Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 ноября 2015 г. N 294
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Гуринович Е.В |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
- Самар Л.В |
- начальник отдела контроля закупок; |
|
- Свечникова Е.А |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок. |
в присутствии представителей:
от заказчика (Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю):
-- Антонов Александр Александрович (представитель по доверенности);
- Лобынцев Роман Сергеевич (представитель по доверенности);
- Селютина Ирина Александровна (представитель по доверенности);
от заявителя (ООО "ЛИЛИТ"):
- не явились;
от заявителя (ООО "Сибстрой Центр"):
- не явились;
рассмотрев жалобы ООО "ЛИЛИТ" и ООО "Сибстрой Центр" и материалы дел N 7-1/463, 7-1/462;
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Сибстрой Центр" на действия Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона. По мнению данного заявителя в проекте контракта не предусмотрена возможность включения фиксированной (прописания конкретной) суммы штрафа, что нарушает требования ч.5 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе). Вторым доводом данной жалобы указывается на незаконное установление требований к участникам закупки о наличии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ЛИЛИТ" на действия Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона. По мнению данного заявителя, в аукционной документации незаконно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки. В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее.
Извещение N 0122100003615000046 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте 20.11.2015. Оператор электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер".
Объект закупки - поставка, включающая монтаж и ввод в эксплуатацию, интеллектуальной системы отвечающей за поддержание микроклимата для комфортного нахождения людей в здании.
Начальная (максимальная) цена контракта: 14 484 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с протоколом от 13.11.2015, поступили заявки от двух участников закупки, которые допущены к участию в электронном аукционе.
Исходя из протокола от 16.11.2015, наименьшее предложение о цене контракта сделал участник с порядковым номером два, которое составило 14 339 160,00 рублей.
На основании протокола от 17.11.2015, вторая часть заявки участника с порядковым номером два признана несоответствующей требованиям аукционной документации, поскольку участником не представлена лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Электронный аукцион на основании ч.13 ст.69 Закона о контрактной системе признан несостоявшимся.
Исходя из отзыва заказчика (письмо от 17.11.2015 N 04-02-18/19641), жалобу данная сторона полагает необоснованной. На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители заказчика поддержали позицию, изложенную в своем отзыве.
В результате изучения материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в пунктах 12.3.3.4, 20.1, 21 аукционной документации установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны устанавливается Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны". (далее - Постановление N 333).
В соответствии с положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным Постановлением N 333, а именно, п. 2 органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:
по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).
Хабаровским УФАС России сделан запрос (письмо от 12.11.2015 N 7/9585) в УФСБ по Хабаровскому краю о правомерности установления требований о наличии у участников закупки действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну при проведении Управлением Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю электронного аукциона N 0122100003615000046.
На указанный запрос УФСБ по Хабаровскому краю дало ответ (письмо от 18.11.2015 N 80/э/1-6637), согласно которому техническое задание, подготовленное УФНС России по Хабаровскому краю, не предполагает осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не содержит указаний о степени их секретности, а также требований по защите секретных сведений. В связи с изложенным, УФСБ по Хабаровскому краю считает необоснованным требование УФНС России по Хабаровскому краю о наличии у исполнителя работ по вводу в действие в эксплуатацию систем микроклимата лицензии на право осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях УФНС России по Хабаровскому краю при установлении в аукционной документации требования о наличии у участников закупки действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну нарушения ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "ЛИЛИТ" и один довод жалобы ООО "Сибстрой Центр" нашли законодательное подтверждение.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Письма ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей", надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
При ознакомлении с проектом контракта, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что его положения соответствуют Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом". Также в проекте контракта установлено условие о том, что размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены контракта на момент заключения контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. Учитывая изложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что один довод жалобы ООО "Сибстрой Центр" не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛИЛИТ" на действия Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Сибстрой Центр" на действия Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - частично обоснованной.
3. Признать заказчика Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю нарушившим ч.3 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю предписание об устранении допущенного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Е.В. Гуринович
|
Члены Комиссии: |
Л.В. Самар
|
|
Е. А. Свечникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 ноября 2015 г. N 294
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2015