Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 октября 2015 г. N 1074
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика - Сафонова Н.Н.,Моногарова Л.В., Анфиногенов Е.В.
от ООО "Феникс-СК" - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Феникс-СК" на действия заказчика - администрация Грачевского муниципального района по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121300000715000011 Выполнение работ по капитальному ремонту 1- го этажа существующего здания под многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг в с. Грачевка.
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители муниципального заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалоб, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0121300000715000011 Выполнение работ по капитальному ремонту 1- го этажа существующего здания под многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг в с. Грачевка.
Требования к товару, используемому при выполнении работ по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
Документация об электронном аукционе опубликована в соответствии с действующим законодательством. Файлы "Документация", "Проекта контракта" и "Техническое задание" размещены в формате "DOC"; файлы "Приложение 2 к Техническому заданию" в формате "XLS"; файл "Приложение 1 к Техническому заданию" в формате "PDF". В связи с ограничением на объем загружаемых файлов, все документы запакованы в архив "RAR", состоящий из двух частей.
Все файлы размещены в допустимом законодательством формате, являются читаемыми, не требуют для ознакомления дополнительных программ, распечатываются без искажений. На официальном сайте установлен алгоритм контроля действий по размещению закупок предусматривающий автоматическую проверку системой соблюдения заказчиками (уполномоченными органами) нормативных положений, в том числе требований Закона N 44-ФЗ, а также технического обеспечения возможности доступа к открытой информации. Действия заказчика при размещении заказа соответственно прошли такую проверку, и по результатам которой ошибок обнаружено не было, что подтверждает правомерность размещения документации в данном формате.
Заявитель в жалобе указывает: "так в разделе "Информация об объекте закупки" извещения, содержащемся на сайте", однако Извещение, формируемое сайтом не содержит такого раздела. Извещение содержит раздел "Общая информация" со строкой "Наименование объекта закупки" а также раздел "Объект закупки" с таблицей и графой "Наименование товара, работ, услуг", таким образом, точно установить где по мнению Заявителя присутствуют существенные противоречия не представляется возможным. В обоих указанных разделах извещения, а также в прикрепленных файлах Документации при описании объекта закупки указано "Выполнение работ по капитальному ремонту 1-го этажа существующего здания под многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг в с. Грачевка". Наличие дополнительной фразы "Право заключение контракта" на выполнение работ в разделе 11 Документации при описании объекта закупки не может ограничивать участников в понимании условий закупки, а также в подаче заявки на участие в аукционе, а тем более являться, как указывает Заявитель, "существенным противоречием".
В соответствии со ст. 22 Закона 44-ФЗ при осуществлении расчета НМЦ на капитальный ремонт объекта капитального строительства применяется проектно-сметный метод. В соответствии с указанной статьей Заказчиком начальная максимальная цена контракта рассчитана проектно-сметным методом в соответствии с локальными сметными расчетами, объектным сметным расчетом, сводным сметным расчетом в базисных ценах 2000 г., сводным сметным расчетом в ценах 2 квартала 2015, о чем прямо указано в п.9 Технического задания.
В соответствии Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденной Минэкономразвития РФ, основанием для определения НМЦК на капитальный ремонт объекта капитального строительства является сметная стоимость строительства объекта в составе проектной документации в текущем уровне цен на дату ее определения. Под сметной стоимостью строительства объекта капитального строительства понимается сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, включающая стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ, стоимость работ по монтажу оборудования, затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря, прочие затраты, определенная в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 (МДС 81-35.2004).
Заказчик в п.10 Технического Задания указал перечень приложений к Техническому Заданию, в том числе приложение N 1 Требования к материалам (товарам), используемым при выполнении работ. В составе документации присутствует файл с названием "Приложение 1 к ТЗ", в шапке которого указано "Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара (материала)". Указанное выше подтверждает наличие в составе документации требований к функциональным и иным характеристикам товаров, используемым при выполнении работ, а также позволяет однозначно установить, в каком файле они содержатся.
Описание Заказчиком объекта закупки носит объективный характер, установлено в соответствии с действующем законодательством в рамках своих потребностей и не влечет за собой ограничение количества участников закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Так как государственные стандарты постоянно меняются, Заказчик и указал фразу, что товар (материал) "должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид товара (Указать ГОСТ)". Предоставляю Вам информацию о государственных стандартах и их количестве из информационной системы сети Интернет, так только в течение следующих 3-х месяцев должны вступить в силу 978 государственных стандартов. Описание характеристик товаров (материалов), указанных в разделе 3 технического задания документации об аукционе, составлено Заказчиком с использованием точного текста, фраз, предложений, показателей и т.д. из государственных стандартов, регламентирующих данный вид товара (материала). Так, например, любая поисковая система сети Интернет при вводе фраз из описания товара (материала) выдает ГОСТ соответствующий данному описанию. Соответственно у участников закупки трудностей при определении государственного стандарта, регламентирующего данный вид товара (материала) не должно возникать. Указание в заявках на участие в аукционе ГОСТов на товары, используемые при выполнении работ, служит подтверждением участниками закупок точного, достоверного описания характеристик объекта закупки, и требование документации об аукционе об указании ГОСТов на товары не противоречит Закону N 44-ФЗ. Так же это необходимо для проверки полноты и достоверности сведений в соответствии со ст.67 44-ФЗ, представленных участником закупки.
По позиции "Проволока": "Номинальный диаметр проволоки нужен 1,1 мм, не менее 3,0 мм". В Инструкции по заполнению заявки Заказчиком установлено: "," ";" "и" предполагают потребность заказчика во всех значениях". Таким образом, не сложно установить потребность Заказчика в двух номинальных диаметрах проволоки.
По позиции "Асфальтобетонная смесь": по данной позиции требования установлены в строгом соответствии с требованиями государственного стандарта, регламентирующего данный вид товара (ГОСТ 9128-2013). В п. 3.1 ГОСТ 9128-2013 установлено, что асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. То есть щебень или гравий и минеральный порошок являются основополагающими составляющими асфальтобетонной смеси. Соответственно и требования к данным материалам определяют качественные характеристики асфальтобетонной смеси, тем более что требования к ним установлены в государственных стандартах.
Минеральные порошки, входящие в состав асфальтобетонной смеси, являются одним из основных компонентов смеси, так как обеспечивают ускорение сцепления (твердение) всех составляющих смеси. Без применения минеральных порошков асфальтобетонная смесь всегда будет полутвердой, не затвердевшей, и использование её будет невозможно.
Характеристики установлены Заказчиком на основании п. 4.1.22 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные_" и п. 5.1.1, таблицы 1 и 5.2.1 ГОСТ Р 52129-2003 "Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей", являются качественными характеристиками смеси и никакого отношения к химическому составу элементов смеси не имеет, т.к. является сложным химическим соединением различных веществ (Аl2О3 + Fe2O3). Химический состав вещества определяется долей химических элементов в % соотношении, что подтверждают, например ГОСТ 380-2005, 1050-2013, 3640-94 для сталей углеродистых и цинка.
На основании п.6.11 ГОСТ Р 52129-2003 производитель оформляет документ о качестве минерального порошка.
Характеристики по маркам щебня или гравия установлены Заказчиком на основании требований государственного стандарта непосредственно регламентирующего асфальтобетонная смесь (п.4.1.20 и таблица 10 ГОСТ 9128-2013).
Таким образом, указанные характеристики установлены Заказчиком в полном соответствии с действующим законодательством.
По позициям "Лента стальная упаковочная" и "Масло индустриальное": выполнение работ по данному объекту закупки в соответствии с Градостроительным кодексом РФ будет выполняться в соответствии с локальными сметными расчетами, определенные Заказчиком в приложение N2 технического задания документации об аукционе.
В соответствии с п.2.2 Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ. В соответствии с п.4.16 МДС для выделения ресурсных показателей могут использоваться ведомости потребности материалов. В ведомости потребных ресурсов, выделенной из локального сметного расчета N N 02-01-02 и 5 "вентиляция, Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг" в п.24 и находится лента стальная упаковочная. Так же в ведомости потребных ресурсов, выделенной из локального сметного расчета N N 02-01-07 и 5 "водопровод, канализация, Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг" в п.47, а также в ведомости потребных ресурсов, выделенной из локального сметного расчета N N 02-01-06 и 5 "узел управления, Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг" в п.25 и находится материал масло индустриальное.
По позиции "Плитка керамическая": для характеристики отклонения от номинальных размеров плитки Заказчиком установлены общепринятые единицы измерения миллиметры. Максимальные значения данной характеристики, в соответствии с требованиями п. 1.3.4. ГОСТ 6141-91 установлены в процентах от предложенных участником номинальных длины и ширины плитки. Так как участник в соответствии с условиями документации может предложить различные размеры плитки, установление максимальных значений предельного отклонения в миллиметрах Заказчику не представляется возможным. Указывая в заявке на участие конкретные показатели по размерам плиток, участник закупки легко вычисляет показатели предельных отклонений в миллиметрах. Кроме того указание значений в миллиметрах обусловлено потребностью Заказчика в дальнейшем контроле за соответствием используемых при выполнении работ товаров.
Характеристики дефектов внешнего вида керамических плиток установлены Заказчиком на основании требований п.1.4.4 и таблицы 5 ГОСТ 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия", непосредственно регламентирующего товар-плитки керамические, и являются одними из основных характеристик, влияющих на качество товара.
По позиции "Камни бортовые": по данной позиции, как и во многих других, Заказчик установил требование, что камни бортовые должны соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид товара (указать ГОСТ). Государственным стандартом, регламентирующим камни бортовые является ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия". В соответствии с требуемыми Заказчиком марками камней, камни должны быть из мелкозернистого бетона, а основной составляющей данного бетона является портландцемент, соответственно от качества портландцемента зависит качество камней бортовых в целом. Данная характеристика указана Заказчиком в соответствии с п.1.3.9 ГОСТ 6665-91. Никаких ограничений для участников закупки данная характеристика не устанавливает, так как требует всего лишь указать вид портландцемента, а не химический состав веществ и т.д.
Таким образом, в действиях заказчика - администрация Грачевского муниципального района не установлены нарушения требований Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Феникс-СК" на действия заказчика - администрация Грачевского муниципального района по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121300000715000011 Выполнение работ по капитальному ремонту 1- го этажа существующего здания под многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг в с. Грачевка - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 октября 2015 г. N 1074
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2015