта в пункте 11 указано:
- "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки их исполнения, Подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2% от цены контракта в виде фиксированной суммы: ____(Сумма прописью) руб.__ коп.";
- "В случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки их исполнения, Подрядчик обязуется уплатить Заказчику штраф в размере 5% от цены контракта в виде фиксированной суммы: _____(Суммв прописью) руб. __ коп.)
В документации об электронном аукционе не указаны размеры штрафа установленные Законом о контрактной системе и Правилами.
Подпункты "а" - "г" пунктов 4, 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений. превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Согласно письму ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей" заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта
Таким образом, заказчиком нарушена статья 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Исследовав проект муниципального контракта, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что проектом контракта установлено, что настоящий контракт заключается в электронной форме и подлежит размещению в Единой информационной системе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С момента размещения в Единой информационной системе подписанного усиленными электронными подписями Сторон настоящего контракта он считается заключенным и действует до исполнения Сторонами обязательств.
Из смысла части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком нарушены положения статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе положения Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением.
Таким образом Заказчиком нарушена статья 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в пункте 2.17 Технического задания содержатся указания на товарные знаки, без указания слов "или эквивалент".
В разделе 2 "Технического задания" установлено, что работы должны быть выполнены в соответствии с утвержденной проектной документацией объекта 615.2007-АУС.ПТ, которая будет предоставлена Подрядчику Заказчиком.
Указанные в "техническом задании" материалы указаны в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, по данному доводу жалобы, Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации.
В извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе указано - Российская Федерация, 663300, Красноярский край, г. Норильск.
Согласно регистрационным данным, размещенным на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru почтовым адресом Заказчика является Российская Федерация, 663300, Красноярский край, г. Норильск. Из пояснений Заказчика так же следует, что адрес Заказчика не имеет наименование улицы и номер дома.
Таким образом, по данному доводу жалобы, Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
В документации об электронном аукционе отсутствуют сведения о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
Таким образом Заказчиком нарушена статья 64 Закона о контрактной системе.
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Краспромстрой" обоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования статей 42 и 64 Закона о контрактной системе закупок.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников определения поставщика.
5. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 октября 2015 г. N 1285
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015