Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 октября 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 19.10.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Монитор" (г.Ростов-на-Дону) (далее - ООО "НПП "Монитор", заявитель, Общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (электрокардиограф портативный) для нужд ГБУЗ ВО "Меленковская ЦРБ (N закупки 0128200000115007679), в присутствии представителей заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Меленковская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница", заказчик), главного врача ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница"), уполномоченного органа департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, заявителя ООО "НПП "Монитор"), заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "МЕТРОМЕДИКАЛРУС" (далее - ООО "МЕТРОМЕДИКАЛРУС").
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы и части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок 16.10.2015 в рамках рассмотрения дела Г 740-04/2015 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 19.10.2015.
16.10.2015 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница", уполномоченного органа департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, заявителя ООО "НПП "Монитор".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
12.10.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "НПП "Монитор" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (электрокардиограф портативный) для нужд ГБУЗ ВО "Меленковская ЦРБ".
Заявитель утверждает, что в техническом задании установленные заказчиком требования к товару: наличие экрана жидкокристаллического, подвижного, подстраиваемого под любой угол и масса электрокардиографа должна быть не более 2,5 кг влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102) Правительство Российской Федерации утвердило прилагаемый перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанный перечень содержит вид медицинского изделия - электрокардиограф (код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 -33.10.12.111).
В нарушении указанных правил и принципов изложенных в статье 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком установлено требование на наличие экрана жидкокристаллического, подвижного, подстраиваемого под любой угол, которым обладают только электрокардиографы импортного производства. А по массе, которая должна быть не более 2,5 кг соответствует единственный электрокардиограф Dixion ECG-1003 производства Китай.
Тем самым, включение заказчиком указанных требований к товару ограничивает права ООО "НПП "Монитор" как российского производителя электрокардиографов, так как Обществом не выпускаются электрокардиографы с экраном жидкокристаллическим, подвижным, подстраиваемым под любой угол.
Представитель заказчика пояснили следующее.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок к компетенции заказчика относится формирование требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик должен указать в документации об электронном аукционе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик при описании объекта закупки в документации об электронном аукционе руководствовался тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых изделий, также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не ограничивает права заказчика по выбору параметров технических, функциональных и качественных характеристик товара.
Заказчик при формировании технической документации об электронном аукционе самостоятельно определяет необходимые технические характеристики товаров, исходя из текущих потребностей заказчика.
Электрокардиограф с экраном жидкокристаллическим, подвижным, подстраиваемым под любой угол принципиально выжжен для заказчика для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Поворотный экран является немаловажным удобством, которое позволяет медицинскому персоналу считывать цифровое изображение данных электрокардиографа.
С данным экраном существуют электрокардиографы как отечественного и импортного производства: ДИКСИОН ЭКГ-10-01 (Россия), ДИКСИОН ЭКГ-10-03 (Россия), Bionet Cardio XP (Южная Корея), Medinova ECG-9812 (Китай), Schiller Cardiovit AT-10 Plus (Швейцария), Schiller CardioLaptop AT-110 (Швейцария), Mortara ELI350 (США).
Таким образом, в связи с наличием многочисленных изготовителей электрокардиографов, заказчик не ограничивает число участников закупки.
Также представитель заказчика сообщил, что при указании требования к массе, им была допущена техническая ошибка, вместо указания "не менее 2,5 кг", ошибочно указано "не более 2,5 кг".
Представитель участника рассматриваемой закупки ООО "МЕТРОМЕДИКАЛРУС", который является победителем, пояснил, что им был предложен электрокардиограф производства ООО "ДИКСИОН" страна происхождение товара Россия, что подтверждается регистрационным удостоверением N ФСР 2010/08659 от 16.08.2010.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно указанному перечню под кодом 33.10.12.111 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности зарегистрировано наименование вида медицинских изделий "Электрокардиографы".
При осуществлении закупки на поставку медицинского оборудования (электрокардиограф портативный) заказчиком установлены условия, запреты в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В материалы рассматриваемого дела заявителем не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства, что требование к товару: наличие у электрокардиографа экрана жидкокристаллического, подвижного, подстраиваемого под любой угол влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Учитывая факт допущения технической ошибки заказчиком по позиции 5.43 "масса", указав "не более 2,5 кг" вместо "не менее 2,5 кг" в показателях, аукционная документация требует соответствующих изменений в целях приведения ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Тем самым в действиях заказчика установлены нарушения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПП "Монитор" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (электрокардиограф портативный) для нужд ГБУЗ ВО "Меленковская ЦРБ" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2015