Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 3 ноября 2015 г. N 583/04-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии: - заместитель руководителя;
Члены комиссии:
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов
- специалист-эксперт отдела контроля торгов;
рассмотрев жалобу АНО "ЭкспертКонтрактЦентр"
в присутствии:
от Заявителя:
от Заказчика:
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба АНО "ЭкспертКонтрактЦентр" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Раздольненский центр культуры и досуга" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания клуба расположенному по адресу: Приморский край, Надеждинский район, п.Оленевод, ул.Шоссейная 5-г (извещение N 0320300038215000001) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, Заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), так как аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно, отсутствие требования о наличии лицензии, необходимой для выполнения работ, а также в проекте контракта установлен размер штрафных санкций за неисполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств не в соответствии с законодательством.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, при этом указал, что аукционная документация подготовлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Информационной карты аукционной документации, начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 121 786, 00 рублей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, которая составляет 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В силу подпункта "б" пункта 5 Правил, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, которая составляет 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Вместе с тем, в проекте контракта размер штрафных санкций за неисполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, установлен не в соответствии с Правилами, что является нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о неустановлении Заказчиком требования о предоставлении копии лицензии МЧС на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Комиссия Приморского УФАС России признает необоснованным в виду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 стать 64 закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 стать 64 закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Аукционной документацией установлено требование к участникам аукциона о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (п.33 жилищно-гражданское строительство) и, соответственно, установлено требование к составу заявки о предоставлении копии соответствующего свидетельства.
Согласно условиям аукционной документации объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания клуба. Техническим заданием предусмотрено выполнение работ по установке охранно-пожарной сигнализации.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление заказчиком в аукционной документации требований о предоставлении участником аукциона одновременно копии свидетельства саморегулируемой организации, подтверждающего допуск к выполнению работ и копии лицензии МЧС на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является неправомерным, поскольку нарушает часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов Заявителя в части установления размеров штрафных санкций за неисполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств не в соответствии с Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты закупки и приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в проект контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "ЭкспертКонтрактЦентр" на действия Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Раздольненский центр культуры и досуга" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания клуба расположенному по адресу: Приморский край, Надеждинский район, п.Оленевод, ул.Шоссейная 5-г (извещение N 0320300038215000001) обоснованной в части.
2. Признать по результатам рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки, что Заказчик допустил нарушение:
- части 4, части 5 и части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, т.к. установил размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, не в соответствии с Законом о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении аукциона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 3 ноября 2015 г. N 583/04-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2015