Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 ноября 2015 г. N 1130
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика - Алексов Ф.К.
от ООО "ТЕХНОэлектрон", ООО НПП "Микроком" - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ТЕХНОэлектрон", ООО НПП "Микроком" на действия заказчика - администрация Предгорного муниципального района по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121300022815000039 Выполнение работ по ремонту помещений администрации.
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители муниципального заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалоб, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0121300022815000039 Выполнение работ по ремонту помещений администрации.
Требования к товару, используемому при выполнении работ по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. В ходе проведения проверки установлено, что государственным заказчиком нарушены требования Закона 44-ФЗ при формировании документации об аукционе, так:
- в позиции "Сталь полосовая" заказчиком установлено требование: "полоса стальная горячекатаная должна быть изготовлена из обыкновенного качества.". Пунктом 7 действующим в настоящее время в Российской Федерации ГОСТ 103-76 Полоса стальная горячекатаная. Сортамент установлено, что полосы изготовляют длиной: от 3 до 10 м - из углеродистой стали обыкновенного качества, низколегированной и фосфористой; от 2 до 6 м - из углеродистой качественной и легированной стали. Изготовление полосы из "обычного качества" данным ГОСТом не предусмотрено.
Таким образом, заказчиком использован нестандартный показатель без обоснования их использования, что является нарушением требований Федерального закона N 44- ФЗ.
- в позиции "Грунтовка" заказчиком установлено требование: "Способность пленки шлифоваться -пленка при шлифовании должна образовывать ровную поверхность и не должна засаливать шкурку."
Учитывая, что Федеральным законом 44-ФЗ не предусмотрена обязанность участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный параметр, описывающий свойства товара, проявляющиеся в процессе его эксплуатации, нарушает данное требование, влечет за собой ограничение количества участников закупки, усложняет участникам закупки процесс подготовки первой части заявки на участие в аукционе.
- в позиции "Шурупы с полукруглой головкой" заказчиком установлено требование: "Диаметр резьбы d (пред. откл. h14), мм: 6. Внутренний диаметр резьбы d2, не более 4,2. Шаг резьбы Р (пред, откл. _0,2 Р) 2,5. Диаметр головки D: 11-15. Высота головки К: 4,0- 5,5. Номер крестообразного шлица: 3. Диаметр крестообразного шлица m: 5,7-7,9. Глубина крестообразного шлица h, не более 3,2. Диаметр шурупа d: 6,0. Длина шурупа l: 55-60.". Данные требования являются нестандартными, неясными и невыполнимыми для участников закупки:
- Диаметр резьбы d (пред. откл. h14), мм: 6. - неясен перемерт "(пред. откл. h14)",
- Внутренний диаметр резьбы d2, не более 4,2. Шаг резьбы Р (пред, откл. _0,2 Р) 2,5. Диаметр головки D: 11-15. Высота головки К: 4,0- 5,5. Номер крестообразного шлица: 3. Диаметр крестообразного шлица m: 5,7-7,9. Глубина крестообразного шлица h, не более 3,2. Диаметр шурупа d: 6,0. Длина шурупа l: 55-60. - не указаны единицы измерений приведенных параметров, единиц измерения "d2", "D", "K", "m", "h", "d", "1" системой СИ, используемой в Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно действующего в настоящее время в Российской Федерации ГОСТ 1144-80. "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", измерение всех вышеуказанных параметров производится в миллиметрах.
Таким образом, заказчиком использован нестандартный показатель без обоснования их использования, что является нарушением требований Федерального закона N 44- ФЗ.
- в позиции "Шурупы с полукруглой головкой" заказчиком установлено требование: "Диаметр резьбы d (пред. откл. h14), мм: 6. Внутренний диаметр резьбы d2, не более 4,2. Шаг резьбы Р (пред, откл. _0,2 Р) 2,5. Диаметр головки D: 11-15. Высота головки К: 4,0-5,5. Номер крестообразного шлица: 3. Диаметр крестообразного шлица m: 5,6-8,1. Глубина крестообразного шлица h, не более 3,2. Диаметр шурупа d: 6,0. Длина шурупа l: 75-90.". Данные требования являются нестандартными, неясными и невыполнимыми для участников закупки:
- Диаметр резьбы d (пред. откл. h14), мм: 6. - неясен перемерт "(пред. откл. h14)",
- Внутренний диаметр резьбы d2, не более 4,2. Шаг резьбы Р (пред, откл. _0,2 Р) 2,5. Диаметр головки D: 11-15. Высота головки К: 4,0-5,5. Номер крестообразного шлица: 3. Диаметр крестообразного шлица m: 5,6-8,1. Глубина крестообразного шлица h, не более 3,2. Диаметр шурупа d: 6,0. Длина шурупа l: 75-90. - не указаны единицы измерений приведенных параметров, единиц измерения "d2", "D", "K", "m", "h", "d", "1" системой СИ, используемой в Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно действующего в настоящее время в Российской Федерации ГОСТ 1144-80. "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", измерение всех вышеуказанных параметров производится в миллиметрах.
Таким образом, заказчиком использован нестандартный показатель без обоснования их использования, что является нарушением требований Федерального закона N 44- ФЗ.
- в позиции "Шурупы с полукруглой головкой" заказчиком установлено требование: "Диаметр резьбы d (пред. откл. h14), мм: 7-8. Внутренний диаметр резьбы d2, 5,0-5,8. Шаг резьбы Р (пред, откл. _0,2 Р) 3,0-3,5. Диаметр головки D: 13-16. Высота головки К: 4,4-5,6. Номер крестообразного шлица: 3. Диаметр крестообразного шлица m: 7,2-8,2. Глубина крестообразного шлица h, не более 4,6. Диаметр шурупа d: 7-8. Длина шурупа l: 55-60.". Данные требования являются нестандартными, неясными и невыполнимыми для участников закупки:
- Диаметр резьбы d (пред. откл. h14), мм: 7-8. - неясен перемерт "(пред. откл. h14)",
Внутренний диаметр резьбы d2, 5,0-5,8. Шаг резьбы Р (пред, откл. _0,2 Р) 3,0-3,5. Диаметр головки D: 13-16. Высота головки К: 4,4-5,6. Номер крестообразного шлица: 3. Диаметр крестообразного шлица m: 7,2-8,2. Глубина крестообразного шлица h, не более 4,6. Диаметр шурупа d: 7-8.
- Длина шурупа l: 55-60. - не указаны единицы измерений приведенных параметров, единиц измерения "d2", "D", "K", "m", "h", "d", "1" системой СИ, используемой в Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно действующего в настоящее время в Российской Федерации ГОСТ 1144-80. "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", измерение всех вышеуказанных параметров производится в миллиметрах.
Таким образом, заказчиком использован нестандартный показатель без обоснования их использования, что является нарушением требований Федерального закона N 44- ФЗ.
- в позиции "Гранит керамический многоцветный неполированный" заказчиком установлено требование: "Химическая стойкость стоек к растворам N 1,2,3". Данная формулировка вводит в заблуждение участников закупки, так как неясно какие стойки должны быть совместимы с растворами N 1,2,3.
Согласно п. 5.2.2 действующего в настоящее время в Российской Федерации ГОСТ 6787-2001 Межгосударственный стандарт "Плитки керамические для полов Технические условия" глазурь должна быть химически стойкой к действию раствора N 3 по ГОСТ 27180. Иных требований к химической стойкости гранита керамического данным регламентом не предусмотрено.
- В п.12.1 Проекта контракта Заказчиком неверно определен срок действия контракта:
"12.1. Настоящий Контракт вступает в силу со дня его заключения и действует по "31" декабря 2014 года, а в части обязательств, возникших в период действия настоящего Контракта, - до полного их исполнения Сторонами".
Однако, дата начала действия контракта не может наступить позднее даты окончания действия контракта.
- В статье 7 Проекта контракта Заказчиком неверно определен размер штрафа за ненадлежащее исполнение контракта. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063:
"За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
НМЦК составляет 3 486 799,00 рублей.
Заказчиком указано:
"7.2.2. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом. Размер такого штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, составляющей 2,5 процента цены настоящего Контракта, что составляет ________ руб.
7.3.2. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом. Размер такого штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, составляющей 10 процентов цены настоящего Контракта, что составляет __________ руб".
Заказчиком не указано, каким образом будет произведен расчет пени за каждый день просрочки.
Заказчиком нарушены положения Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, что является грубым нарушением ФЗ-N44.
- В соответствии с ст.65 44 ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Тест разъяснения, представленного Заказчиком от 28.10.2015 11:12 не содержит указания предмета запроса:
"Поскольку Закон N 44-ФЗ не содержит в себе нормы, закрепляющей за государственными или муниципальными заказчиками обязанности по указанию в документации о торгах конкретных ГОСТов, по существу заданного вопроса поясняем следующее. В случае, если реквизиты ГОСТа в аукционной документации не указаны либо присутствуют указания на ГОСТы или СНиПы, которые на момент проведения аукциона изменились, при составлении заявки участник должен применять действующие ГОСТы на конкретные виды товаров. Данное положение отражено в разделе 3 документации об аукционе, а так же подтверждается сложившейся практикой рассмотрения споров в ФАС".
Отсутствие указания предмета запроса вводит в заблуждения Участников закупки, кроме Участника, которым был подан запрос, а, следовательно, создает преимущественные условия отдельным Участникам электронного аукциона, что является недопустимым в рамках электронного аукциона ограничением конкуренции.
- В позиции "Сталь полосовая" (стр.3) Заказчиком указано: "Точность прокатки должна быть одной из следующих: - по толщине БЕ1;БТ2; ВТ1; ВТ2". Согласно ГОСТ 103-2006:
"2.1 Прокат подразделяют:
по толщине:
повышенной - БТ1, БТ2, БТ3;
обычной - ВТ1, ВТ2, ВТ3".
Таким образом, Заказчиком установлена несуществующая точность прокатки "БЕ1".
Остальные доводы жалоб не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях заказчика - администрация Предгорного муниципального района установлены нарушения требований Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу жалоба ООО "ТЕХНОэлектрон" на действия заказчика - администрация Предгорного муниципального района по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121300022815000039 Выполнение работ по ремонту помещений администрации - обоснованной.
2. Признать жалобу ООО НПП "Микроком" - частично обоснованной.
3. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия заказчика администрация Предгорного муниципального района, нарушившими требования Закона о закупках, а именно: части 1 и части 2 статьи 33 Закона о закупках.
3. Выдать заказчику администрации Предгорного муниципального района - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 ноября 2015 г. N 1130
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2015