Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 6 ноября 2015 г. N 4081/2
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 27.10.2015 N 344 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Технологические системы" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, уполномоченного органа - Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, в отсутствие представителя заявителя - ООО "Технологические системы" (о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежаще), рассмотрев материалы дела N 424-15-Т по жалобе ООО "Технологические системы" на положения документации об электронном аукционе на поставку изделия медицинской техники - Томограф магнитно-резонансный с принадлежностями (закупка N 0126200000415003235) (далее - Аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктами 1 и 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Технологические системы" (далее - заявитель) на положения документации об Аукционе.
Заявитель обжалует положения документации, считает, что проект государственного контракта и договор (Приложение N 3 к государственному контракту) нарушают п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 509 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), т.к. заказчик не является получателем и плательщиком товара.
В нарушение ст. 42 Закона о контрактной системе в информационной карте "Раздел 2" документации об Аукционе отсутствуют сведения о наименовании, ответственном должностном лице заказчика, специализированной организации.
Кроме того, по мнению заявителя, в нарушение Закона о контрактной системе в п. 3.1.1 проекта государственного контракта установлены требования к срокам поставки товара, исключающие возможность участия в аукционе компаний, реализующих конкурентную продукцию и ограничивающие количество участников закупки.
Заказчик - Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области с доводами жалобы не согласен, представил возражение на жалобу, в котором указал, что заявитель не представил никаких доказательств нарушения его прав и законных интересов. Считает, что Закон о контрактной системе, который основывается на положениях ГК РФ, не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. По смыслу Закона о контрактной системе заказчик должен определять требования в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и с учетом потребности заказчика.
Уполномоченный орган поддержал доводы заказчика, считает жалобу необоснованной, представил возражение на жалобу, из которого следует, что документация об аукционе разработана уполномоченным органом, утверждена заказчиком в соответствии с требованиями статей 33, 64 Закона о контрактной системе, извещение о проведении Аукциона, документация об аукционе размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, которые содержат все необходимые сведения о закупке. Согласно документации об Аукционе по итогам проведения закупки заказчиком заключается государственный контракт, после подписания которого на основании извещения о прикреплении покупателя к поставщику, между поставщиком и покупателем заключается договор поставки товара. Что не противоречит положениям статей 509, 535-534 ГК РФ.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Технологические системы", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктами 1 и 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru 29.09.2015 размещены извещение и документация об Аукционе.
Объектом закупки является поставка изделия медицинской техники - Томограф магнитно-резонансный с принадлежностями.
Начальная (максимальная) цена контракта 80 000 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Технологические системы" контракт по результатам Аукциона не заключен.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона.
В Приложении N 2 документации об Аукционе содержится проект государственного контракта, который заключается с Поставщиком - победителем Аукциона.
Согласно п. 1 проекта контракта Поставщик обязан поставить товар - изделие медицинской техники - Томограф магнитно-резонансный с принадлежностями в соответствии с извещением о прикреплении (Приложение N1 к проекту контракту), спецификацией поставляемого товара, являющихся неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с п. 3.1.2 проекта контракта Поставщик обязан заключить договор на поставку с Покупателем, указанным в извещении о прикреплении, в течение 3-х рабочих дней после подписания контракта и получения от заказчика соответствующего извещения о прикреплении.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе Исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
"План-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2015 год", размещенный на официальном в сайте Интернет www.zakupki.gov.ru., содержит информацию о закупке товара - изделия медицинской техники - Томограф магнитно-резонансный с принадлежностями, ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта составляет 80 000 тыс. рублей, заказчиком закупки является Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области.
Лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) на закупку изделия медицинской техники - Томограф магнитно-резонансный с принадлежностями в размере 80 млн. рублей, подтверждены департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области департаментом финансов и бюджетной политики Белгородской области, что следует из письма от 18.08.2015 N 5079.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что оплату по данной закупке может осуществить только заказчик, т.е. Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области.
При этом, в проекте контракта в части оплаты товара предусмотрены следующие условия:
- пунктами 3.3, 3.4 контракта - оплата товара осуществляется в течение 10 рабочих дней по факту поставки, оказания сопутствующих услуг, что подтверждается актом приема-передачи товара, по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика.
- пунктом 4.8 контракта - оплата товара осуществляется Покупателем.
Согласно Приложению N 3 к проекту контракта "Договор на поставку", оплата за полное выполнение Поставщиком своих обязательств по поставке товара производится Покупателем в соответствии с условиями государственного контракта (п. 1.1), а также в порядке и на условиях, определенных государственным контрактом.
При этом порядок оплаты за поставляемый товар в части взаимоотношений между заказчиком и Поставщиком на момент заключения государственного контракта не определен, что не соответствует требованиям ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Проект контракта не содержит обязанности заказчика по обеспечению оплаты поставленного товара.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о несоблюдении заказчиком требований ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в части отсутствия в проекте контракта обязательного условия о порядке оплаты товара, регулирующего взаимоотношения между заказчиком и поставщиком.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона в т.ч. указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, которое должно содержать информацию о закупке, в т.ч. информацию о наименовании, ответственном должностном лице заказчика, специализированной организации.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В извещении о проведении Аукциона для закупки N 0126200000415003235, а также в Разделе 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе указана информация о заказчике, которым является департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, а также об ответственном должностном лице уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области. Информация о специализированной организации в извещении о проведении Аукциона и в документации об Аукционе отсутствует.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что в соответствии с п. 3.2.1 Постановления правительства Белгородской области от 21.10.2013 N 421-пп "Об определении полномочий органов исполнительной власти области в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Белгородской области и утверждении Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом" в случае определения поставщиков в форме электронного аукциона обязанность по формированию и размещению в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона возложена на уполномоченный орган - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области.
Передача указанных полномочий заказчиком уполномоченному органу не противоречит положениям ч. 1 ст. 26 Закона о контрактной системе, согласно которой в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации могут быть созданы государственный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Право заказчика по привлечению к организации и проведению аукциона специализированной организации содержится в ч. 1 ст. 40 Закона о контрактной системе, при этом названная норма не предусматривает обязанность заказчика по привлечению такой организации.
В связи с указанными обстоятельствами Комиссия не усматривает в действиях заказчика несоблюдение требований ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с п. 3.1.1 проекта контракта Поставщик обязуется поставить товар, оказать услуги (монтаж, наладка, инструктаж (обучение) медицинского персонала до 20 декабря 2015 года в соответствии со спецификацией поставляемого товара, извещением о прикреплении.
По мнению Заявителя, установленный срок поставки товара необоснованно ограничивает количество участников аукциона, т.к. закупаемый томограф является высокотехнологичным медицинским оборудованием, срок производства которого составляет 10-12 недель, доставка и установка его в помещении составит 6-9 недель.
При этом, каких-либо доказательств, подтверждающих такой довод, Заявителем не представлено, что не позволяет Комиссии прийти к выводу о совершении заказчиком действий, ограничивающих количество участников аукциона.
Учитывая изложенное, оценив материалы дела и объяснения сторон, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технологические системы" обоснованной в части отсутствия в документации об Аукционе условий о порядке оплаты за поставляемый товар, регулирующих взаимоотношения между заказчиком и поставщиком.
2. Признать в действиях заказчика - Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 6 ноября 2015 г. N 4081/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2015