Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 ноября 2015 г. N 1218
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от государственного заказчика - Докучин С.Ю.
от уполномоченного органа - Максименко В.В.
от ЗАО "Центр муниципальной экономики и права" - представитель не прибыл.
от ООО "ЭКОСТАНДАРТ" - Моисеева Ю.А.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКОСТАНДАРТ", ЗАО "Центр муниципальной экономики и права" на действия государственного заказчика - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, уполномоченного органа Министерство экономического развития по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200000315000605 Оказание в 2015 году услуги по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае.
По мнению заявителя жалобы, проведение конкурса не соответствует нормам Закона N 44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика и уполномоченного органа пояснили:
Документация открытого конкурса соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалоб, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. Согласно Извещению от 15.10.2015 о проведении настоящего открытого конкурса, ст. 52 44-ФЗ 05.11.2015 в 10:00 было проведено вскрытие конвертов с заявками участников. На заседании по вскрытию конвертов принимали участие представители участников: ООО "СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ" - Улезько А.Ю. (директор); ОАО "ЦЕНТР БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ" - Новосельский Ю.П (с доверенностью N7 от 02.11.2015). Процедуру вскрытия конвертов с заявками участников проводила единая комиссия министерства экономического развития Ставропольского края, утвержденная приказом министерства экономического развития Ставропольского края от 14.02.2014 N 74/од (в редакции приказа от 15.08.2014 N 1831/од). На заседании присутствовали члены единой комиссии: заместитель председателя единой комиссии - Сухоносова Т.С., член единой комиссии - Рязанцев Р.С., секретарь единой комиссии - Путилин П.Н.
Всего поступило 10 заявок.
05.11.2015 в 17:34 на Портале закупок www.zakupki.gov.ru был создан проект документа "Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 05.11.2015 NПВК1" и был опубликован 06.11.2015 в 16:58 (согласно ч. 7 ст. 52 44-ФЗ).
Согласно приказу минэкономразвития Ставропольского края от 14.02.2014 N 74/од "О единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ставропольского края", представители Заказчика по согласованию привлекаются в комиссию, поэтому
09.11.2015 на заседании по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе присутствовал представитель Заказчика Петрович И.А. с доверенностью от 06.11.2015 N 6952/12.
Таким образом, при формировании Единой комиссии, осуществляющей рассмотрение и оценку заявок на участие в открытом конкурсе N 0121200000315000605, нарушений допущено не было.
Представителем Заказчика Петрович И.А. были рассмотрены и оценены заявки в том числе и в отношении критерия 3.1 "Концептуальные подходы и методология выполнения работ с точки зрения достижения наибольшего результата, удовлетворяющего потребностям Заказчика".
09.11.2015 в 16:59 был создан проект документа "Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе".
10.11.2015 в 20:02 был опубликован "Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 09.11.2015 NПРО1" для закупки N0121200000315000605 .
Технические возможности Портала закупок www.zakupki.gov.ru позволяют в течение 3 дней изменить протокол.
11.11.2015 в 16:05 закупка N0121200000315000605 возвращена на этап "Работа комиссии".
11.11.2015 в 16:32 были созданы исправления к документу: "Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе". На основании Решения Заказчика (организации, осуществляющей определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для заказчика от 11.11.2015 N вн- 15/1544, были отклонены 8 конкурсных заявок, как не соответствующие требованиям документации (Решение АС Ставропольского края от 08.10.2015 по делу N А63-6369/2015 (Суд признал, что заявка участника открытого конкурса, которая не была прошита и пронумерована отдельно от иных поданных документов, отклонена правомерно. Решение обосновано следующим. Закон N 44-ФЗ прямо не указывает, что заявка и том заявки должны быть прошиты и пронумерованы в составе единого документа. Суд буквально истолковал норму данного Закона и пришел к выводу, что понятия "заявка на участие в конкурсе" и "том заявки" разграничены. В связи с этим такие документы необходимо прошить отдельно друг от друга. Участник не может представить их в виде единого документа.). Две заявки признаны соответствующими требованиям документации.
При публикации протокола произошел технический сбой, в части указания "соответствия" и "не соответствия" участников конкурса, поэтому 11.11.2015 в 20:19 были опубликованы исправления и передан во внешнюю систему документ: "Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 11.11.2015 NПРО2" для закупки N0121200000315000605 с составом комиссии: заместитель председателя единой комиссии - Сухоносова Т.С., член единой комиссии - Рязанцев Р.С., секретарь единой комиссии - Путилин П.Н.
В связи с тем, что результаты менялись с "соответствующие" на "не соответствующие" произошел технический сбой на Портале и результаты не корректно отобразились в протоколе. 12.11.2015 в 10:36 было принято решение создать исправления к документу: "Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе".
12.11.2015 в 10:57 были опубликованы исправления и передан во внешнюю систему документ: "Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 11.11.2015 NПРО2" для закупки N0121200000315000605 (окончательный вариант).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, участник закупки в случае обнаружения фактов нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу России.
В соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 10 статьи 53 Закона N 44-ФЗ результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация: место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок; информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены; информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений данного Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации; решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе; порядок оценки заявок на участие в конкурсе; присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе; принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров; наименования (для юридических лиц), фамилии, имени, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Как установила комиссия:
Протокол рассмотрения и оценки заявок был размещен Заказчиком 10.11.2015 года, согласно которому заявка ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" являлась победителем открытого конкурса. Позже редакция Протокола была признана Заказчиком недействующей и 11.11.2015 года была размещена вторая редакция протокола, которая позже также признана недействующей.
В нарушение п. 12. ст. 53 Закона 44-ФЗ и конкурсной документации Заказчик разместил последнюю редакцию протокола на 3 календарных день с даты установленной Заказчиком (12.11.2015 года).
Таким образом, Заказчиком неоднократно изменялась редакция Протокола рассмотрения и оценки заявок, что нарушает нормы законодательства о закупках.
Как установила комиссия протоколы первой и второй редакции не имеют юридической силы.
2. Заявке ОАО "Центр благоустройства и обращения с отходами" по показателю "наличие специалистов с высшим образованием по следующим квалификациям: Инженеры со стажем работы в области ЖКХ, в сфере обращения с отходами от 5 лет и более" присвоено 50 баллов, но в протокол ошибочно занесено 35 баллов, что не повлияло на общий расчет и на занимаемое место для ОАО "Центр благоустройства и обращения с отходами".
В заявке ЗАО "Центр муниципальной экономики и права" по данной позиции начислено 0 баллов как за менее 5 специалистов. Из 9 специалистов, по которым были представлены копии документов, комиссией были признаны 4 специалиста, соответствующими всем требованиям данного критерия, а это: инженеры со стажем работы в области ЖКХ, в сфере обращения с отходами от 5 лет и более, квалификация и стаж которых были подтверждены соответствующими документами (копиями дипломов, трудовых книжек, выпиской из штатного расписания).
3. На заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательство того, что Уполномоченный орган неверно применила порядок оценки заявок, установленный Конкурсной документацией по нестоимостному критерию оценки "Квалификация".
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Следовательно, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе по нестоимостным критериям оценки "Квалификация".
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Уполномоченным органом необоснованно присвоена низкая оценка в баллах заявке Заявителя на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки заявок участника закупи, установленным Конкурсной документацией, не подлежит рассмотрению Комиссией.
При таких обстоятельствах у Ставропольского УФАС России в рамках Закона о контрактной системе отсутствуют полномочию по проведении проверки на предмет соблюдения требований заказчиками Закона в части системы критериев оценки заявок и окончательных предложений.
Пунктом 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОСТАНДАРТ" на действия государственного заказчика - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, уполномоченного органа Министерство экономического развития по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200000315000605 Оказание в 2015 году услуги по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае - частично обоснованной.
2. Признать жалобу ЗАО "Центр муниципальной экономики и права" - необоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия государственного заказчика - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, уполномоченного органа Министерство экономического развития - нарушившим требования п. 12. ст. 53 Закона N 44-ФЗ.
3. В соответствии с п.3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 и тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты закупки - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 ноября 2015 г. N 1218
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2015