Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 ноября 2015 г. N 4221/2
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказами Белгородского УФАС России от 17.11.2015 N 363, от 20.11.2015 N367 (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - администрации Губернатора Белгородской области, уполномоченного органа - Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, в отсутствие представителей заявителя - ООО "ТехноГрупп" (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено), рассмотрев материалы дела N 438-15-Т по жалобе ООО "ТехноГрупп" на положения конкурсной документации открытого конкурса на выполнение работ по созданию, в целях предоставления услуг в электронной форме, единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа (закупка N 0126200000415003462) (далее - Открытый конкурс), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ТехноГрупп"" на положения документации Открытого конкура.
Из жалобы следует, что положения документации Открытого конкурса не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) в конкурсной документации в отношении критерия "Качество работ" заказчик не определяет должным образом значения критерия оценки заявок для каждого показателя шкалы оценки заявок, что в итоге не позволяет участнику закупки однозначно определить соответствие своего предложения требованиям конкурсной документации и создает условия для необъективной оценки предложений участников закупки (в отношении критерия "Качество работ");
2) требования, содержащихся в пункте 21 Технического задания и в проекте контракта, являются противоречивыми в части установления сроков исполнения контракта и определения объемов выполняемых работ.
Заказчик - администрация Губернатора Белгородской области не согласен с доводами жалобы ООО "ТехноГрупп", представил возражение на жалобу ООО "ТехноГрупп", считает ее необоснованной.
Уполномоченный орган - Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области считает жалобу ООО "ТехноГрупп" необоснованной, представил возражение на жалобу ООО "ТехноГрупп", просит считать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика уполномоченного органа поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях, считают жалобу ООО "ТехноГрупп" необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ТехноГрупп", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
1) На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27.10.2015 размещены извещение и конкурсная документация.
Объект закупки - выполнение работ по созданию, в целях предоставления услуг в электронной форме, единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14033400,00 рублей.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе 0126200000415003462-1к от 17.11.2015 на участие в Открытом конкурсе подана одна заявка от ПАО междугородней и международной электрической связи "Ростелеком" с предложением цены государственного контракта - 14032400,00 рублей, в связи с чем, по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 51 Закона о контрактной системе, Открытый конкурс признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ТехноГрупп" контракт по результатам проведения Открытого конкурса не заключен.
2) Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Из пункта 11 Правил следует, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно пункту 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В пункте 48 раздела 2 "Информационная карта конкурсной документации" Открытого конкурса установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величина значимости и коэффициент значимости каждого критерия:
- стоимостной критерий оценки: "Цена контракта" (величина значимости критерия - 30%);
- нестоимостные критерии оценки: "Качество работ" (величина значимости критерия 40%) и "Квалификация участников закупки" (величина значимости критерия 30%).
Для оценки заявок (предложений) по критерию "Качество работ" заказчиком установлен показатель - методология выполнения работ. При этом участником закупки заполняется форма по методологии выполнения работ.
Методология выполнения работ должна содержать подробное описание выполнения организационно-технических работ, предусмотренных Техническим заданием, а также включать предложения по расширению функциональных возможностей и качественного состава результатов проводимых работ, в том числе:
1. Детализированное описание используемых при выполнении работ по достижению требований для получения телематических данных от бортового оборудования, предусмотренных подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 раздела 5 "Требование к функциям (задачам), выполняемым системой АИС "Управление транспортом"" Технического задания:
Функциональные возможности для получения АИС "Управление транспортом" данных от бортового оборудования:
- прием и обработка навигационных данных от РНИС;
- прием и обработка навигационных данных от абонентских терминалов о местоположении контролируемых транспортных средств, а также информации от установленных на ТС оборудования по host-to-host протоколу из систем учета данных от абонентских терминалов, используемых предприятием-перевозчиком;
- прием и обработка навигационных данных от систем сбора данных предприятий-перевозчиков о местоположении контролируемых транспортных средств;
- сортировка, группировка, временное хранение полученных данных о местоположении и информации от установленных на ТС датчиков;
- настройка параметров соединений с внешними информационными системами.
2. Предложения по конкретизации и дополнению функций системы, в части предложений о работе общественного транспорта, предусмотренных пунктом 7.1.2.10 раздела 7 "Требования к функциям, реализуемым для предоставления населению информации о работе наземного транспорта" Технического задания:
- Пользователю должна быть доступна функциональная возможность отправить сформированный запрос на открытие нового маршрута.
- После отправки предложения, оно должно отобразиться в специальном разделе системы администрирования веб-сайта, а также должно быть создано е-мейл уведомление редакторам веб-сайта, имеющим доступ к работе с пользовательскими предложениям.
- Пользователь должен иметь функциональную возможность отметить нежелание публикации своих личных данных в случае размещения обращения на веб-сайте.
- Пользователю должна быть предоставлена функциональная возможность прикрепить файлы, общим объемом до 4 Мб и количеством до трёх штук.
- Редакторы веб-сайта должны иметь функциональную возможность подкорректировать обращение и опубликовать его на сайте, при необходимости добавив ответ.
- Посетителям сайта должен быть доступен перечень опубликованных заявок и предложений. Авторизованным на веб-сайте пользователям должна быть доступна функция оценить положительно либо отрицательно каждое из предложений. Выполнение оценки одноразово.
Отправить сообщение с заявкой или предложением могут только авторизованные пользователи веб-сайта. Просмотр формы отправки сообщения и страницы с перечнем опубликованных сообщений доступен всем посетителям сайта, независимо от статуса авторизации.
3. Предложения по конкретизации и дополнению функций системы, в части предложений о работе общественного транспорта, предусмотренных пунктом 7.1.2.12 раздела 7 "Требования к функциям, реализуемым для предоставления населению информации о работе наземного транспорта" Технического задания:
Интерактивный раздел должен представлять собой активную карту и набор навигационных элементов, предоставляющих следующие возможности:
-Осуществление поиска в режиме реального времени информации по остановочным пунктам и транспортным средствам;
- Отображения списка всех остановочных пунктов с отображением на карте местоположения остановочных пунктов;
- Отображение списка транспортных средств, проходящих через указанный пользователем остановочный пункт с отображением расчетного времени прибытия транспортных средств на остановочный пункт;
- Отображение списка действующих маршрутов с возможностью отображения линий одного или нескольких маршрутов на карте;
- Отображение на карте текущего положения транспортных средств и их передвижение в режиме реального времени;
- Отображение истории просмотренных маршрутов и остановочных пунктов;
- Отображение пунктов продажи билетов НГППТ на карте;
- Отображение информации о текущей загруженности дорожного сообщения (отображение "пробок");
4. Предложения по конкретизации и дополнению функций системы, в части требований к работе системы, предусмотренных разделом 7 "Требования к системе" Технического задания:
В рамках разработки АИС "Управление транспортом" должна быть разработана единая автоматизированная система информирования пассажиров наземного транспорта, предоставляющая следующие функциональные возможности:
- информирование пассажиров о схеме маршрутной сети, о расписаниях движения общественного транспорта на маршрутах регулярного сообщения, об изменениях в работе транспорта в сети Интернет и на мобильных устройствах;
- информирование пассажиров о фактическом движении транспортных средств на маршрутах и о времени прибытия на остановочные пункты;
- оперативное информирование пассажиров о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также о рекомендуемых действиях при их возникновении; Включая задачи получения, обработки и использования оперативных данных о возникновении нештатных и/или чрезвычайных ситуаций при работе транспортные средств на маршрутах и данных о дорожной ситуации (в том числе с учетом мест заторов транспорта) из внешних информационных систем в автоматическом режиме.
Показатель "Качество работ" оценивается членами конкурсной комиссии путем выставления в отношении каждой заявки баллов от 0 до 100, с учетом объема, содержания, значимости, степени детализации и содержательной проработки представленной участниками закупки методологии выполнения работ.
Участникам выставляются оценки по каждому из 4 (четырех) разделов методологии в соответствии со следующей шкалой:
0 баллов "Неудовлетворительно" (отсутствие методологии выполнения работ по указанным разделам технического задания либо, если в методологии выполнения работ не раскрыты требования данного критерия (методология выполнения работ содержит информацию, полностью соответствующую требованиям Технического задания, без детализации),
25 баллов "Удовлетворительно",
50 баллов "Хорошо",
75 баллов "Очень хорошо",
100 баллов "Отлично" (максимальное количество баллов, в которой содержится лучшее предложение по методологии выполнения работ с точки зрения возможности достижения наилучшего результата, с учетом объема, содержания, значимости, степени детализации и содержательной проработки).
Количество баллов, присуждаемое участнику по методологии в целом, определяется как сумма баллов по каждому из четырех разделов методологии всех членов комиссии, деленная на количество разделов методологии (4), при этом, 100 баллов будет присвоено заявке с наибольшим количеством баллов по методологии.
Максимальное количество баллов присваивается заявке, в которой содержится лучшее предложение по методологии выполнения работ с точки зрения возможности достижения наилучшего результата, с учетом объема, содержания, значимости, степени детализации и содержательной проработки.
При этом в конкурсной документации не установлен порядок определения комиссией соответствующего количества баллов, которое присуждается участнику закупки, подавшему предложение по методологии выполнения работ, с точки зрения возможности достижения наилучшего результата в зависимости от объема, содержания, значимости, степень детализации и содержательности проработки, а также в конкурсной документации не раскрывается зависимость степени детализации таких понятий, как объем, содержание, значимость, степень детализации и содержательной проработки по отношению к определенному количеству баллов.
Следовательно, изложенный в пункте 48 раздела 2 "Информационная карта конкурса" Открытого конкурса порядок оценки заявок по критерию "Качество работ" не предусматривает объективной зависимости между показателями Методологии выполнения работ по четырем пунктам, раскрывающим содержание критерия, и особенностями оценки возможности достижения наилучшего результата, с учетом объема, содержания, значимости, степени детализации и содержательной проработки.
Таким образом, нарушены требования пунктов 11, 29 Правил и, соответственно, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия считает, что указанное нарушение не может повлиять на результаты определения поставщика по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 11 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе на предмет ее соответствия требованиям конкурсной документации фиксируются в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения такой заявки;
2) наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес участника конкурса, подавшего единственную заявку на участие в конкурсе;
3) решение каждого члена комиссии о соответствии такой заявки требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;
4) решение о возможности заключения контракта с участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе.
Таким образом, конкурсной комиссией не осуществляется оценка заявки единственного участника закупки, которая не была отклонена, на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В связи с тем, что выявленное нарушение не может повлиять на результаты определения исполнителя, Комиссия приняла решение предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация, в том числе, содержит информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Из части 1 статьи 34 следует, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из извещения о проведении Открытого конкурса следует, что сроки завершения работы: в течение 30 дней с даты заключения государственного контракта.
Из пункта 13 раздела 2 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации следует, что срок завершения работ: с момента заключения государственного контракта в течение тридцати дней.
Согласно пункту 3.1 проекта контракта исполнитель обязуется выполнить работы в течение 30 календарных дней с даты заключения настоящего контракта.
Из пункта 4.1.1 проекта контракта следует, что исполнитель обязуется выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта и передать государственному заказчику их результаты в срок, предусмотренный в п.3.1 настоящего контракта.
Таким образом, информация, содержащаяся в извещении о проведении Открытого конкурса, в конкурсной документации, в проекте контракта согласуется с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Во исполнение указанной нормы Закона о контрактной системе и с целью определения срока действия банковской гарантии заказчик пункт 11.1 проекта контракта изложил в следующей редакции: "Настоящий контракт действует до 31 декабря 2015 года".
Таким образом, довод заявителя о том, что в проекте контракта возникают противоречия в установлении сроков исполнения контракта, является необоснованным, в связи с тем, что сроки исполнения обязательств по пункту 3.1 проекта контракта относится к обязанности исполнителя, а в пункте 11.1 проекта контракта указаны сроки исполнения основного обязательства сторонами по контракту.
Согласно пункту 4.4.6 контракта заказчик имеет право в течение 1 года с даты подписания актов сдачи - приемки выполненных работ и приема - передачи простой неисключительной лицензии обращаться к исполнителю за консультационными и техническим сопровождением лицензий на ПО.
Заявитель полагает, что удовлетворение такого права не в полной мере соответствует тем обстоятельствам, которые накладывает пункт 21 Технического задания, согласно которому исполнитель принимает на себя выполнение следующих обязательств:
- размещение на своих серверных мощностях АИС "Управление транспортом" в полном объёме сроком не менее двенадцати месяцев с даты приемки АИС "Управление транспортом" заказчиком;
- поддержание работоспособности АИС "Управление транспортом" сроком не менее двенадцати месяцев с даты приемки АИС "Управление транспортом" Заказчиком;
- несение в период размещения на своих серверных мощностях АИС и поддержания её работоспособности всех связанных с эксплуатацией АИС расходов, а именно:
а) расходы по обеспечению каналов связи к серверному оборудованию;
б) расходы, связанные с размещением серверного оборудования;
в) расходы по устранению неисправностей в работе серверного оборудования и программного обеспечения в период размещения системы.
Вместе с тем, Комиссия установила, что в пункте 6.4 проекта контракта содержится требование, согласно которому срок предоставления качества на результаты работ составляет 12 месяцев с момента подписания государственным заказчиком и исполнителем акта сдачи-приемки выполненных работ без замечаний. В течение указанного срока исполнитель гарантирует:
- комплектность, правильность, необходимую полноту и качество всех передаваемых в рамках настоящего контракта материалов;
- корректное функционирование результатов работ в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение 1 к настоящему контракту)
Вместе с тем, заявителем не предоставлено доказательств, согласно которым право заказчика в течение 1 года с даты подписания актов сдачи - приемки выполненных работ и приема - передачи простой неисключительной лицензии обращаться к исполнителю за консультационными и техническим сопровождением лицензий на ПО, не предусмотрено пунктом 6.4 проекта контракта.
Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя, из которого следует, что проект контракта содержит противоречия в части установления объемов выполняемых работ является необоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТехноГрупп" обоснованной в части отсутствия в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в Открытом конкурсе.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Губернатора Белгородской области, уполномоченного органа - Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выдавать, в связи с тем, что указанные нарушения не могут повлиять на результаты определения исполнителя.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 ноября 2015 г. N 4221/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2015