Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 октября 2015 г. N РЗ-1051-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.
В присутствии представителей:
от заказчика и уполномоченного органа - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей заказчика и уполномоченного органа,
от ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" - представители на рассмотрение жалобы не прибыли,
Рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования" и уполномоченного органа - Управление по экономике, инвестициям и курорту администрации города-курорта Кисловодска, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300002915000117 "Аукцион в электронной форме N 99 - ЭА на выполнение работ по капитальному ремонту Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Центр образования среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций",
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования"и уполномоченного органа - Управление по экономике, инвестициям и курорту администрации города-курорта Кисловодска, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300002915000117 "на выполнение работ по капитальному ремонту Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Центр образования среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона N 0321300002915000117 не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
В письменных объяснениях представитель муниципального заказчика и уполномоченного органа пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки отмечает:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона о закупках: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно п. 1 и. п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
По доводам заявителя жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" установлено:
1. В связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта значительно превышает сумму три миллиона рублей (более чем в 5,5 раз), то пунктами 5.3, 5.4. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 установлены размеры штрафов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения "Подрядчиком" обязательств, предусмотренных Договором, в размере 5 % цены Договора и в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения "Заказчиком" обязательств в размере 2% цены Договора. Ссылка ООО "СТРОИТЕХГРУПП" на нарушение Постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 является необоснованной т.к. данное постановление "определяет случаи и порядок предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) и никаким образом не относится к размеру начисляемых штрафов.
2. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в проект договора включено обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Порядок предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" в соответствии с пунктом 6.1. ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не является обязательным для включения в проект договора. Кроме того п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 указывает, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, допускается т.е. не носит обязательный для Заказчика характер.
3. Статья 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не содержит обязательного включения в документацию информации о банковском сопровождении контракта. Постановление Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" устанавливает, что банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, в следующих случаях:
а) в отношении банковского сопровождения контракта, заключающегося в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта:
контракт, заключаемый в соответствии с частью 16 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривает закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующее обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла) и (или) начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком) превышает 10 млрд. рублей (за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего подпункта);
цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основании актов, изданных в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -акты), превышает 10 млрд. рублей и актом предусматривается привлечение заказчиком банка в целях банковского сопровождения, а также не установлена обязанность заказчика включить в такой контракт условие об обеспечении его исполнения;
б) в отношении банковского сопровождения контракта,предусматривающего оказание банком услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта:
цена контракта, заключаемого в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объекта капитального строительства с единственным поставщиком на основании акта, превышает 10 млрд. рублей и актом не установлена обязанность заказчика включить в такой контракт условие об обеспечении его исполнения (за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего подпункта);
начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком) превышает 15 млрд. рублей и утвержденной государственной программой Российской Федерации предусмотрена обязанность привлечь банк в целях банковского сопровождения.
Ни одному из перечисленных случаев закупка на выполнение работ по капитальному ремонту Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования" с начальной (максимальной) цена контракта 16557003,00 рублей не относится.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ не содержит на обязательное присутствие в документации об аукционе в электронной форме требований к энергетической эффективности товаров (работ, услуг). При составлении сметной документации заказчиком были учтены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд".
5. Пунктом 2 приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству,реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства,которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" установлено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции,капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В
соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ п. 17 выдача разрешения на строительство не требуется в случае: капитального ремонта объектов капитального строительства. Т.к. предметом аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования", то Заказчиком обоснованы не были установлены требования о наличии у участника действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На основании вышеизложенного доводы заявителя жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" необоснованны.
Вместе с тем, в ходе проведенной внеплановой проверки установлено следующее:
1. В п. 49 Приложения N 1 к Техническому заданию аукционной документации муниципальным заказчиком установлено, "Винты с полукруглой головкой- необходимы винты с потайной головкой и заостренным концом". Таким образом, не представляется возможным определить тип винтов (Винты с полукруглой головкой или винты с потайной головкой и заостренным концом ).
Следует учитывать, что содержание вышеуказанной позиции должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, создает препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования" установлены нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о закупках, допущенное при формировании аукционной на право заключения муниципального контракта "на выполнение работ по капитальному ремонту Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Центр образования среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций." (извещение N 0321300002915000117).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования" и уполномоченного органа - Управление по экономике, инвестициям и курорту администрации города-курорта Кисловодска, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300002915000117 "Аукцион в электронной форме N 99 - ЭА на выполнение работ по капитальному ремонту Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Центр образования среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций" - необоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования", нарушившими требования Закона о закупках, а именно: пункта 1 части 1 статьи 33, Закона о закупках, в связи с тем, что заказчику раннее было выдано предписание N 444 по делу РЗ-1052-2015 от 14.10.2015 г., комиссией было принято решение - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 октября 2015 г. N РЗ-1051-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2015