Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2015 г. N 1309,1321
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, П.М. Зинкеева, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Бизнес-Строй", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа" города Ачинска имени Галины Михайловны Мельниковой (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Администрации города Ачинска (далее - уполномоченный орган) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту здания в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа" города Ачинска имени Галины Михайловны Мельниковой" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Бизнес-Строй", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - податели жалоб) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300000115000324.
Существо жалоб: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалоб, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалоб с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель уполномоченного органа - Чернова Ирина Павловна (доверенность N 01-17-035 от 09.02.2015, удостоверение личности).
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податели жалоб и заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы ООО "Бизнес-Строй" следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком было допущено следующее нарушение положений Закона о контрактной системе.
В информационной карте аукционной документации заказчиком, кроме прочего, установлены следующие требования к участникам закупки и предоставляемой ими второй части заявки:
- наличие у участника лицензии на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций в соответствие с п. 10 Приложения к "Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений";
- наличие у участника действующих свидетельств в соответствие с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", выданных СРО, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с видами работ: III. Виды работ по строительству и капитальному ремонту (6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций; 6.1. опалубочные работы; 6.2. арматурные работы; 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком); 33.3 Жилищно-Гражданское Строительство).
По мнению ООО "Бизнес-Строй", требование о наличии у участников закупки одновременно допуска СРО с вышеперечисленными видами работ, а также лицензии на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, неправомерно, поскольку из положений аукционной документации следует возможность привлечения генеральным подрядчиком для выполнения работ, являющихся объектом закупки и требующих наличие соответствующей лицензии и допусков СРО, субподрядчиков, обладающих соответствующими лицензией и допуском СРО.
Жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" содержит следующие доводы.
"В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик обязан в документации о закупке прописать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке. В документации заказчика информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует.
2) В аукционной документации не указан Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.
3) Пункт 2.2 проекта контракта упоминает НДС, который включается в цену контракта. Заказчиком при этом не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом VIII.1. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ). Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
В то же время, исходя из пункта 5 статьи 346.11 Кодекса, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
4) Заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд". Перечень категорий товаров, для которых устанавливаются требования энергетической эффективности, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2010 N 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений".
5) Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта. Пункт 10.1 Проекта контракта гласит:
"Контракт вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до полного исполнения обязательств".
Исходя из такого условия невозможно планировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта (должен превышать его по меньшей мере на один месяц согласно ст. 96 44-ФЗ).
Из письменных пояснений, представленных уполномоченным органом, следует, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В документацию ою электронном аукционе внесены соответствующие изменения в соответствии с решением и предписанием Комиссии Красноярского УФАС России N1157 от 28.09.2015.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения подрядчика путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению подрядчика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания заказчика (извещение о проведении электронного аукциона с изменениями от 28.09.2015).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик, в том числе, устанавливает к участникам закупки единое требование о необходимости их соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегиона РФ), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Принимая во внимание вышеизложенное, условием допуска к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки допуска СРО по организации строительства.
Из содержания положений "Требования, предъявляемые к участникам закупки", "Уточненные требования к содержанию второй части заявки" раздела 2 "Информационная карта" аукционной документации Комиссией было установлено, что участникам закупки в обязательном порядке надлежит представить в составе второй части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, следующие документы:
- действующее свидетельство в соответствии с Приказом Минрегиона РФ, выданное СРО, о допуске к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций.
6.1. Опалубочные работы;
6.2. Арматурные работы;
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
10. Монтаж металлических конструкций.
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов).
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций;
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования;
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов.
25.4. Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;
Либо:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);
33.3 Жилищно-Гражданское Строительство;
Указанные положения установлены также в разделе документации об электронном аукционе "Уточненные требования к содержанию второй части заявки".
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В соответствии с вышеуказанными положениями законодательства Российской Федерации, а также содержанием аукционной документации подрядчик, с которым заключается контракт по результатам проведения электронного аукциона, имеет право выполнять работы самостоятельно или с привлечением субподрядных организаций.
Из описания объекта закупки аукционной документации (пункты 287 - 291 локального сметного расчета N 02-01-01 "На общестроительные работы, капитальный ремонт здания заказчика) следует, что в предмет закупки включены работы по огне- и биозащите.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. Порядок такого лицензирования регламентирован Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Учитывая в совокупности вышеустановленные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, аукционной документации и Закона о контрактной системе, Комиссия отмечает, что наличие у участника закупки допуска СРО с функцией генерального подрядчика "Жилищно-гражданское строительство" (пункт 33.3 Приказа Минрегиона РФ) исключает обязательное условие наличия у участника закупки вышеуказанной лицензии, а также допуска СРО со следующими видами работ: пункт 6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций, пункт 6.1. опалубочные работы, пункт 6.2. арматурные работы раздела III "Виды работ по строительству и капитальному ремонту" Приказа Минрегиона РФ, поскольку допуск СРО с функцией генерального подрядчика позволяет подрядчику привлечь к выполнению работ, подлежащих лицензированию, а также к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно: к выполнению устройства бетонных и железобетонных монолитных конструкций, опалубочных работ, арматурных работ, субподрядчика или субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию и допуск СРО.
Поскольку документация об электронном аукционе не содержит положений об обязательном наличии у участника закупки соответствующей лицензии, Комиссия Красноярского УФАС России делает вывод о соответствии документации об электронном аукционе требованиям закона о контрактной системе.
Комиссией установлены следующие обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности доводов жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП".
В аукционной документации отсутствуют требования к энергетической эффективности товаров (работ, услуг) в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд". Перечень категорий товаров, для которых устанавливаются требования энергетической эффективности, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2010 N 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений". Комиссия делает вывод о правомерности отсутствия в аукционной документации указанных требований, поскольку в документации отсутствуют товары, указанные в соответствующем перечне.
Проектом контракта документации об электронном аукционе, установлен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) 18 %.
Комиссия делает вывод об отсутствии нарушений заказчиком требований Закона о контрактной системе при включении указанного положения в проект контракта, поскольку рассматриваемое условие проекта контракта не содержит положений, ограничивающих участие в электронном аукционе в зависимости от применяемой участником закупки системы налогообложения. Документация об электронном аукционе не содержит требования об указании участником закупки, не являющимся плательщиком НДС, суммы НДС, учитываемой в цене контракта.
Аукционной документацией (раздел 1.11) установлено положение о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядки его предоставления. Информация о размере обеспечения исполнения контракта, представлена в том числе в извещении о проведении электронного аукциона.
Аукционной документацией (раздел 1.19) предусмотрен порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Заказчиком не установлен конкретный срок действия контракта. Пункт 10.1 проекта контракта содержит следующее положение: "Контракт вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами и действует до полного исполнения обязательств".
Комиссия делает вывод о том, что указанное положение аукционной документации, а именно - проекта контракта не повлияло на результат торгов, а также на права и законные интересы участников закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в рассматриваемой части аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Действия заказчика противоречат
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
Признать жалобы ООО "Бизнес-Строй", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" необоснованными.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2015 г. N 1309,1321
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2015