Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 ноября 2015 г. N рз-1191-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Щетинкина И. Ф., Шатобиной И. А.,Кустарникова И. А., Стеклова А. Н.,
от ООО "Пульсар" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Пульсар" на действия заказчика - ФГБОУ ВПО "Ставропольский государственный аграрный университет" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100015615000021 "поставка оборудования для оснащения лекционных аудиторий".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона 44-ФЗ.
Представители заказчика пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
2. Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Пульсар" Комиссией установлено следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, а при описании в документации о закупке объекта закупки должны руководствоваться правилами установленными статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Описание объекта закупки в документации об аукционе N 0321100015615000021 "поставка оборудования для оснащения лекционных аудиторий" составлено заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ и отвечает его потребностям. Описание носит объективный характер, заказчиком указаны необходимые функциональные, технические и качественные характеристики товара.
Необходимо отметить, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. Действия заказчика по установлению в аукционной документации определенных требований к закупаемому товару не противоречат положениям ч. 1 ст. 33 Закона и не влекут за собой ограничение количества участников, поскольку документация об аукционе содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности устанавливать требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников закупки.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Товар, описанный в техническом задании документации и необходимый заказчику к поставке свободно продается на территории Российской Федерации.
Требования аукционной документации не ограничивают число участников закупки еще и в связи с тем, что предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком может выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющую потребностям заказчика.
1) Непосредственным назначением приобретаемой Заказчиком точки доступа является высокоскоростная коммутация (распределение) сигнала. Остальные потребительские свойства являются для Заказчика вторичными (производными) от основной задачи. Заказчик формулирует объективные (измеримые, не зависящие от чьей-либо воли и не подверженные произвольному толкованию) требования к символьной скорости точки доступа: более 1,6 Гбод. Требования к энергопотреблению, габаритным размерам и т.п. Заказчик считает излишними.
Также заказчиком сформулировано требование к пространственной модуляции сигнала: "В системах WiFi 802.11n достоинства многолучевого распространения используются для одновременной передачи нескольких радиосигналов. Каждый из этих сигналов, называемых "пространственными потоками", отправляется с отдельной антенны с помощью отдельного передатчика. Вследствие наличия некоторого расстояния между антеннами каждый сигнал следует к приемнику по немного отличающемуся пути. Этот эффект называется "пространственным разнесением". Приемник также оборудован несколькими антеннами со своими отдельными радиомодулями, которые независимо декодируют поступающие сигналы, и каждый сигнал объединяется с сигналами от других приемных радиомодулей. В результате этого одновременно осуществляется прием нескольких потоков данных. Это обеспечивает значительно более высокую пропускную способность, чем в прежних системах стандарта WiFi 802.11, но и требует наличия клиента с поддержкой 802.11n". (http://wi-life.ru/wifi-academy-rus/80211n-mimo-2)
"Каждый пространственный поток имеет собственную модуляцию, скорость кодирования и т.д.. В современных решениях на базе технологии WiFi IEEE 802.11n может использоваться MIMO до 4x4 (4 передатчика и 4 приемника) и до 4-х пространственных потоков. Комбинирование пространственных потоков от 1 до 4-х ведет к увеличению итоговой полосы пропускания, как описано в следующей таблице". (http://wi-life.ru/wifi-academy-rus/wifi-academy-mimo-spatial-streams)
Термины из таблицы:
MCS - Modulation and Conding Schema (схема модуляции и кодирования),
GI - Guard Interval (защитный интервал, фактически время между отправкой фреймов в радиоканале Wi-Fi).
Таким образом, двумя данными требованиями Заказчик очерчивает круг всех современных точек доступа, отсекая те точки доступа, в которых не реализована поддержка более современных стандартов с повышенной скоростью приемопередачи данных: 802.11n и 802.11ac. При этом в ассортименте практически любого производителя точек доступа есть модели, полностью соответствующее запросу Заказчика.
2) При приобретении компьютеров Заказчик формулирует требования к объему памяти, минимальной частоте процессора, количеству ядер, поскольку предполагает выполнение на них ресурсоемких приложений. Назначение товарной позиции "рабочая станция оператора" узкоспециализированное, потребный от нее функционал исчерпывающе перечислен в описании объекта закупки. Таким образом, участник имеет возможность предложить любое подходящее для выполнения перечисленных задач оборудование, будь то планшеты того или иного производителя, специализированные сенсорные панели для систем автоматизации (Crestron, AMX и др.) и т.д. Таким образом, круг потенциальных участников аукциона расширяется, а не сужается.
Согласно ГОСТ 25868-91 "Оборудование периферийное систем обработки информации. Термины и определения", рабочая станция - это "проблемно ориентированный комплекс периферийных устройств, обеспечивающий связь пользователя с центральной ЭВМ и решение прикладных задач в автономном режиме или в составе вычислительной системы". Согласно данному определению, рабочая станция оператора используется в режиме "клиент-сервер", то есть все ресурсоемкие задачи выполняются на мощном сервере, а на рабочей станции осуществляется только управление. Поэтому требования к памяти, жесткому диску не представляются необходимыми, поскольку предполагается в первую очередь использование памяти и дискового пространства имеющегося у Заказчика сервера, то есть работа в составе вычислительной системы. Отсутствие данных требований не мешает участнику сформировать заявку на участие в аукционе. Предъявление требований к габаритным размерам устройства обусловлено тем, что оператор непосредственно будет с ним взаимодействовать. Отметим, что в тех случаях, когда объем памяти и частота процессора играют важную роль в сценарии использования оборудования, Заказчик формулирует требования к данным показателям.
Таким образом, заявитель жалобы ошибочно полагает, что установленные Заказчиком требования являются нестандартными показателями, и документация об аукционе содержит нарушения действующего законодательства.
Также, следует отметить, что заявителем жалобы доказательств невыполнимости требований Заказчика не предоставлено.
При этом, на участие в данном электронном аукционе поступило 3 заявки от участников закупки, что также свидетельствует об отсутствии требований в аукционной документации, ограничивающих возможность участников закупки на подачу заявки на участие в торгах.
Более того, в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона N 44-ФЗ - Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. Однако, запросов о даче разъяснений положений документации в адрес Заказчика не поступало, что также свидетельствует об исполнимости установленных Заказчиком требований в аукционной документации.
Таким образом, в действиях заказчика - ФГБОУ ВПО "Ставропольский государственный аграрный университет" не установлены нарушения требований Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пульсар" на действия заказчика - ФГБОУ ВПО "Ставропольский государственный аграрный университет" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100015615000021 "поставка оборудования для оснащения лекционных аудиторий" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Г. Лыков
Б. Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 ноября 2015 г. N рз-1191-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2015