Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2015 г. N 1303
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела информатизации и контроля рекламы, Д.С. Кислицына, специалиста - эксперта, рассмотрев жалобы ООО "Корона", ООО "Северный Проект" и ООО "Красноярск инжиниринг" на действия заказчика - МБУК "Унгутская централизованная клубная система" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт здания Унгутского СДК" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Корона", ООО "Северный Проект" и ООО "Красноярск инжиниринг" на действия Заказчика, при проведении аукциона.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежали принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалоб.
На рассмотрение жалоб присутствовал представитель Заказчика - Мельниченко Нина Петровна (доверенность от 22.10.2015).
Существо жалоб: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ООО "Корона" следует, что в составе аукционной документации в ведомости объемов работ заказчик обозначил характеристики материалов с указанием несуществующей единицы измерения КВТ.
Существуют единицы измерения теплоотдачи либо кВт либо Вт.
Из содержания жалобы ООО "Северный Проект" следует, что Заказчиком не содержится справочной информации по обоснованию начальной (максимальной) цене контракта и не содержатся сведения с указанием документов на основании которых выполнен расчет.
В разделе Проект контракта указано - оплата осуществляется в течение 20 банковских дней в виде безналичного перечисления по окончании выполнения работ, согласно акта выполненных работ (КС-2, КС-3) на основании счет-фактуры, после подписания акта приемки в эксплуатацию.
Предъявляемые Заказчику документы для оплаты работ (счет, счет-фактура, КС-2, КС-3) должны содержать ссылку на номер и дату настоящего контракта и быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.
Документы, оформленные с нарушением требований, установленных действующим законодательством РФ и настоящим Контрактом, не оплачиваются Заказчиком до устранения имеющихся нарушений.
Подрядчик не вправе требовать с Заказчика уплаты штрафных санкций за просрочку оплаты, вызванную обстоятельствами, указанными в пункте 2.5 настоящего Контракта.
Сроки оплаты и возникновение обязательства по оплате поставлено Заказчиком в зависимость от предоставления счета, счет-фактуры.
По мнению ООО "Северный Проект" положения проекта контракта составлены таким образом, что непредставление Подрядчиком счета, счета-фактуры, либо представление ненадлежащим образом оформленных (по мнению Заказчика) счета, мчета-фактуры, даже при наличии подписанного документа о приемке работ освобождает Заказчика от обязанности по оплате выполненных работ.
По мнению ООО "Северный Проект" Закон о контрактной системе связывает возникновение обязательства по оплате только лишь с датой подписания документа о приемке.
В Проекте контракта указано, что контракт вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до исполнения сторон обязательств.
ООО "Северный Проект" изучив Проект контракта не обнаружило срок окончания действия обеспечения исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Отсутствие в Проекте контракта срока его окончания не позволяет определить срок действия банковской гарантии.
В составе аукционной документации Заказчиком приложены ведомость объемов работ и локально сметный расчет, которые не соответствуют друг другу. В связи с чем цена контракта была занижена (без учета сметных коэффициентов).
Расхождение технического задания и локально сметного расчета не позволяет участнику закупки определить реальный объем выполняемых работ.
Из содержания жалобы ООО "Красноярск инжиниринг" следует, что в информационной карте Заказчиком установлено требование к наличию у участника закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов к следующим видам работ :
6.1 Опалубочные работы;
6.3 Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
18.1 Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой носителя до 115 градусов Цельсия.
В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса.
Согласно положений аукционной документации и проекта контракта (пункт 4.2) Подрядчик не обязан исполнять контракт собственными силами и средствами и вправе привлекать для выполнения работ субподрядные организации.
ООО "Красноярск инжиниринг" считает неправомерным требование о наличии у участников закупки копии действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ указанным в аукционной документации.
При утверждении локально сметного расчета Заказчиком допущена ошибка при сложении.
Из пояснений Заказчика по жалобе ООО "Корона" следует, что Заказчик не ввел в заблуждение участника закупки ООО "Корона" и не нарушил его интересы, так как данным участником была подана заявка на участие в электронном аукционе.
Из пояснений Заказчика по жалобе ООО "Северный проект" следует, что смета на выполнение капитального ремонта составлена в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, согласно части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе. Все применяемые нормативы указаны в графе 2 "Обоснование", это ТЕРы, утвержденные приказом Минстроя Красноярского края. Текущий (прогнозный) уровень цен указан в начале сметы (по состоянию на 4 квартал 2012 года".
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. Данное требование предусмотрено проектом контракта.
Согласно Закону о контрактной системе срок действия контракта не является существенным условием для включения в проект контракта, и он не может быть определен так как у Подрядчика возникает обязанность гарантийных обязательств в течение 3 лет с момента подписания контракта. Таким образом, участнику необходимо руководствоваться сроками выполнения работ по контракту и рассчитывать период действия банковской гарантии исходя из него.
В пункте 2.1 Наименование и описание объекта закупки указано, что выполнение работ по капитальному ремонту здания Унгутского СДК производится согласно Технического задания. В Техническом задании указаны необходимые объемы работ.
Из пояснений Заказчика по жалобе "Красноярск инжиниринг" следует, что согласно документации об электронном аукционе участник закупки должен иметь допуск СРО на определенные виды работ. Согласно проекту контракта Подрядчик может привлекать субподрядчиков только в период исполнения контракта и только после письменного согласования с Заказчиком.
Таким образом, при подаче заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен соответствоать требованиям по наличию СРО. Данный факт подтверждается аукционной документацией и статьей 704 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев жалобы и приложенные к ним материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб установила следующее.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком совершены действия по размещению закупки в форме электронного аукциона.
В пункте 56 "Ведомость объемов работ" указано - Установка радиаторов чугунных: единица измерения 100 кВт радиаторов и ковекторов. В примечании написано - радиатор двухканальный изготовлен из высокопрочного чугуна, который позволяет радиатору быть устойчивым к внутренней и внешней коррозии и эсплуатироваться до 50 лет, межосевое расстояние 500 мм, теплоотдача при температуре 70°С (1 секции) не менее 160 КВт.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что в локально сметном расчете в пункте 56 и в Ведомости объемов работ в пункте 56 в пункте "единица измерения" указано 100 кВт.
В примечании Заказчиком допущена техническая ошибка.
Так же ООО "Корона" подала первую часть заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом по данному доводу Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Заказчиком совершены действия по размещению закупки в форме электронного аукциона.
На довод жалобы по начальной (максимальной) цене контракта, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает, что в компетенцию антимонопольного органа не входит проверка расчета начальной (максимальной) цены контракта, а рассматривается только метод расчета начальной (максимальной) цены контракта, который определен Заказчиком верно.
В разделе Проект контракта указано - оплата осуществляется в течение 20 банковских дней в виде безналичного перечисления по окончании выполнения работ, согласно акта выполненных работ (КС-2, КС-3) на основании счет-фактуры, после подписания акта приемки в эксплуатацию.
Предъявляемые Заказчику документы для оплаты работ (счет, счет-фактура, КС-2, КС-3) должны содержать ссылку на номер и дату настоящего контракта и быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.
Документы, оформленные с нарушением требований, установленных действующим законодательством РФ и настоящим Контрактом, не оплачиваются Заказчиком до устранения имеющихся нарушений.
Подрядчик не вправе требовать с Заказчика уплаты штрафных санкций за просрочку оплаты, вызванную обстоятельствами, указанными в пункте 2.5 настоящего Контракта.
Сроки оплаты и возникновение обязательства по оплате поставлено Заказчиком в зависимость от предоставления счета, счет-фактуры
Таким образом, сроки оплаты и возникновение обязательства по оплате зависят от предоставления счета (счета-фактуры). Таким образом, что непредставление Подрядчиком счета (счета-фактуры), либо представление ненадлежащим образом оформленных счета (счета-фактуры), даже при наличии подписанного документа о приемке освобождает Заказчика от обязанности по оплате выполненных работ. В тоже время Закон о контрактной системе связывает возникновение обязательства по оплате только лишь с датой подписания документа о приемке.
Следовательно, действия Заказчика нарушают требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
Исследовав проект муниципального контракта, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что пунктом 10.1 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до исполнения сторон обязательств.
Из смысла части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссия Красноярского УФАС отмечает, что положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено установление проектом контракта, срока окончания действия обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, в части неустановления срока действия контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком нарушены положения статьи 64 Закона о контрактной системе.
На довод жалобы по расхождению положений Локально сметного расчета и Ведомости объемов работ, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает, что все работы должны быть выполнены на основании Ведомости объемов работ. В связи с технической ошибкой на официальном сайте был размещен не тот локально сметный расчет.
На рассмотрение жалоб Заказчиком был представлен Локально сметный расчет по которому была определена начальная (максимальная) цена контракта и который соответствует Ведомости объемов работ.
Таким образом, Заказчиком не нарушены положения Закона о контрактной системе.
На довод жалобы по установлению в аукционной документации предоставления во второй части заявки свидетельства СРО (генерального подрядчика) и наличия свидетельств на определенные виды работ Комиссия Красноярского УФАС России сообщает, что согласно аукционной документации участник закупки должен иметь допуск СРО лишь на определенные виды работ.
Согласно проекту контракта Подрядчик может привлекать субподрядчиков только в период исполнения контракта и только после письменного согласования с Заказчиком.
Таким образом, Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
1. Признать жалобу ООО "Корона" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Красноярск инжиниринг" необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Северный проект" частично обоснованной.
4. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе закупок.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников определения поставщика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2015 г. N 1303
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2015