Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2015 г. N 1307
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Акционерного общества "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" (далее - АО "Гражданпроект") на действия конкурсной комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - конкурсная комиссия) при определении подрядчика путем проведения открытого конкурса N ОК 6084/15 "На право заключения контракта на выполнение комплекса работ по разработке проектной и рабочей документации с проведением инженерно-геологических, инженерно-геодезических, инженерно-экологических изысканий, инженерно-гидрологических изысканий и получением положительного заключения государственной экспертизы по объекту "Школа на 115 учащихся в д. Петропавловка Курагинского района" с использованием проектной документации по объекту "Школа на 115 учащихся в с. Б.Иня, Минусинский район", получившей положительное заключение государственной экспертизы" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 21.10.2015 поступила жалоба АО "Гражданпроект" (далее - податель жалобы) на действия конкурсной комиссии при определении подрядчика путем проведения конкурса, извещение N 0119200000115005357.
Существо жалобы: принятие конкурсной комиссией неправомерного решения о признании заявки подателя жалобы на участие в конкурсе несоответствующей требованиям документации о проведении конкурса, а также о признании заявки ООО "Проектно-строительная компания "ПромСтройПроект", поданной на участие в конкурсе, соответствующей требованиям документации о проведении конкурса.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, конкурсной комиссии, уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган), государственного заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Конкурсной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы - Белоусов Александр Валентинович (доверенность N 99 от 23.10.2015, удостоверение личности);
- представитель конкурсной комиссии - Новичихин Артем Иванович (удостоверение личности);
- представитель конкурсной комиссии и заказчика - Полосина Александра Олеговна (доверенность N 9 от 14.01.2015, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, конкурсной комиссией было принято неправомерное решение о признании конкурсной заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям разделов "Информационная карта", "Форма N 4", "Инструкция по подготовке заявок" конкурсной документации по причине представления информации по форме N 4 о том, что при выполнении работ податель жалобы будет применять недействующие на территории Российской Федерации нормативно-технические документы, а именно: СП 33.13330.2010 (данный документ не существует на территории РФ) и ГОСТ Р 54257-2010..
Податель жалобы отмечает, что действующий нормативно-технический документ, указанный им в пункте 20 формы N 4, поименован следующим образом: "СП 33.13330.2010 Расчет на прочность стальных трубопроводов. Актуализированная редакция СНиП 2.04.12-86". Актуализированная редакция СНиП 2.04.12-86 является действующим нормативным документом, и податель жалобы как участник закупки указал в пункте 20 формы N 4 ссылку именно на действующую актуализированную редакцию СНиП 2.04.12-86. По сведениям подателя жалобы, СНиП 2.04.12-86 зарегистрирован Госстандартом 24.12.2010 в качестве СП 33.13330.2010, следовательно, действующий СНиП 2.04.12-86 и указанный подателем жалобы СП 33.13330.2010 являются зарегистрированным Росстандартом обозначением одного и того же документа в силу требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (п.2 ст.42).
В соответствии с требованиями конкурсной документации участник закупки должен использовать при выполнении работ проектную документацию по объекту "Школа на 115 учащихся в с. Б.Иня, Минусинский район", получившую положительное заключение государственной экспертизы. Учитывая, что положительное заключение государственной экспертизы по указанному объекту получено до 01.07.2015 в период, когда действовал свод правил в прежней редакции СП 33.13330.2010, участник закупки при выполнении работ, по мнению подателя жалобы, не просто имеет право, а обязан использовать в силу требований конкурсной документации СП 33.13330.2010 для выполнения работ по корректировке проектной документации, получившей на основании него положительное заключение государственной экспертизы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 с 01.07.2015 национальный стандарт ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" является стандартом, применяемым на обязательной основе.
Стандартинформ выпустил межгосударственный стандарт ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", который вступил в действие с 01.07.2015 (приказом Росстандарта от 11.12.2014 N 1974-ст отменен с 01.07.2015 ГОСТ Р 54257-2010 в связи с введением в действие ГОСТ 27751-2014 для добровольного применения).
Податель жалобы отмечает, что постановление Правительства РФ обладает большей юридической силой по сравнению с Приказом Росстандарта от 11.12.2014 N 1974-ст.
В связи с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" вплоть до внесения соответствующих изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 будет подлежать применению на обязательной основе.
Таким образом, ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" является не только действующим, но и обязательным к применению.
Одновременно с вышеизложенным, податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что, по его мнению, конкурсной комиссией не было принято во внимание отсутствие решения об одобрении или о совершении крупной сделки в составе заявки, поданной ООО "Проектно-строительная компания "ПромСтройПроект" на участие в конкурсе, в связи с отсутствием указанного документа заявка ООО "Проектно-строительная компания "ПромСтройПроект" должна была быть признана несоответствующей требованиям конкурсной документации.
В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представители конкурсной комиссии не согласились с доводами, заявленными подателем жалобы, поскольку в результате рассмотрения заявок, поступивших на участие в конкурсе, конкурсной комиссией было принято обоснованное и законное решение о признании конкурсной заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям разделов "Информационная карта", "Форма N 4", "Инструкция по подготовке заявок" конкурсной документации и об отклонении такой заявки на основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе. В связи с чем представители конкурсной комиссии ходатайствовали о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в рассмотрении жалобы Комиссией по существу, проведя внеплановую проверку определения подрядчика путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению подрядчика путем проведения конкурса на выполнение комплекса работ по разработке проектной и рабочей документации с проведением инженерно-геологических, инженерно-геодезических, инженерно-экологических изысканий, инженерно-гидрологических изысканий и получением положительного заключения государственной экспертизы по объекту "Школа на 115 учащихся в д. Петропавловка Курагинского района" с использованием проектной документации по объекту "Школа на 115 учащихся в с. Б. Иня, Минусинский район", получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Комиссия отмечает, что заказчиком был выбран конкурентный способ определения подрядчика, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования, а также победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (части 2 и 3 статьи 24, часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Из пункта 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Исследовав совокупность положений конкурсной документации, Комиссия установила, что в разделе 4 "Подготовка и порядок подачи заявок на участие в конкурсе" информационной карты рассматриваемой документации заказчиком было предъявлено аналогичное требование к содержанию и составу заявки, подаваемой на участие в конкурсе, а также сообщено участникам закупки о необходимости предоставления предложения в отношении объекта закупки в соответствии с требованиями к описанию участниками конкурса технических и качественных характеристик объекта закупки (пункт 9 подраздела "Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе" раздела 4 "Подготовка и порядок подачи заявок на участие в конкурсе").
В разделе 2 "Выполнение работ" информационной карты конкурсной документации заказчик сообщил участникам закупки о том, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки изложены в соответствующем разделе конкурсной документации - "Описание объекта закупки", а также заказчик предъявил следующие требования к описанию участниками закупки технических и качественных характеристик объекта закупки: участники закупки предоставляют перечень действующих нормативно - технических документов, планируемых к применению при выполнении работ в дополнение к указанным в Заданиях (форма N4), перечень лицензионных программных комплексов, планируемых к применению при выполнении работ, расчетные программы, программы по составлению смет (форма N5).
Анализ формы N 4 конкурсной документации Комиссии показал, что такая форма поименована следующим образом: "Перечень действующих нормативно-технических документов, планируемых к применению при выполнении работ в дополнение к указанным в Заданиях".
Проанализировав совокупность положений конкурсной документации, Комиссия установила отсутствие предъявления заказчиком к участникам закупки требования о необходимости предоставления в составе заявки на участие в конкурсе перечня нормативно-технических документов, обязательных к применению в силу требований законодательства Российской Федерации и планируемых к применению при выполнении работ в дополнение к указанным в описании объекта закупки. Совокупность сведений разделов 2 и 4 информационной карты конкурсной документации позволяет сделать вывод о том, что в силу условий указанных положений конкурсной документации участнику закупки необходимо было предоставлять в составе заявки, подаваемой на участие в конкурсе, только те документы и сведения, которые прямо предусмотрены вышеуказанными положениями конкурсной документации. Следовательно, в том случае, если заказчиком не установлено требование о необходимости предоставления участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе перечня нормативно-технических документов, обязательных к применению в силу требований законодательства Российской Федерации и планируемых к применению при выполнении работ в дополнение к указанным в описании объекта закупки, то у участника закупки отсутствует обязанность в его предоставлении в составе заявки, подаваемой на участие в конкурсе, при наличии однозначной обязанности в предоставлении перечня действующих нормативно-технических документов, планируемых к применению при выполнении работ в дополнение к указанным в описании объекта закупки.
Исследовав содержание предоставленного Комиссии конкурсной комиссией оригинала заявки подателя жалобы, поданной на участие в конкурсе (заявка N 1), Комиссия установила предоставление им в содержании Тома N 1 (страницы 16 - 19) перечня от 09.10.2015, поименованного как "Перечень действующих нормативно-технических документов, планируемых к применению при выполнении работ в дополнение к указанным в Заданиях" в соответствии с Формой N 4 конкурсной документации, в позиции N 51 которого податель жалобы отметил ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования".
Комиссия отмечает, что ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" утратил юридическую силу с 01.07.2015 в связи с изданием Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 N 1974-ст, который ввел в действие с 01.07.2015 в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения".
Довод подателя жалобы о том, что в силу положений Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 с 01.07.2015 ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" является стандартом, применяемым на обязательной основе, следовательно, и до внесения изменений в указанное постановление Правительства РФ ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" является действующим, отклоняется Комиссией как противоречащий условиям конкурсной документации, поскольку, во-первых, Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 29.09.2015) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"" признает ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" в качестве национального стандарта, в результате применения которого на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", во-вторых, в конкурсной документации отсутствует требование к участнику закупки о необходимости предоставления в составе заявки на участие в конкурсе перечня нормативно-технических документов, обязательных к применению в силу требований законодательства Российской Федерации и планируемых к применению при выполнении работ в дополнение к указанным в описании объекта закупки, при наличии однозначной обязанности в предоставлении перечня действующих нормативно-технических документов, планируемых к применению при выполнении работ в дополнение к указанным в описании объекта закупки (разделы 2 и 4 информационной карты конкурсной документации).
Совокупность установленных выше обстоятельств позволяет Комиссии сделать вывод о том, что действия подателя жалобы по включению указания в отношении ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" в состав заявки на участие в конкурсе в позицию N 51 перечня от 09.10.2015, поименованного в качестве перечня действующих нормативно-технических документов, планируемых к применению при выполнении работ в дополнение к указанным в Заданиях, не подлежат признанию надлежащим исполнением условия конкурсной документации о предоставлении перечня действующих нормативно-технических документов, планируемых к применению при выполнении работ в дополнение к указанным в описании объекта закупки, поскольку ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" утратил юридическую силу с 01.07.2015 в связи с изданием Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 N 1974-ст.
В силу подпункта е) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать решение участника открытого конкурса, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе, об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В результате изучения содержания раздела 4 "Подготовка и порядок подачи заявок на участие в конкурсе" информационной карты конкурсной документации Комиссией было установлено, что к участникам закупки было предъявлено аналогичное вышеизложенному требование к содержанию и составу заявки, подаваемой на участие в конкурсе.
Анализ содержания предоставленного Комиссии конкурсной комиссией оригинала заявки ООО "Проектно-строительная компания "ПромСтройПроект", поданной на участие в конкурсе (заявка N 3), показал Комиссии отсутствие в ее содержании решения указанного участника закупки, подавшего заявку на участие в конкурсе, об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что формулировка, используемая законодателем в подпункте е) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и продублированная заказчиком в разделе 4 информационной карты конкурсной документации, указывает на необходимость предоставления в составе заявки на участие в конкурсе решения участника закупки, подавшего заявку на участие в конкурсе, об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения только в том случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой. Следовательно, в том случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки не установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника конкурса выполнение работы, являющейся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта не является крупной сделкой, то у такого участника закупки отсутствует необходимость в предоставлении указанного документа либо его копии в составе заявки на участие в конкурсе.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие в составе заявки ООО "Проектно-строительная компания "ПромСтройПроект", поданной на участие в конкурсе, решения указанного участника закупки об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения свидетельствует о том, что для такого участника выполнение работы, являющейся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта не является крупной сделкой. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Из смысла части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, что соблюдение участником конкурса требований к оформлению заявки установленных указанной статьей Закона о контрактной системе означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Следовательно, у конкурсной комиссии отсутствовали основания для недоверия к информации и документам, представленным ООО "Проектно-строительная компания "ПромСтройПроект" в поданной заявке на участие в конкурсе.
В соответствии с частями 2 - 3, 5, 7 - 8 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Проанализировав и сопоставив сведения конкурсной документации, оригиналов всех заявок участников закупки, поданных на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок от 20.10.2015, Комиссия пришла к выводу о том, что конкурсной комиссией были совершены правомерные действия по отклонению заявки подателя жалобы, поданной на участие в конкурсе, по причине признания ее несоответствующей требованиям разделов "Информационная карта", "Форма N 4" конкурсной документации, поскольку в составе заявки указано, что при выполнении работ податель жалобы будет применять недействующий на территории Российской Федерации нормативно-технический документ, а именно: ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования", указанный в позиции N 51 перечня от 09.10.2015, поименованного в качестве перечня действующих нормативно-технических документов, планируемых к применению при выполнении работ в дополнение к указанным в Заданиях. Также конкурсной комиссией были совершены правомерные действия по признанию заявки ООО "Проектно-строительная компания "ПромСтройПроект" надлежащей, соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, поскольку у конкурсной комиссии отсутствовали основания для признания такой заявки несоответствующей указанным требованиям.
Таким образом, Комиссия установила, что в действиях конкурсной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, права и законные интересы участников закупки действиями конкурсной комиссии не нарушены.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Красноярского УФАС России было принято решение о признании жалобы Акционерного общества "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2015 г. N 1307
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2015