Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 ноября 2015 г. N 1193
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Родионов А.Ю., Власов Д.Г.
от ООО "ИРБИС", ООО "СпецПоставкаПлюс", ООО "Феникс-СК" - представители не прибыли на рассмотрение.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "ИРБИС", ООО "СпецПоставкаПлюс", ООО "Феникс-СК" на действия заказчика - ФКУЗ "Санаторий "Эльбрус" МВД России" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100029615000109 "Выполнение работ по капитальному ремонту (благоустройству) территории физкультурно-оздоровительного комплекса и ливневой канализации ФКУЗ "Санаторий "Эльбрус" МВД России"".
По мнению заявителей жалоб, документация электронного аукциона N 0321100029615000109 не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
I. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
II. По доводам заявителя жалобы ООО "СпецПоставкаПлюс" установлено:
1. В приложении к техническому заданию 11, в пункте "Кабель", указано следующее: "Материал указать:", однако выбор для участника не предоставлен. Неизвестны также следующие характеристики и требования к химическому составу компонентов кабеля, в приложении к техническому заданию 10 (основной документ) и 12 (лист 6), приведенные на скриншоте:
Заказчику требуется кабель. В нарушение ч.1 ст. 33 ФЗ N44, Заказчиком не указано, по какой причине, в данной позиции предъявляются требования к припою (припой, равно как и изолента, и т.п. - не входят в комплектацию кабеля и поставляются отдельно, за исключение кабеля компании UTP (эквивалентов не имеет).
Заказчиком, без обоснования, в нарушение ч.1 ст.33 ФЗ N44, предъявлены требования к химическому составу чего-то в кабеле. Чего конкретно - неизвестно.
2. На листе 1, Приложения к техническому заданию 12, в позиции "Бегония природная вечноцветущая" содержится требование: "Соцветие прочное от 3,0 до 3,5х от 4,0 до 5,0". Неизвестно, что значит "х" у значения показателя "3,5х". Единицы измерения также неизвестны. Требуется ли сделать выбор или оставить данное требование без изменений - заказчиком, для участника, никак не указано.
3. На листе 1, Приложения к техническому заданию 12, в позиции "Цинерария приморская" содержится требование: "Но зачастую их срезают, так как они портят эстетический вид." - что именно хочет заказчик, чтобы указал участник? Как участнику определить, придется ли срезать что-либо у цветка или же не придется? Какую шкалу следует применять, для определения нарушения эстетического вида? - неизвестно.
4. В п.10.6 Проекта контракта установлено требование:
"10.6. Срок действия обеспечения исполнения Контракта в форме банковской гарантии - до "_____" __________ 201__ года. Срок действия указанного обеспечения может быть прекращен до наступления указанного срока в случае досрочного исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по Контракту". А также установлено требование к сроку действия банковской гарантии: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Однако, Заказчиком не установлен срок действия контракта.
Указано: "11.1. Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до "____" __________ 201__ года, а по взаиморасчетам между Сторонами - до полного исполнения обязательств".
Таким образом, невозможно определить каким должен быть срок действия банковской гарантии, что делает невзможным предоставление ее в качестве обеспечения исполнения контракта. Заказчик создает ограничения при выборе способа обеспечения контратка, что является нарушением ст. 96 ФЗ-N44.
5. На стр.1 Приложения N10 Заказчиком установлены требования к химическому составу: "Массовая концентрация примесей токсичных элементов (валовое содержание и подвижные формы), в том числе отдельных элементов, мг/кг сухого вещества, не более : Подвижные формы
- свинца 6,5
- цинка 23,3
- меди 3,0
- никеля 4,0
- хрома (III) 6,5".
В позиции Удобрение "Газонное" Заказчиком установлено требование:
"Состав:
не менее 0.01% цинк
не более 3% массовая доля гуминовых соединений
не менее 0.02% Бор
1.5% Магний
не менее 5% Азот
не более 7% Калий
не более 7% Фосфор
не менее 0.06% Марганец
не более 0.02% Медь".
6. В позиции "Газобетонные блоки AEROC или эквивалент" Заказчиком при описании объекта закупки использована несуществющая характеристика: "Сопротивление теплопередаче, м2.оС/Вт". В соответствии с ГОСТ единицей измерения сопротивления теплопередаче является "м2°С/Вт" - кв.метр-градус Цельсия на ватт, а не отношение метра, умноженное на 2, умноженное на о, умноженное на С, на ватт. Заказчиком в нарушение ФЗ-N44 установлены требования указать в первой части заявки недостоверные сведения, что является причиной для отклонения.
7. В приложении N12 в позиции "Бархатцы прямостоячие" Заказчиком установлены следующие требования: "Однолетник Любимое растение многих садоводов! Пышные кустики высотой до 21 см сильно ветвятся и дают многочисленные боковые побеги. Соцветия махровые, красно-коричневые с золотисто-желтым хохолком в центре. В открытый грунт можно высевать в конце мая - начале июня. Цветение начнется в июне. Благодаря устойчивости к непогоде, куст прекрасно держит форму и заслуживает центрального места в саду. Рекомендуется для бордюров, клумб и балконов, станет отличным помощником в заполнении промежутков между соседними растениями. Для продолжительного и обильного цветения растениям необходим своевременный полив, регулярная прополка, рыхление и подкормка".
На основании вышеизложенного, в доводы заявителя жалобы ООО "СпецПоставкаПлюс" частично-обоснованны.
III. По доводам заявителя жалобы ООО "ФЕНИКС-СК" установлено:
1. Позиция "Грунт". В описании показателей грунта указано: "Зональность: не более 20%". Показатель "зональность" является некорректным, так как не содержится в государственных стандартах применяемых в отношении грунтов. ГОСТ11306-83 "Торф и продукты его переработки. Методы определения зольности" содержат показатель "зольность" - это характеристика, выражающаяся отношением массы минеральной части грунта ко всей его массе в абсолютно сухом состоянии. Таким образом, заказчиком использован нестандартный показатель без обоснования его использования, что является нарушением требований Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, данный довод заявителя жалобы ООО "ФЕНИКС-СК" обоснован, остальные доводы необоснованные.
IV. По доводам заявителя жалобы ООО "ИРБИС" установлено:
1. На странице 8 файла "Приложение 10 к тех. заданию" указаны требования к материалу "Арматура класса А1 диаметром не менее шести миллиметров и не более шестнадцати мм." п. 3 Технического задания, установлены требования: "Используемые материалы должны соответствовать ГОСТам и ТУ, обеспечены техническими паспортами, сетификатами и документами, удостоверяющими их качество".
Заказчиком требуется арматура диаметром не менее 6 мм и не более 16 мм. Теоретической массой 1 м. не менее 0, 657 кг и не более 1,540 кг.
Данные характеристики не противоречат ГОСТ 5781-82 и не выходят за диапазоны представленные ГОСТом.
Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, но с соблюдением требований Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции. Установление изложенных требований обусловлено спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе и соответственно спецификой закупаемого товара и его применения.
Указанные заказчиком технические характеристики товара позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе.
Из положений Закона "о закупках" следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Федеральным законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимым для заказчика, требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
На основании вышеизложенного, доводы указанные в жалобе ООО "ИРБИС" необоснованные.
Таким образом, в действиях заказчика - ФКУЗ "Санаторий "Эльбрус" МВД России" установлены нарушения требований п. 1 и п. 2 ст. 33, 96 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "СпецПоставкаПлюс", ООО "Феникс-СК" на действия заказчика - ФКУЗ "Санаторий "Эльбрус" МВД России" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100029615000109 "Выполнение работ по капитальному ремонту (благоустройству) территории физкультурно-оздоровительного комплекса и ливневой канализации ФКУЗ "Санаторий "Эльбрус" МВД России"" - частично-обснованными.
2. Признать жалобу ООО "ИРБИС" на действия заказчика - ФКУЗ "Санаторий "Эльбрус" МВД России" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100029615000109 "Выполнение работ по капитальному ремонту (благоустройству) территории физкультурно-оздоровительного комплекса и ливневой канализации ФКУЗ "Санаторий "Эльбрус" МВД России"" - необоснованной.
2. Признать жалобы ООО "СпецПоставкаПлюс", ООО "Феникс-СК" на действия заказчика - ФКУЗ "Санаторий "Эльбрус" МВД России" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100029615000109 "Выполнение работ по капитальному ремонту (благоустройству) территории физкультурно-оздоровительного комплекса и ливневой канализации ФКУЗ "Санаторий "Эльбрус" МВД России"" - частично-обоснованными
3. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ФКУЗ "Санаторий "Эльбрус" МВД России" нарушившими требования п. 1 и п. 2 ст. 33, 96 Закона N44-ФЗ, в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 ноября 2015 г. N 1193
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2015