Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 октября 2015 г. N 1097
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б. Ш.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
в присутствии представителей:
от государственного заказчика - Яковлева Ю.Н., Марковой М. М., Приходько Р. А.
от уполномоченного органа - Шабалдас В. А.,
от ООО "Научно-исследовательский институт земля и город" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Научно-исследовательский институт земля и город" на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта СК (и уполномоченного органа - Министерства экономического развития СК по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N0121200000315000572 "Выполнение научно-исследовательской работы по подготовке документации по планировке территории: проект планировки, проект межевания земельного участка с кадастровым номером 26:11:071701:1 ориентировочной площадью 75,85 га, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский рай-он, ориентир развилки Деминского круга для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заявитель считает, что документация открытого конкурса не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители государственного заказчика и уполномоченного органа пояснили следующее:
Извещение о проведении Конкурса и конкурсная документация (далее -документация) разработаны в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя на основании статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила:
1. Государственным заказчиком - Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края была разработана документация об открытом конкурсе исходя из имеющейся потребности в выполнении научно-исследовательской работы по подготовке документации по планировке территории: проект планировки, проект межевания земельного участка с кадастровым номером 26:11:071701:1 ориентировочной площадью 75,85 га, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский рай-он, ориентир развилки Деминского круга для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Указанная документация открытого конкурса была размещена на официальном сайте.
Конкурсной документацией предусмотрено выполнение работ по подготовке документации по планировке территории, состав и содержание которой регулируется статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что подразумевает разработку такой документации на основании документов территориального планирования, разработанных в тоже время на основании документов стратегического планирования (статья 9 п.5 Градостроительного кодекса РФ).
Данный земельный участок передан Ставропольскому краю из федеральной собственности с целью предоставления гражданам льготной категории, имеющим трех и более детей, что подразумевает особенные подходы к планировочным решениям. Документация по планировке территории земельного участка должна утверждаться Правительством Ставропольского края по результатам рассмотрения и согласования планировочных решений в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
С целью определения планировочных решений и изучения ситуации по обеспечению земельными участками в зоне Ставропольской Агломерации принято решение о разработке концепции планировочной организации, подразумевающей научные исследования. Застройка территории, как территории под застройку жилья для многодетных семей, в документах стратегического и территориального планирования проанализирована в малой степени, что потребовало дополнительных исследований по комплексному обоснованию градостроительного использования и развития, как в границах проектируемой территории, так и за ее пределами (пункт 8 раздела 2 задания на проектирование). Требованиями информационной карты были определены коды из номенклатуры специальностей научных работников, необходимых для выполнения таких работ ( п.3.2 Критериев оценки заявок на участие).
На основании схемы территориального планирования Ставропольского края планируемая территория включена в состав Ставропольской агломерации. Основной проблемой развития Ставропольской агломерации является застройка территорий, тяготеющих к краевому центру - городу Ставрополю, что является предметом научного исследования в вопросах освоения территорий как строительства жилья, так и объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Новизна работ в данном случае заключается в выработке комплексного проекта развития территории (научно-исследовательская часть) новых методических подходов, аналитических исследований, сопоставлений, прогнозного моделирования ситуации и синхронизации социально-экономических программ, включая: выявление основных проблемных ситуаций; вариантные предложения по разработке градостроительной гипотезы в разрезе территориального развития, экологии, жилищного строительства, развития социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры.
Отчет о выполнении научно-исследовательских работ (п. 16.Приложения 1 к техническому заданию) сдается в составе выполненных работ. Результаты научно-исследовательских работ, в соответствии с техническим заданием (пункт 7), подлежат экспертизе.
В соответствии с этапами выполнения работ (п.11 приложения к техническому заданию) 1-м этапом определено выполнение научно- исследовательской части проекта по итогам согласования которой должна разрабатываться документация по планировке территории.
Российское законодательство не содержит единого определения НИОКР (или НИР-частный случай НИОКР), например, 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" определяет только научно-исследовательскую деятельность. Российское законодательство не определяет закрытого списка критериев, по которым та или иная работа должна или не должна считаться НИР/НИОКР, более того, не определяет субъекта, наделенного правом отнесения той или иной работы к НИР/НИОКР.
По поводу выполнения научно-исследовательской работы по подготовке документации по планировке территории: проект планировки, проект межевания земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, ориентир развилки Деминского круга для обеспечения государственных нужд Ставропольского края, следует отметить, что речь идет о работе, для которой невозможно предвидеть потенциальные результаты до ее окончания и, поэтому, нет возможности строго говорить в Техническом задании и контракте о результате, в виду уникальности территории.
Предсказуемо, что это должен быть проект планировки (минимально требуемый состав документации определен Градостроительным Кодексом РФ); предсказуемы требуемые или предполагаемые действия по его разработке; предсказуемы форматы сохранения и передачи информации, т.е. внешние описательные признаки результата, тогда как главное - суть проекта, его смысл, идеи, предложения, обоснования, исследования, расчеты и т.п. - при заключении договора не могут быть определены, а могут быть достигнуты только в процессе выполнения работы. Предмет договора на выполнение научно-исследовательских работ - это права на результаты научных исследований, при этом получаемый результат должен быть новым (оригинальным, неочевидным)".
Окончанием работ является как передача прав на результаты научных исследований, так и сами результаты, оформленные соответствующим образом. Получаемый результат таких работ, во-первых, является новой, оригинальной работой, главным результатом которой является план освоения и развития определенной территории, с прогнозным учетом многих факторов, во-вторых, - абсолютно уникальным, применимым к конкретной территории и конкретным условиям.
В соответствии с пунктом 2.10. части II. Общие положения Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. приказом Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150) Градостроительная документация о градостроительном планировании может разрабатываться в две стадии и включать в качестве первой стадии разработку концептуальных положений (концепции) - основных принципов и направлений стратегического градостроительного развития территорий и поселений. В свою очередь концепция, как стратегический документ, является результатом научно-исследовательских работ.
Согласно пункту 2 части V. "Основные требования к заданию на разработку градостроительной документации" задание на разработку градостроительной документации, в случае необходимости, может включать в себя проведение предпроектных научно-исследовательских работ и инженерных изысканий.
В пункте 5.1. части V. "Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений" изложены требования к составу работ по подготовке документации, которые должны быть изложены в задании на проектирование. Одним из положений данного пункта выступают особенности и проблемы развития объектов градостроительного планирования, вызывающие необходимость дополнительных специализированных работ и исследований (особенности природных условий, экологической, социально-экономической, демографической ситуации, развития производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, охраны историко-культурного и природного наследия и т.п.). В свою очередь предмет работ явно указывает на специфику проектирования с учетом демографической структуры целевой категории населения (многодетные семьи).
В техническом задании конкурсной документации в пункт 8 раздела 2 задания на проектирование заказчиком проработано содержание научно-исследовательских работ в соответствии с предъявленными к ним требованиями, содержащихся в действующих законодательных и нормативных актах РФ. Указанная информация дает ясный ответ о необходимости, целесообразности и предназначении научно-исследовательских работ в составе работ по разработке градостроительной документации.
Из содержания раздела 2, пункта 8 задания на проектирование конкурсной документации также видно чёткое различие целей и задач научно-исследовательских работ от задач и содержания работ, традиционно выполняемых только в рамках действия Градостроительного кодекса РФ и методических указаний.
В наименовании закупки содержатся слова "выполнение научно-исследовательских работ", на это указывает предмет государственного контракта и содержание технического задания документации.
Таким образом, конкурсная документация представляет собой единую систему из проекта государственного контракта, технического задания, конкурсной документации, в которых отражены научно-исследовательские работы и их необходимость.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 25 Правил оценки заявок утвержденных постановлением правительства РФ от 28 ноября 2013 г. за N 1085 установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Пунктом 26 Правил оценки заявок утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085установлено, что количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
В информационной карте конкурсной документации заказчиком указано, что оценка заявок участников закупки по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" происходит в следующем порядке: "Оценивается проработанность предложения по методологии, технологии работ, описанию системы контроля качества работ. Предложение должно включать описание порядка выполнения работ с указанием их методологии, технологии и системы контроля качества работ. Предложение должно максимально отражать способность участника выполнить техническое задание.
Оценка критерия "Качество работ" будет производиться согласно приведенной шкале. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю определяются как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам. Наилучшим комиссия будет считать предложение, в котором наиболее содержательно и детально будут проработаны работы, предусмотренные проектом муниципального контракта, что позволит убедиться в возможности квалифицированного исполнения участником конкурса требований технического задания. Участник, предоставивший в составе документации наиболее проработанное предложение по качеству работ, согласно приведенной шкалы, получает максимальное количество баллов - 100.
Следует отметить, что методология разработки градостроительной документации не требует исходной информации, предоставляемой исполнителю заказчиком и иными организациями в рамках исполнения контракта, так как несёт информативный характер, позволяющий комиссии оценить соответствие действующему законодательству предложенных участником конкурса научно-исследовательских и проектно-планировочных методов, практических подходов к разработке градостроительной документации".
Предметом оценки в данном случае является проработанность предложения по методологии, технологии работ, описанию системы контроля качества работ. Предложение должно отражать способность участника выполнить работы в соответствии с техническим заданием. Оценка производится на основании предоставленного в составе заявки "Предложения участника по функциональным свойствам результата работ" (научно-исследовательские, проектно-планировочные и методические обоснования и проработки; технологический подход, этапность разработки, соответствие предложения целям, задачам и составу научно-исследовательской работы, прописанной в Техническом задании, дополнительные предложения, влияющие на качество и полноту проекта; предложения по контролю качества работ) в соответствии со шкалой.
В случае определения соответствия предложений о полноте информации по описанию актуальности темы НИР, анализе экономической эффективности и значимости НИР, о степени внедрения и состоянии разработки проблемы, о конкретизации целей и задач НИР выраженных не в количественном виде оценить качество работ, можно только прочитав предложение о качестве и функциональных характеристиках выполняемых работ, каждого участника конкурса, тем самым проведя сравнительный анализ для выявления лучшего или лучших предложений о качестве работ. При этом в соответствии с требованиями конкурсной документации, 0 баллов выставляется участнику конкурса, не предоставившему в составе заявки предложение участника по качественным и функциональным свойствам результата работ по данным показателям, а оценка степени проработанности и присвоения соответствующих шкале баллов определяется на основании среднеарифметических оценок членов комиссии, что не противоречит статье 26 части 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. за N 1085.
Таким образом, из анализа конкурсной документации следует, что критерии и показатели, установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Следовательно, государственным заказчиком - Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, уполномоченным органом - Министерством экономического развития Ставропольского края не нарушены нормы Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Научно-исследовательский институт земля и город" на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта СК (и уполномоченного органа - Министерства экономического развития СК по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N0121200000315000572 "Выполнение научно-исследовательской работы по подготовке документации по планировке территории: проект планировки, проект межевания земельного участка с кадастровым номером 26:11:071701:1 ориентировочной площадью 75,85 га, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский рай-он, ориентир развилки Деминского круга для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" - не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Б. Ш. Напсо
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 октября 2015 г. N 1097
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015