Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 10 ноября 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 10.11.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мега Полис" на положения документации об электронном аукционе на закупку электрокардиографов с передачей данных на кардиопульт для нужд государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области (совместная закупка) (номер извещения 0128200000115008096), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика, организатора совместной закупки - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Станция скорой медицинской помощи г.Владимира" (далее - ГБУЗ ВО "ССМП г.Владимира", заказчик) <_>, <_>, представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган) <_>.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Мега Полис" (далее - ООО "Мега Полис", Общество, заявитель), надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление N 04/5062-сни от 03.11.2015), явку своего представителя не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
02.11.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Мега Полис" на положения документации об электронном аукционе на закупку электрокардиографов с передачей данных на кардиопульт для нужд государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области (совместная закупка) (номер извещения 0128200000115008096).
В своей жалобе заявитель изложил следующее.
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование мест происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Нарушение данной нормы состоит в требовании о полной совместимости поставленного оборудования с консультационным центром "Валента", имеющимся у заказчика, на уровне обмена и хранения данных ЭКГ (пункт 11.42 Технического задания).
Заявитель полагает, что у заказчика имеется один консультационный центр торговой марки "Валента" стоимостью не более чем 200 000 руб., кроме того, консультационный центр "Валента" в настоящее время является устаревшей медицинской техникой. Несмотря на наличие у него автоматической обработки ЭКГ, этот параметр не подтверждён требуемыми по ГОСТ IEC 60601-2-51-2011 испытаниями к анализирующим электрокардиографам, выполненными аккредитованными организациями. В связи с этим пользователю не известны погрешности автоматических измерений амплитудно-временных параметров ЭКГ и точность автоматической интерпретации. Использование такой аппаратуры, не соответствующей требованиям ГОСТ IEC 60601-2-51-2011, запрещено с 01.01.2013 законодательством РФ, так как это может приводить к неправильной врачебной диагностике и, следовательно, составляет потенциальную угрозу жизни и здоровью пациента. В настоящее время российскими производителями выпускаются более современные приборы такого типа, превосходящие по своим техническим характеристикам заявляемый заказчиком, и поставляемые по более низким ценам. Поэтому в объеме заявленной цены заказчик может получить более современную технику других производителей в требуемом ему объеме.
Кроме неэффективного использования бюджетных средств, по мнению заявителя, при проведении закупки нарушен также, в том числе по вышеуказанным основаниям, принцип стимулирования инноваций, предусмотренный статьей 10 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заключающийся в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупки должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Названный принцип стимулирования инноваций нарушается также следующим требованием аукционной документации: пункт 11.13 Технического задания "Дублирование основных функций аппаратными кнопками для ускорения работы", так как это требование существенно снижает ее надежность. Ускорение работы в современных устройствах подобного типа достигается совершенно другими средствами, в том числе и при помощи "горячих" сенсорных кнопок, обеспечивающих срочный съём ЭКГ.
В пункте 11.22 Технического задания установлено следующее требование: "Автоматический контроль наложения электродов с цветовой индикацией отсутствия контакта на экране прибора". ООО "Мега Полис" считает, что цветовая индикация отсутствия контакта электрода с кожей не является существенно полезным свойством электрокардиографа. В особенности это касается грудных электродов, цветовая маркировка которых охватывает большую палитру красок. Не каждый пользователь по цвету быстро найдет неисправный контакт. Некоторые пользователи (дальтоники) не различают цветов. Существует множество других более эргономичных способов индикации плохо наложенных электродов, поэтому конкретизация в данном случае создает необоснованное конкурентное преимущество производителю (продавцу) прибора с указанным способом индикации отсутствия контакта.
Таким образом, по мнению заявителя, требование заказчика о полной совместимости закупаемого медицинского оборудования с имеющимся у заказчика консультационным центром "Валента" является неэффективным использованием бюджетных средств, нарушает принцип стимулирования инноваций, а также совокупность требований к товару ограничивает количество участников закупки.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика - ГБУЗ ВО "ССМП г.Владимира" заявили следующее.
Требование наличия полной совместимости поставляемого оборудования с консультационным центром торговой марки "Валента" вызвано существующей необходимостью совместимости приобретаемого оборудования с уже имеющимся на балансе у заказчиков по данной совместной закупке оборудованием дистанционной передачи и анализа ЭКГ "Валента".
Суммарное количество телеэлектрокардиографов "Валента", работающих с 2013 года у заказчика, превышает 100 единиц, и его суммарная стоимость составляет несколько миллионов рублей (что на несколько порядков превышает указанные заявителем 200 000 рублей). Данное оборудование успешно работает в большинстве медицинских учреждений, включая службу скорой медицинской помощи.
В рамках реализации региональной информационной системы здравоохранения Владимирской области, заказчику необходимо сформировать единую систему, позволяющую осуществлять передачу и анализ ЭКГ, в связи с чем, существует необходимость совместимости приобретаемого оборудования с уже имеющимся на балансе у заказчика оборудованием дистанционной передачи и анализа ЭКГ "Валента".
Это позволит успешно реализовать следующие задачи:
- Возможность организации единой информационной системы ЭКГ диагностики острых коронарных заболеваний;
- Организовать общий архив ЭКГ, что обеспечит оценку динамики ЭКГ пациента;
- Сформировать единый интерфейс программного обеспечения, что повысит эффективность обучения и работы медперсонала и обеспечит взаимозаменяемость врачей и общий подход к оценке ЭКГ и формированию заключений;
- Снизить затраты на обеспечение системы ЭКГ диагностики мобильной связью (один оператор, единый тариф).
Только такой подход сможет привести к эффективному использованию систем дистанционного анализа ЭКГ и достижению основной задачи внедрения таких систем - снижение показателей смертности от острых коронарных состояний и в целом - снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний по региону.
Закупаемое оборудование "Валента" зарегистрировано в установленном порядке, производится и разрешено к производству, продаже и применению на всей территории Российской Федерации, в соответствии с регистрационным удостоверением N ФСР 2007/00259 от 26.03.2009 г. на комплекс аппаратно-программный "Валента" для проведения исследований функциональной диагностики, что подтверждается декларацией соответствия РОСС RU.0001.11ИМ41 от 13.04.2015.
Утверждение заявителя о том, что принцип стимулирования инноваций нарушается требованием аукционной документации "Дублирование основных функций аппаратными кнопками для ускорения работы", так как это требование снижает ее надежность, и предложение заменить их "горячими" сенсорными клавишами, по мнению заказчика, необоснованно. Недостатки и ненадежность работы сенсорных панелей являются общеизвестными и они не могут на 100% гарантировать необходимый заказчикам быстрый съем ЭКГ, в связи с чем, заказчиком и было установлено требование дополнительного дублирования аппаратными кнопками.
В описании объекта закупки указано требование "Автоматический контроль наложения электродов с цветовой индикацией отсутствия контакта на экране прибора".
Данное требование установлено заказчиком исходя из удобства использования. Помимо электрокардиографов "Валента", на отечественном рынке присутствуют модели других производителей, которые используют этот очень удобный для заказчика цветовой способ индикации. Люди, не различающие цвета, (дальтоники) изначально не могут работать в учреждениях скорой медицинской помощи.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На основании изложенного заказчик просит признать жалобу ООО "Мега Полис" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что со стороны уполномоченного органа нарушений законодательства при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
07.10.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru опубликованы извещение N 0128200000115008096 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключить гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на закупку электрокардиографов с передачей данных на кардиопульт для нужд государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области.
21.10.2015 размещено изменение извещения и аукционной документации.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 495 916,55 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Изучив аукционную документацию на закупку электрокардиографов с передачей данных на кардиопульт для нужд государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области, Комиссия установила, что при описании объекта закупки заказчиком использовались показатели и требования в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Требования к показателям товара - электрокардиографов с передачей данных на кардиопульт в количестве 35 штук указаны в Приложении к информационной карте (Таблица 1). В частности, в пункте 11.42 Таблицы 1 содержится следующее требование: "Полная совместимость поставляемого оборудования с консультационным центром торговой марки "Валента", имеющимся у Заказчика, на уровне обмена и хранения данных ЭКГ - Наличие".
Как следует из пояснений и документов, представленных заказчиком, указанное требование вызвано существующей необходимостью совместимости приобретаемого оборудования с уже имеющимся на балансе у заказчиков по данной совместной закупке оборудованием дистанционной передачи и анализа ЭКГ "Валента".
В рамках реализации региональной информационной системы здравоохранения Владимирской области, заказчику необходимо сформировать единую систему, позволяющую осуществлять передачу и анализ ЭКГ
Оборудование "Валента" зарегистрировано в установленном порядке, производится и разрешено к производству, продаже и применению на всей территории Российской Федерации, в соответствии с регистрационным удостоверением N ФСР 2007/00259 от 26.03.2009 г. на комплекс аппаратно-программный "Валента" для проведения исследований функциональной диагностики, что подтверждается декларацией соответствия РОСС RU.0001.11ИМ41 от 13.04.2015.
Также на основании потребностей заказчиков в описании объекта закупки указаны требования "дублирование основных функций аппаратными кнопками для ускорения работы" и "автоматический контроль наложения электродов с цветовой индикацией отсутствия контакта на экране прибора".
Кроме того, об отсутствии ограничения количества участников закупки свидетельствует тот факт, что на участие в данном электронном аукционе было подано 6 заявок, все они допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0128200000115008096 от 09.11.2015).
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия Владимирского УФАС России не усматривает в документации об электронном аукционе на закупку электрокардиографов с передачей данных на кардиопульт для нужд государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области (N 0128200000115008096) нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мега Полис" на положения документации об электронном аукционе на закупку электрокардиографов с передачей данных на кардиопульт для нужд государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области (совместная закупка) (номер извещения 0128200000115008096) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 10 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2015