Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 октября 2015 г. N рз-1050-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от государственного заказчика - Масловская И.А.
от ООО "ЕВРАЗИЯ-ЮГ" - представитель не прибыл
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ЕВРАЗИЯ-ЮГ" на действия заказчика - УФССП России по Ставропольскому краю по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100015115000171 "Закупка, поставка и установку сплит-систем для нужд Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю".
По мнению заявителя жалобы, действия заказника части отклонения заявки ООО "ЕВРАЗИЯ-ЮГ" не соответствуют требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители государственного заказчика пояснили:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
I. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ - Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
II. Заявка ООО "ЕВРАЗИЯ-ЮГ" (защищенный N 2) была отклонена по следующим причинам:
В первой части заявки участник закупки не предоставил конкретные показатели в соответствии с требованиями документации
по позиции N1 (в заявке указано: Внутренний блок сплит-системы - максимальное значение шума 45 дБ(А). Наружный блок сплит-системы максимальное значение шума 60 дБ (А) - при этом в инструкции по заполнению заявки указано: Показатели, сопровождающиеся словами "тт", "тах", "минимум", "максимум", "минимальное значение", "максимальное значение" являются неконкретными и подлежат уточнению участником закупки в составе первой части заявки, т.е. данные требования должны быть конкретизированы и не содержать в составе первой части заявки слова "тт", "тах", "минимум", "максимум", "минимальное значение", "максимальное значение");
по позиции N3 участник закупки не предоставил конкретные показатели в соответствии с требованиями документации (в заявке указано: Допускается разрушение пленки после наложения оболочки - при этом в инструкции по заполнению заявки указано: Внимание: указываются конкретные (точные) значения параметров (показателей) предлагаемого для использования товара (материала) (т.е. без слов "должен", "требуется", "шире", "обязательно", "необходимо", "требования", "нужно", "рекомендуется", "может", "допускается", (и их производные) и т.п.), (за исключением случаев прямо описанных в настоящей инструкции));
по позиции N3 участник закупки не предоставил конкретные показатели в соответствии с требованиями документации (в заявке указано: Требуется соответствие государственным стандартам, регламентирующим данный вид продукции - при этом в инструкции по заполнению заявки указано: Внимание: указываются конкретные (точные) значения параметров (показателей) предлагаемого для использования товара (материала) (т.е. без слов "должен", "требуется", "шире", "обязательно", "необходимо", "требования", "нужно", "рекомендуется", "может", "допускается", (и их производные) и т.п.), (за исключением случаев прямо описанных в настоящей инструкции))
Протокол рассмотрения заявок составлен в соответствии со ст. 67 ФЗ-N44 и содержит в себе обоснование решения об отказе в допуске, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В позиции 1 Сплит-система нами было установлено требование: "Внутренний блок сплит-системы - максимальное значение шума 45 дБ(А). Наружный блок сплит- системы максимальное значение шума 60 дБ(А)". В соответствии с инструкцией по заполнению заявки указано: "Показатели, сопровождающиеся словами "тт", "тах", "минимум", "максимум", "минимальное значение", "максимальное значение" являются неконкретными и подлежат уточнению участником закупки в составе первой части заявки, т.е. данные требования должны быть конкретизированы и не содержать в составе первой части заявки слова "тт", "тах", "минимум", "максимум", "минимальное значение", "максимальное значение".
Участником закупки было указано: "Внутренний блок сплит-системы - максимальное значение шума 45 дБ(А). Наружный блок сплит-системы максимальное значение шума 60
дБ(А)".
Таким образом, Участником было предоставлено значение, несоответствующие требованиям Заказчика. В связи с чем считаем, отклонение по данной причине обоснованным.
2. В позиции N3 "Присоединитель электрических машин и приборов бытового и аналогичного применения к электрической сети" было включено следующее требование
Заказчика: "Допускается разрушение пленки после наложения оболочки".
Участник закупки указал: "Допускается разрушение пленки после наложения оболочки".
Действительно данное требование установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ 7399-97, который также предусматривает как наличие, так и разрушение пленки.
При этом в инструкции по заполнению заявки указано: Внимание: указываются конкретные (точные) значения параметров (показателей) предлагаемого для использования товара (материала) (т.е. без слов "должен", "требуется", "шире", "обязательно", "необходимо", "требования", "нужно", "рекомендуется", "может", "допускается", (и их производные) и т.п.), (за исключением случаев прямо описанных в настоящей инструкции)).
В соответствии с ст. 66 44 ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Слово "допускается" не является конкретным значением, т.к. невозможно определить будет ли разрушение пленки после наложения оболочки или нет. В связи с чем приходим к выводу, что отклонение по данному пункту также является обоснованным.
3. По позиции N3 Участник закупки также не предоставил конкретные показатели по следующему требованию Заказчика: "Требуется соответствие государственным стандартам,регламентирующим данный вид продукции". Участник указал: "Требуется соответствие государственным стандартам, регламентирующим данный вид продукции"
Согласно инструкции по заполнению заявки указано: "Внимание: указываются конкретные (точные) значения параметров (показателей) предлагаемого для использования товара (материала) (т.е. без слов "должен", "требуется", "шире", "обязательно", "необходимо", "требования", "нужно", "рекомендуется", "может", "допускается", (и их производные) и т.п.), (за исключением случаев прямо описанных в настоящей инструкции))".
Таким образом, предложение участника размещения заказа составлено без учета требований Заказчика. Слово "требуется" не означает предоставление конкретной информации, как и наличии, либо отсутствии требуемого показателя.
Таким образом, сведения, представленные участником закупки ООО "ЕВРАЗИЯ-ЮГ" в своей заявке не соответствуют требованиям Закона N44-ФЗ и требованиям технического задания заказчика.
Из вышеизложенного следует, что имелись более чем достаточные основания для отклонения заявки ООО "ЕВРАЗИЯ-ЮГ".
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
То есть, участник закупки ООО "ЕВРАЗИЯ-ЮГ" заранее был ознакомлен с требованием аукционной документации, и должен был подать заявку в соответствии с требованиями аукционной документации и с соблюдением норм и требований Закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, заявка ООО "ЕВРАЗИЯ-ЮГ" подлежала отклонению. Жалоба заявителя ООО "ЕВРАЗИЯ-ЮГ" необоснованная.
III. Вместе с тем в ходе проведенной внеплановой проверки установлено следующее:
1. Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 65 Закона N44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В нарушении ч. 4 ст. 65 Закона N44-ФЗ заказчиком в ответе к запросу разъяснения не указан предмет самого запроса.
2. В разделе 13 извещения и раздела 1.3 информационной карты установлено следующее:
"_Преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ:
Участниками размещения закупки могут являться только субъекты малого предпринимательства. Участник размещения закупки должен соответствовать требованиям пунктов 1, 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"_".
В данном случае не понятно, что имел ввиду заказчик.
Если же заказчик устанавливает ограничение, то он должен руководствоваться следующим - согласно ч. 3 ст. 30 Закона N44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Если же заказчик устанавливает преимущество, то он должен руководствоваться следующим - согласно п. 5 ч. 5 ст. 63 и ч. 4 ст. 27 Преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
3. Документация электронного аукциона подготовлена и опубликована Заказчиком без учета внесения изменений в Федеральный закон N44-ФЗ от 13.07.2015 г. Так, например, в разделе 1 "Понятия, термины и сокращения" аукционной документации Заказчиком установлено: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, получившие аккредитацию на электронной площадке.
Однако в соответствии с п.4 ст. 3 44-ФЗ:
участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)
В извещении формируемом заказчиком - отсутствует требование, предусмотренное п.10 ч.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а именно:
10) участник закупки не является оффшорной компанией.
(п. 10 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ)
Помимо всего прочего, в извещении, которое формируется заказчиком, в пп. 7 п. 20 установлено следующее незаконное требование:
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Данное требование незаконно и нарушает ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ.
Таким образом, в действиях заказчика - УФССП России по Ставропольскому краю установлены нарушения требований ч. 4 ст. 65; ст. 42, ст. 30, п. 5 ч. 5 ст. 63 и ч. 4 ст. 27; п. 4 ст. 3; ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу жалоба ООО "ЕВРАЗИЯ-ЮГ" на действия заказчика - УФССП России по Ставропольскому краю по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100015115000171 "Закупка, поставка и установку сплит-систем для нужд Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю" - необоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - УФССП России по Ставропольскому краю нарушившими ч. 4 ст. 65; ст. 42, ст. 30, п. 5 ч. 5 ст. 63 и ч. 4 ст. 27; п. 4 ст. 3; ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ, в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 октября 2015 г. N рз-1050-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2015